Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума

 Дорогие друзья! Благодарю вас за ваше терпение. Хотел бы
поприветствовать вас на этой важной сессии Санкт-Петербургского международного
экономического форума. Как вам известно, у нас необычное пленарное
заседание и необычный президиум. Я не буду тратить время понапрасну и приглашу
участников: Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев и Премьер-министр Италии Маттео Ренци. В.Путин: Добрый
день, уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья! Очень рад приветствовать всех вас на двадцатом экономическом
форуме в Петербурге. И в начале,
глядя в этот зал, не могу не вспомнить,
как начинались форумы подобного рода. Не могу не вспомнить, что его
инициатором
был первый мэр этого города Анатолий Александрович Собчак. И с тех пор
прошло
уже 20 лет, больше 20 лет. Начинался он как региональный форум, хотя мы
тогда
организовывали его силами городской администрации, но сегодня он
превратился в важную площадку, где можно встретиться, поговорить
о проблемах, обменяться
мнениями. Прежде всего хотел бы поблагодарить руководителей
международных организаций, лидеров государств, авторитетных политических
деятелей, представителей бизнеса, которые откликнулись на наше приглашение. Петербургский форум традиционно служит площадкой для
обсуждения стратегических вопросов и проблем. Такой разговор тем более важен
сегодня, когда мир переживает серьёзную трансформацию, когда глубокие изменения
затрагивают практически все сферы жизни. Хочу
воспользоваться этой трибуной, чтобы поделиться и своими оценками
и соображениями, рассказать о том, какой мы видим Россию в меняющемся
мире. И начать хотел бы с тех
системных проблем, с которыми сталкивается глобальная экономика
и практически все страны. Да, после кризиса 2008–2009 годов удалось отчасти
свести финансовые балансы, ограничить, хотя и не преодолеть проблему роста
долга, сделать более прозрачными и управляемыми денежные потоки. Однако структурные проблемы, накопленные в глобальной экономике, сохраняются. Перезапустить
рост пока не удаётся. Кстати, с экономической неопределённостью,
исчерпанием прежних источников роста в известной степени связана и нынешняя геополитическая напряжённость. Есть
риск, что она может усилиться, даже искусственно провоцироваться. В наших общих
интересах найти созидательный, конструктивный
выход из этой ситуации.Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума
Владимир Путин выступил на пленарном заседании Петербургского
международного экономического форума.
17 июня 2016 года
16:20
Санкт-Петербург
В сессии также приняли участие Президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев
и Председатель Совета министров Италии Маттео Ренци.
* * *

Ф.Закария(как переведено): Дамы и господа!
Благодарю вас за ваше терпение. Хотел бы
поприветствовать вас на этой важной сессии Санкт-Петербургского международного
экономического форума.
Как вам известно, у нас необычное пленарное
заседание и необычный президиум. Я не буду тратить время понапрасну и приглашу
участников: Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев и Премьер-министр Италии Маттео Ренци.
В.Путин: Добрый
день, уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья!
Очень рад приветствовать всех вас на двадцатом экономическом
форуме в Петербурге.
И в начале,
глядя в этот зал, не могу не вспомнить,
как начинались форумы подобного рода. Не могу не вспомнить, что его
инициатором
был первый мэр этого города Анатолий Александрович Собчак. И с тех пор
прошло
уже 20 лет, больше 20 лет. Начинался он как региональный форум, хотя мы
тогда
организовывали его силами городской администрации, но сегодня он
превратился в важную площадку, где можно встретиться, поговорить
о проблемах, обменяться
мнениями.
Прежде всего хотел бы поблагодарить руководителей
международных организаций, лидеров государств, авторитетных политических
деятелей, представителей бизнеса, которые откликнулись на наше приглашение.
Петербургский форум традиционно служит площадкой для
обсуждения стратегических вопросов и проблем. Такой разговор тем более важен
сегодня, когда мир переживает серьёзную трансформацию, когда глубокие изменения
затрагивают практически все сферы жизни.
Хочу
воспользоваться этой трибуной, чтобы поделиться и своими оценками
и соображениями, рассказать о том, какой мы видим Россию в меняющемся
мире. И начать хотел бы с тех
системных проблем, с которыми сталкивается глобальная экономика
и практически все страны.
Да, после кризиса 2008–2009 годов удалось отчасти
свести финансовые балансы, ограничить, хотя и не преодолеть проблему роста
долга, сделать более прозрачными и управляемыми денежные потоки.
