Платное образование: «за» и «против»

Платное образование: «за» и «против»

Получившие
лучшее в мире образование наши граждане \»заряжали” банки с водой от
телевизора с Кашпировским, после чего отнесли все сбережения в МММ.
Более красноречивые примеры назвать сложно. Наверное, прав был Гераклит:
«Многознание уму не научает».
Говорят, что во всем виноват ЕГЭ. Обращаюсь ко всем, кому вручили аттестат задолго до введения Единого госэкзамена.
Вопрос по истории. Назовите хотя бы одного деятеля из шестнадцатого века.
Математика. Что такое функция? Её понятие в двух словах.
Физика. Первый закон термодинамики. Формулировка и физ. смысл.

Платное образование: «за» и «против»

Получившие
лучшее в мире образование наши граждане \»заряжали” банки с водой от
телевизора с Кашпировским, после чего отнесли все сбережения в МММ.
Более красноречивые примеры назвать сложно. Наверное, прав был Гераклит:
«Многознание уму не научает».
Говорят, что во всем виноват ЕГЭ. Обращаюсь ко всем, кому вручили аттестат задолго до введения Единого госэкзамена.
Вопрос по истории. Назовите хотя бы одного деятеля из шестнадцатого века.
Математика. Что такое функция? Её понятие в двух словах.
Физика. Первый закон термодинамики. Формулировка и физ. смысл.
Ин. яз. «Йес, ай даз»!
На
все вопросы: «А? Э-э-э…» Тогда позвольте узнать, что вы делали 10 лет в
школе, а потом долгие пять лет в аудиториях вузов? Вопросы можно
поменять, но суть ответов останется неизменной.
В принципе, это
личное дело каждого, но государство зачем-то тратило миллиарды на
систему образования. И если на выходе всякий раз получается Кашпировский
и \»нез наю”, то, наверное, стоит что-то менять для повышения общей
эффективности системы образования. Ибо в существующем виде результат
налицо.
«Образование любого уровня должно быть бесплатным.
«Элитных» учебных заведений не должно быть, ибо от рождения все люди
равны… «Элитарные» школы уродуют саму идею просвещения, делят детей на
«элиту» и прочих, на избранных и нет. Верхняя планка образования должна
определяться не толщиной кошелька, а самим человеком, в зависимости от
его способностей и трудолюбия».
(Из статьи «Современная средняя школа. Записки учителя», опубликованной на «ВО» 28 июля 2016 года.)
«Должно быть бесплатным…» Ха!
Да
любой школьник знает, что шоколадка и айфон стоят денег, а урок
математики не стоит ничего, его можно смело прогулять. Или просидеть на
«галёрке», хлопая ушами. Все, что бесплатно, ценности не имеет. Такова
человеческая натура, «маниловские мечты» оставим на совести идеалистов.
Не
волнуйтесь, разразившаяся буря негодования будет вызвана теми, кто уже
давно получил свои дипломы и устроился в жизни. Сами учащиеся воспримут
данный факт как обыденный. Те, кто стремится к поступлению на
факультет своей мечты, уже давно привыкли к внеклассным занятиям,
подготовительным курсам и репетиторам.
Без всего этого о поступлении на бюджет в ведущий вуз можно смело забыть. Слишком велика конкуренция. В России много талантов.
Те
же, кто хочет поскорее закончить \»тошниловку”, воспримут эту мысль с
облегчением. Все, кому стало неинтересно в школе, получат реальный шанс
перестать мучить себя, учителей и родителей.
Деньги решают не всё
Вспомните
старую истину: таланту нужна поддержка, бездарность пролезет сама.
Школьникам не нужны какие-то абстрактные «дома творчества» и «кружки»
(непременно бесплатные), в которые все равно никто не пойдет.
Современным школьникам нужны научные форумы и олимпиады. С неиллюзорными
бонусами в виде грантов на поступление в ведущие вузы страны. С
организацией экскурсий и летних «стажировок» при научных центрах, НИИ и
научно-производственных объединениях — для лучших из лучших, проявивших
незаурядные способности по выбранным направлениям: фундаментальная
физика, химия, биотехнологии… С возможностью продолжения обучения в
специализированных элитарных школах для подающих большие надежды. Как
пример — челябинский математический лицей №31, неоднократно гремевший на
весь мир.
Олимпиада — лучшее средство для выявления достойных. С
другой стороны, это самый эффективный мотиватор для всех, у кого есть
хоть капля интереса к учебе. Эти соревнования не должны выглядеть как
заурядный тест по школьной программе. Наибольшую отдачу имеют научные
проекты, результаты опытов и небольшие открытия, сделанные самими
школьниками при содействии их научных руководителей. И наивно полагать,
что подготовка к участию в подобных проектах не потребует затрат сил,
времени и средств у учеников и их родителей.
21-22
июля в Москве прошел форум Агентства стратегических инициатив. Наравне
со взрослыми учёными свои разработки представили и школьники. Ученики
химкинского лицея № 15 создали учебную модель «робота-боксера». «Робот
выполняет все возможные варианты ударов боксеров на ринге: хук слева,
хук справа, апперкот, разворот. Он умеет устрашать врага взглядом и
издавать звуки во время ударов», — рассказала учитель физики Оксана
Сафиуллина.
Мощный соревновательный элемент, система
научных конкурсов и олимпиад — лучшее, что есть в отечественной школьной
программе. Необходимо стимулировать интерес педагогов, привлекать новых
инвесторов в виде ведущих НИИ и школ для одаренных детей, всячески
поддерживать данное направление вместо «болота» для равных среди равных,
в которое нас тянут сторонники «бесплатного образования для всех и
каждого».
Идеалисты могут твердить что угодно. Например: «Верхняя
планка образования должна определяться не толщиной кошелька, а самим
человеком». В таком случае, уважаемый, вы получите то, что мы имеем
сейчас. Толпу продавцов и консультантов с никому не нужными дипломами.
Ибо любой человек определит свою «верхнюю планку образования» не ниже
степени бакалавра. Чисто из соображений престижа.
А получить эту степень в наши дни несложно.