Однако структурные проблемы, накопленные в глобальной экономике, сохраняются. Перезапустить
рост пока не удаётся.
Кстати, с экономической неопределённостью,
исчерпанием прежних источников роста в известной степени связана и нынешняя геополитическая напряжённость. Есть
риск, что она может усилиться, даже искусственно провоцироваться. В наших общих
интересах найти созидательный, конструктивный
выход из этой ситуации.
Ведущие
страны мира ищут источники
роста, и ищут в использовании, в капитализации колоссального
технологического
потенциала, который уже имеется и продолжает формироваться прежде всего
в цифровых и промышленных
технологиях, робототехнике, энергетике,
биотехнологиях и медицине, в других сферах.
Открытия в этих областях способны привести к настоящей технологической
революции, к взрывному росту производительности труда. Это уже
происходит и неизбежно произойдёт: неизбежно произойдёт
реструктуризация целых отраслей, обесценятся
многие производства и активы, изменится спрос
на профессии и компетенции, обострится и конкуренция
как на традиционных, так и на формирующихся рынках.
Собственно,
уже сегодня мы видим
попытки закрепить за собой или даже
монополизировать выгоду от технологий нового поколения.
Отсюда, как мне думается, и создание замкнутых регуляторных
пространств с барьерами для перетока прорывных технологий в другие
регионы мира с достаточно жёстким контролем над кооперационными
цепочками
для максимального извлечения технологической
ренты. Мы дискутировали с коллегами, некоторые говорят, что это
возможно. Я думаю, что нет. На какое‑то время можно сдержать
распространение тех или иных технологий, но в современном мире удержать
это в замкнутом
пространстве, даже достаточно большом географически,
невозможно. Это может привести к тому, эти попытки, что и сфера
фундаментальной науки, открытая
сегодня для обмена знаниями и информацией для
совместных проектов, также может закрыться, и здесь тоже вырастут
разделительные барьеры.
Вместе
с тем масштаб технологических, экономических задач и объективно
складывающаяся ситуация сегодня – всё это имеет такой масштаб и такой
характер, что развиваться эффективно можно только вместе,
выстраивая кооперационные связи. Мы считаем,
что такая кооперация может эффективно строиться в рамках гибких
и открытых интеграционных структур,
которые поощряют конкуренцию в научном
поиске, многообразие технических решений,
позволяют странам-участникам в полной мере реализовать свои компетенции
и свой потенциал. В 2011 году вместе с Белоруссией, Казахстаном,
опираясь на плотную
сеть кооперационных связей, доставшихся нам ещё от Советского Союза, мы
сформировали общее
таможенное пространство, затем создали
Евразийский экономический союз. Инициатор
этого проекта находится в этом зале, на трибуне. Это Президент
Казахстана
Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Мы последовательно углубляем нашу
интеграцию, убираем барьеры на пути развития торговли, движения инвестиций, технологий, рабочей силы. Уже сейчас
реализуется программа технологической,
промышленной кооперации, поэтапно формируем единый рынок услуг. К 2025 году
будет создан единый рынок энергетики и углеводородов, финансовый рынок.
Видим
большие перспективы во взаимодействии Евразийского экономического союза
с другими странами и интеграционными объединениями. Кстати, желание
создать зону свободной торговли с Евразийским
экономическим союзом выразили уже более 40
государств и международных организаций. Мы с нашими партнёрами
считаем, что Евразийский экономический союз
может стать одним из центров формирования более широкого интеграционного
контура. В рамках такого
контура мы в том числе сможем решать крупные
технологические задачи, мотивировать и вовлекать в процесс
технологического развития новых участников. Мы совсем недавно в Астане
обсуждали это и предлагаем подумать о создании большого Евразийского
партнёрства с участием Евразийского экономического союза, а также стран,
с которыми у нас
уже сложились тесные отношения: Китай, Индия,
Пакистан, Иран. И конечно, имею в виду наших партнёров по СНГ, других
заинтересованных
государств и объединений.
Начать
можно было бы с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого
сотрудничества и инвестиций, а также нетарифных мер технического, фитосанитарного регулирования, таможенного
администрирования, защиты прав
интеллектуальной собственности, в дальнейшем постепенно двигаться к снижению, а затем и отмене тарифных ограничений.
Мы
могли бы опереться на целую сеть двусторонних
и многосторонних торговых соглашений с разной глубиной,
скоростью и уровнем взаимодействия,
открытостью рынка, в зависимости от готовности той или иной национальной
экономики к такой совместной работе, на договорённостях о совместных проектах в области науки, образования, высоких
технологий. Все эти соглашения должны быть
нацелены в будущее, создавать основу для
совместного гармоничного развития на базе эффективной и равноправной кооперации.
Уже
в июне с нашими китайскими коллегами мы планируем дать официальный
старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического
партнёрства в Евразии
с участием государств Европейского экономического союза и Китая.
Рассчитываю, что это станет одним из первых шагов к формированию
большого
евразийского партнёрства. Обязательно вернёмся к обсуждению
этого масштабного проекта на Восточном экономическом форуме, который
состоится
в начале сентября во Владивостоке, и,
пользуясь случаем, уважаемые коллеги, я всех вас приглашаю принять в нём
участие.
Дорогие друзья, проект, о котором
я только что сказал, проект «большой Евразии»,
открыт, безусловно, и для Европы, и уверен,
такое взаимодействие может быть взаимовыгодным. Европейский союз, несмотря на все проблемы в наших отношениях, известные
проблемы, остаётся ключевым торгово-экономическим партнёром
России. Это наш ближайший сосед, и нам,
конечно же, не безразлично, что происходит и у наших соседей, в европейских странах и в европейской
экономике.
Для ЕС вызов технологической
революции и структурных изменений стоит не менее остро, чем для России. Также хорошо понимаю наших
европейских партнёров, которые говорят о непростых решениях для Европы в ходе переговоров по созданию
трансатлантического партнёрства. Очевидно,
что Европа обладает громадным потенциалом, и ставка лишь на одно региональное объединение
явно сужает её возможности. В такой ситуации
трудно удержать баланс и сохранить
пространство для выгодного для Европы манёвра.
Как
показали в том числе недавние встречи с представителями немецких и французских деловых кругов, европейский
бизнес хочет и готов сотрудничать с нашей
страной. Политикам нужно пойти навстречу бизнесу,
проявить мудрость, дальновидность и гибкость.
Нам нужно вернуть доверие в российско-европейские отношения и восстановить
уровень взаимодействия.
Мы
помним, с чего всё началось. Россия не была инициатором сегодняшнего
развала, разлада
и проблем, введения санкций. Все наши действия были и остаются
исключительно ответными. Но мы, что называется, как у нас в народе
говорят, зла не держим
и готовы идти навстречу нашим европейским партнёрам.
Но это, безусловно, не может быть игрой в одни ворота.
Повторю,
мы заинтересованы в том, чтобы европейцы подключились к проекту большого евразийского партнёрства.
В этой связи приветствуем инициативу Президента Казахстана о проведении консультаций между Евразийским
экономическим союзом и ЕС. Вчера мы обсуждали
этот вопрос на встрече и с председателем
Еврокомиссии.
Кроме
того, в качестве первого
встречного шага можно было бы возобновить диалог на техническом уровне
между экспертами по широкому кругу вопросов. Это торговля, инвестиции,
техрегулирование, таможенное администрирование. Таким образом, мы сможем
наработать базу для дальнейшего сотрудничества
и взаимодействия.
И конечно, считаем важным
продолжить сотрудничество в рамках крупных
научных проектов, таких как термоядерный реактор ITER, рентгеновский лазер на свободных
электронах и целый ряд других. Совместные
усилия позволят нам серьёзно повысить технологическую
конкурентоспособность как Европы, так и России. Достаточно
сказать, что в 2015 году Россия вложила в совместные с Европой высокотехнологичные проекты 1 миллиард 200 миллионов евро.
Уважаемые
коллеги! Формируя
Стратегию экономического развития России, мы, конечно же, учитываем
тенденции,
которые происходят в мире, и намерены
использовать глобальные технологические сдвиги, формирование новых
рынков, возможности интеграции и кооперации в интересах собственного
развития.
Россия
смогла решить наиболее
острые текущие проблемы в экономике. Уже в ближайшей перспективе
рассчитываем на возобновление
роста. Мы сохранили резервы, существенно сократился отток капитала:
по сравнению с первым кварталом 2015 года в пять
раз. Снижается и инфляция. Если взять месяц к месяцу, за предыдущий
период между, скажем, 2015-м и 2014 годами, то, скажем, если взять
2016-й и 2015-й – в два раза практически инфляция сократилась.