Платное образование: «за» и «против»

Платное образование: «за» и «против»

Ладно,
курсовые и дипломы. Но за купленную диссертацию должна наступать
уголовная ответственность. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Почему в России из 100 тыс. научных работников со степенями 80% являются
\»околонаучным планктоном”, пользующимся полным пакетом привилегий
научного работника при полном отсутствии знаний по выбранному предмету и
кое-как вымученной диссертации по теме \»Турбулентные потоки в
санфаянсовых изделиях”?
Как бороться с пагубной тенденцией? Как повышать статус образования в глазах российского общества?
Очевидный
выход — повышение элитарности образования. Как добиться поставленной
цели? Ответ: ужесточением требований к результатам ЕГЭ и аттестату для
поступления в вуз (в отличие от современных реалий, когда для
поступления на большинство специальностей по контракту достаточно
продемонстрировать минимальный багаж знаний: 30 баллов по любому
предмету, их можно набрать случайно, расставляя «галочки» в бланке
заданий). И с одновременным увеличением платы за обучение в несколько
раз.
В результате родители выпускников трижды подумают: а стоит
ли мнимый \»престиж” тех колоссальных затрат? Одновременно такое решение
избавит их чад от неимоверных мучений в стенах вузов, а многочисленные
торговые сети — от продавцов с дипломами инженеров.
И заметьте, здесь нет ни слова о сокращении существующего числа бюджетных мест.
«Вице-премьер
российского правительства Ольга Голодец, курирующая блок социальных
вопросов, заявила, что для двух третей населения России высшее
образование сегодня является избыточным».
(Новость от 15.07.2016 года.)
Реформу
системы образования высоко оценят выпускники и их будущие работодатели.
Диплом перестанет быть формальным дополнением на собеседовании при
приёме на работу, а станет реальным гарантом знаний.
Единственный,
кто встретит инициативу «в штыки», — руководство университетов. Ведь
предложенный способ противоречит всей концепции доходного «бизнеса», в
который превращена вся российская система высшего образования.
Забьются
в истерике владельцы частных вузов, многочисленных «институтов
инноваций и коммерции». Которые уже давно следовало разогнать и лишить
лицензий как не отвечающих даже минимальным требованиям для учебного
заведения.
Разумеется, необходимо ликвидировать заочное
отделение, которое в настоящее время служит лишь местом выдачи
бессмысленных «корок» при полном отсутствии знаний у их владельцев. Сам
автор, будучи преподавателем, дважды в год с недоумением взирал на толпы
уставших людей явно не студенческого возраста, непонятно зачем
вливавшиеся в аудитории вузов. Господа, понимаю, что престижно быть
менеджером с дипломом инженера, но ведь надо понимать, что, если у вас
не находится времени на ежедневное посещение занятий (хотя бы по
вечерам), то о каком высшем образовании может идти речь?
При чём
здесь обиды, жалобы на семью и работу? Какой диплом, если у вас банально
отсутствует возможность для получения знаний? Это так же нелогично, как
подать заявку на участие в марафоне, ссылаясь на отсутствие ног.
Только
без шуток о пользе самообразования и чтении учебников на дому. Из тех
«заочников», у кого мне «посчастливилось» принимать экзамены, не
оказалось даже знаний уровня старших классов.
Конечно, все это
технические моменты. Ключевым требованием должно стать повышение
элитарности образования. «Верхняя планка образования» должна
определяться не самим человеком, а уровнем его талантов и знаний.
Отсутствие которых в ряде случаев можно компенсировать большими
деньгами. В желаниях нет ничего плохого, если они хорошие. Но если
студент не демонстрирует особых успехов и вообще не планирует работать
по специальности, почему государство должно брать на себя обязанность и
заниматься его обучением?
Автор Алексей Долганов

Добавить комментарий