Считаю, что уровень инфляции в 4–5 процентов достижим уже
в среднесрочной перспективе.
Кроме того, необходимо постепенно
снижать бюджетный дефицит, зависимость
бюджета от поступлений углеводородного сырья
и другого сырья, в том числе в ближайшие 5–7 лет надо как минимум вдвое сократить ненефтегазовый дефицит.
Уверен, что Правительство и Центральный банк России продолжат взвешенную
и ответственную работу по обеспечению макроэкономической стабильности. Мы
ставим перед собой задачу выйти на темпы
роста экономики не менее чем 4 процента в год.
Да, конечно, я помню, о чём мы говорили
предыдущие годы. Сегодня мы говорим о более
скромных цифрах. Это не столь высокие ориентиры, которые
мы обозначили ещё несколько лет назад, но,
повторю, ситуация изменилась не только для
России – для всей глобальной экономики.
Текущее замедление роста – это общемировая тенденция.
Важнейший
фактор, который предопределяет общую
конкурентоспособность экономики, динамику
рынков, ускорение роста ВВП, повышение заработной платы, – это
производительность труда. Нам необходим рост производительности труда
на крупных и средних предприятиях: в промышленности, в строительстве,
на транспорте и в сельском хозяйстве – не менее чем 5 процентов в год.
Кажется, что это очень трудная
или даже невыполнимая задача, если посмотреть,
что у нас происходит с этим сегодня. Вместе с тем примеры многих
предприятий, да и целых отраслей
производства, таких как авиапром, химпром, фарминдустрия,
сельское хозяйство, показывают, что эта задача абсолютно
реализуемая, реальная. Будем так настраивать
законодательство, налоговые регуляторы, технические стандарты, чтобы
компании были заинтересованы повышать
производительность труда, внедрять трудо- и энергосберегающие
технологии. При этом предприятия, которые готовы и хотят
решать такие задачи, должны получить широкий
доступ к финансовым ресурсам, в том числе
через механизмы институтов развития, таких
как Внешэкономбанк и Фонд развития промышленности.
С ростом
производительности неэффективная занятость будет неизбежно сокращаться,
а это значит, нам
нужно существенно повысить гибкость рынка
труда, предложить людям новые возможности. Мы сможем решить эту задачу,
в первую очередь создавая новые
рабочие места в малом и среднем бизнесе. Численность работников (это
очень важно,
что я сейчас скажу), занятых в малом и среднем
бизнесе, с сегодняшних 18 миллионов человек должна возрасти как минимум
на 1,4 миллиона человек к 2020 году и более чем на 3 миллиона –
к 2025-му. Будет
непросто наращивать поддержку малого и среднего бизнеса,
а последовательно
формировать целые ниши для его работы, наверное, будет ещё
труднее. Но это нужно, придётся
сделать.
В этом
направлении сделан уже
важный шаг, есть первые результаты. Так,
резко возрос объём заказов для малого и среднего бизнеса со стороны
крупных компаний
с госучастием. По итогам года – и это,
считаю, безусловно, успех Правительства ­– крупные
компании разместят заказов для малого и среднего бизнеса на 1 триллион
рублей. По сравнению с прошлым годом рост почти в девять раз.
Ещё одна
ниша для малого и среднего бизнеса – это
высокотехнологичная сфера, создание условий для тех небольших компаний, которые реализуют стартапы, выходят
на рынок с прорывной продукцией. И, наконец, ёмкая ниша – это сервис,
развитие сферы бытовых услуг, а по сути создание комфортной, благоприятной среды для жизни людей в городах и посёлках России.
Уже
в июле корпорация по развитию
малого и среднего бизнеса запускает
бесплатный электронный сервис – бизнес-навигатор,
в котором будет содержаться информация о том, где, в каком регионе есть
перспективные площадки для открытия своего
дела, какая продукция и услуги востребованы,
какую финансовую, имущественную поддержку может получить
предприниматель.
Правительство уже начало целенаправленную работу
по содействию экспорту, создан Российский экспортный центр. Необходимо
двигаться дальше, отталкиваясь от достигнутых результатов, формировать
систему
поддержки экспортно ориентированных компаний.
Она должна охватывать весь цикл: от проведения НИОКР, экспортного
финансирования до помощи в сертификации, маркетинге, организации
сервисного обслуживания
и закрепления компаний на внешних рынках.
Добавлю,
что
наша программа импортозамещения также нацелена на создание продукции,
конкурентной на мировом рынке, и в этом смысле, хотел бы тоже это
подчеркнуть,
импортозамещение – это важный этап для наращивания несырьевого экспорта,
для
встраивания наших компаний в глобальные производственные
и технологические
альянсы. И не на вторых ролях, а в качестве сильных, эффективных
партнёров.
Уважаемые
друзья, мы продолжим дальнейшую либерализацию и улучшение делового
климата. Знаю, что на площадках форума об этом много говорилось
вчера и сегодня. Будем решать системные проблемы, которых ещё
достаточно. Речь идёт
о том, чтобы повысить прозрачность,
выравнивать отношения государственных структур и бизнеса. Эти отношения
должны строиться на понимании и взаимной ответственности, строгом
выполнении
и следовании законам, на уважении к интересам
государства и общества, безусловной ценности института частной
собственности.
Нужно кардинально снизить
возможности для незаконного уголовного
преследования. Более того, представители силовых структур должны нести
персональную ответственность за неоправданные
действия, которые привели к разрушению
бизнеса. Считаю, что эта ответственность может быть
и уголовной.
Понимаю, что это очень тонкая вещь, мы не можем и не должны связывать по рукам и ногам работу правоохранительных
органов. Однако здесь, безусловно, нужен баланс,
жёсткий барьер для любого злоупотребления
полномочиями и властью. Руководству Прокуратуры, Следственного комитета,
Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности нужно постоянно отслеживать ситуацию на местах, при
необходимости принимать меры по совершенствованию законодательства.
Я прошу рабочую группу по вопросам
правоприменения в сфере предпринимательства,
которую возглавляет глава Администрации Президента Сергей Борисович Иванов, также сосредоточиться на этих вопросах.
Добавлю, что уже внёс
в парламент пакет законопроектов, подготовленных рабочей группой, они
направлены на гуманизацию так называемых
экономических статей. Одновременно важно
гарантировать право бизнеса и всех граждан на справедливую и беспристрастную судебную защиту.
Отечественное
судебное сообщество за последнее время уже
многое сделало для улучшения качества правосудия.
Позитивную роль в обеспечении единства правоприменения сыграло
и объединение Верховного и Высшего
Арбитражного судов. Считаю, что нужно и дальше двигаться в сторону
повышения ответственности судей, большей прозрачности судопроизводства.
Важнейшая
роль в создании благоприятных условий для
ведения бизнеса, принадлежит, безусловно, регионам Российской Федерации.
Сегодня утром уже, я знаю, это обсуждалось на площадках форума, были
объявлены результаты ежегодного национального рейтинга инвестиционного климата. Я хочу присоединиться к поздравлениям
победителей и напомню: это Татарстан,
Белгородская, Калужская области. Отмечу также значительный прогресс Тульской области, Владимирской, Тюменской, Кировской,
Липецкой, Орловской областей и города Москвы.
Но на что бы
в этой связи хотел обратить внимание? Судя по результатам, у нас уже
сформировалось ядро лидеров, которые
традиционно занимают верхние строчки рейтинга. Естественно, возникает
вопрос: а где остальные? Я прошу
Правительство совместно с деловыми сообществами подумать
о дополнительных механизмах поощрения лучших
региональных управленческих команд. И напротив, будем принимать
серьёзные меры, вплоть до кадровых решений, в отношении тех
руководителей регионов, которые
не понимают, что поддержка бизнеса – это важнейший ресурс развития
региона и всей страны. Хочу, чтобы меня услышали мои
коллеги в регионах, прежде всего
руководители. Мы обязательно проведём серьёзный
анализ того, что в этой сфере происходит в каждом из регионов Российской
Федерации, и проведём осенью этого года серьёзный
разговор на эту тему.
Уважаемые
дамы и господа! Уже
говорил об участии России в международной
научной кооперации, в частности с европейскими странами. К этому нужно
добавить наш серьёзный фундаментальный задел в физике, математике,
химии. Недавно, вы
знаете, мы чествовали учёных – лауреатов
Государственной премии, которые совершили
настоящие прорывы в области биологии, генетики, медицины. Добавлю, что
именно российские
микробиологи, например, разработали наиболее
эффективную вакцину против лихорадки Эбола.
Отечественные компании готовят к выходу на рынок целую линейку
беспилотных
транспортных средств, работают над системами
распределения и накопления энергии, цифровой морской навигации. Мы
практически
сформировали систему управления технологическим развитием. О чём идёт
речь
и что бы я в этой связи хотел сказать?
Первое. Недавно созданное
Агентство по технологическому развитию будет
содействовать внедрению уже существующих передовых разработок в реальное производство, оказывать содействие
в организации совместных предприятий с зарубежными
партнёрами.
Второе. С 2019 года заработает ещё один
механизм. Для крупных предприятий
обязательным на уровне закона станет требование использования наилучших
доступных технологий, отвечающих самым
строгим экологическим стандартам. Это,
надеюсь, будет серьёзным стимулом для
модернизации промышленности. Во многих странах-соседях такие нормы давно введены.
Мы переносили сроки, имея в виду непростую
ситуацию в реальном секторе экономики, но переносить
бесконечно невозможно. Коллеги наши из бизнеса,
из промышленности знают об этом и должны быть к этому готовы.
И,
наконец, третье. В рамках Национальной технологический инициативы уже
идёт работа по проектам завтрашнего дня, по тем технологиям, которые
создадут
принципиально новые рынки через 10–20 лет. Я
прошу Правительство ускорить снятие
административных, законодательных и иных барьеров, которые препятствуют
формированию рынков будущего. Очень важно
подкрепить процесс технологического развития финансовыми
ресурсами, поэтому ключевой задачей обновлённого
Внешэкономбанка, безусловно, станет поддержка
долгосрочных проектов, привлекательных
проектов именно в этой, высокотехнологичной, сфере.
Мы
прекрасно понимаем, что технологии создаёт
и использует человек. Именно талант
исследователя, квалификация инженеров и рабочих являются важнейшим
условием конкурентоспособности экономики и страны в целом. Поэтому
считаю образование самым главным, на что мы должны обратить внимание
в ближайшие годы.
Сейчас мы наблюдаем
настоящее возрождение интереса нашей молодёжи
к инженерным специальностям, естественно, научным дисциплинам.
Кстати, Россия уже вышла на ведущие позиции в мире по числу студентов, которые обучаются инженерным профессиям.
Важно, что одновременно повышается и качество подготовки кадров, укрепляются
связи университетов и колледжей с реальной
экономикой, как с государственным, так и частным сектором, а значит, растёт и востребованность будущих специалистов.
Продолжим
обновление
материальной базы образовательных учреждений, реализацию программ
повышения квалификации преподавателей и,
конечно, совместно с работодателями будем
совершенствовать само содержание высшего и среднего профессионального
образования, прежде всего основываясь на современных обновлённых
профессиональных
стандартах, активно будем использовать опыт, полученный и в совместной
работе с международным движением WorldSkills.
Начиная со школьного и дополнительного образования, мы создаём условия, чтобы дети во всех регионах страны могли реализовывать
технические и научные проекты, с детства
приучались к командной творческой работе. Эти навыки
необходимы современному специалисту практически в любой сфере.
Уважаемые коллеги, очевидно, что
задачи, которые стоят перед нами, требуют и новых подходов к управлению развитием, и здесь мы
намерены активно использовать проектный принцип. Уже в ближайшее время будет
создан совет при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным
проектам. Ваш покорный слуга возглавит его, а президиумом Совета будет руководить Председатель Правительства Российской
Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
Совет
займётся
ключевыми проектами, которые направлены на структурные изменения
в экономике и социальной сфере, на повышение темпов роста, в том числе
это те проекты,
о которых сегодня уже говорил: повышение производительности
труда, деловой климат, содействие малому и среднему
бизнесу, поддержка экспорта и ряд других.
Эти проекты являются сквозными, затрагивают различные отрасли
экономики и социальной сферы, выходят далеко
за пределы компетенции одного ведомства и требуют
активного участия регионов и муниципалитетов. Одновременно в государственных
программах социальной направленности, таких как здравоохранение, образование, жильё,
будет выделена проектная часть с чётким
указанием, на какие результаты мы планируем
выйти к 2020-му и к 2025 году и за счёт каких конкретно мер эти результаты должны быть достигнуты.
К середине следующего десятилетия,
уважаемые друзья, мир, совершенно очевидно,
будет совершенно другим. Не замечать,
игнорировать происходящие процессы – значит оказаться на обочине развития. А чтобы быть лидерами, нужно
самим формировать эти изменения.
Санкт-Петербург уже в двадцатый
раз встречает гостей Экономического форума.
Россия за эти годы прошла огромный путь, продемонстрировала свою способность
отвечать на вызовы времени, а в чём‑то и опережать его, сохраняя нашу самобытность и духовные корни, что, я считаю,
чрезвычайно важно. Мы с уверенностью смотрим вперёд и связываем своё
будущее, свой успех с открытостью для мира, с широким сотрудничеством в интересах развития.
Я убеждён,
уважаемые коллеги, друзья, дамы и господа, вы
такой подход разделяете, и мы, безусловно, этим очень дорожим и приглашаем вас к совместной работе.
Спасибо за внимание.
Ф.Закария: Большое спасибо,
господин Президент.
Хотел бы передать слово Президенту
Казахстана Нурсултану Назарбаеву.
Н.Назарбаев: Уважаемый господин
Президент России, Председатель Ренци,
участники форума, дамы и господа!
Прежде
всего хотел бы искренне поблагодарить Президента России Владимира Владимировича Путина за приглашение
участвовать в Петербургском экономическом
форуме. Я в третий раз участвую в этом форуме.
Он стал одной из ведущих глобальных диалоговых площадок политиков и бизнеса.
Уважаемые
друзья! Восемь лет мир живёт в условиях неутихающих волн глобального
кризиса.
Даже самые сдержанные прогнозы по росту мировой
экономики чаще всего не оправдываются. Экспертные оценки на ближайшие
годы относительно роста глобальной
экономики постоянно снижаются. На 2016 год прогнозируется рекордная
сумма оттока
капитала с развивающихся рынков – до 450 миллиардов
долларов. В то же время приток капитала в развитые экономики также
не гарантирует их
дополнительного роста. Падение цен на сырьё
заметно снизило доходы всех стран-экспортёров, но при этом усилилось
дефляционное давление в странах-импортёрах. Доходность абсолютно всех
добывающих
компаний быстро сокращается. В проигрыше в результате оказались все.
У правительств и в центральных банках становится меньше возможностей
для оживления экономической активности, складывается
риск повсеместного снижения качества жизни, в том
числе среднего класса в развитых странах мира. Эта тенденция становится
причиной роста социальной
конфликтности в мире. Мы наблюдаем это сегодня
по всему миру: на западе и на востоке, на севере и на юге.
В условиях
ухудшения экономической
и политической ситуации мир столкнулся с неконтролируемой внешней
миграцией. По оценкам различных
международных структур, совокупная численность мигрантов, спасающихся
от нищеты
и конфликтов, колеблется от 40 до 60 миллионов
человек. Корень нынешних проблем в глобальной
экономике я вижу прежде всего в ряде факторов. Один из них связан с тем,
что мир, прежде всего международные
финансовые институты, не извлекли своевременных
уроков из начальных этапов глобального кризиса.
Разговоры о реформе международной финансовой системы так и остаются лишь
разговорами. Соблазн получать прибыль от бесконечного надувания новых
финансовых
пузырей взамен лопнувших остаётся в силе.
Сейчас наметилась тенденция винить
во всех бедах интеграцию и глобализацию.
Призывы строить высокие стены на границах слышны повсюду. Но если разобраться
объективно, то глобальная экономика страдает не от избытка интеграции, а наоборот, её недостатка.
Во‑первых,
многие интеграционные
межгосударственные надстройки забюрократизировались настолько, что стали
барьером для национальных экономик. Именно этот бюрократизм усиливает
антиинтеграционизм в Европе, Америке и в Азии. Нашему Евразийскому
экономическому союзу как самому молодому межгосударственному объединению
надо
учитывать этот риск. Дезинтеграция и экономический изоляционизм не решат
ни одной внутренней проблемы. Это будет лишь самообман. Евразийский
экономический
союз заинтересован в эффективном, стабильном
Европейском союзе, с которым желает тесно сотрудничать. Точно так же
объединённой
Европе выгодно конструктивное сотрудничество с нашим интеграционным
объединением.
Во‑вторых,
фактом остаётся деиндустриализация части национальных экономик стран –
участниц
таких объединений и не всегда справедливое
распределение труда между странами. В том,
что касается взаимовыгодного экономического взаимодействия отдельных
государств с соседями, не входящими в то или иное интеграционное
объединение, были
возведены новые, непроходимые барьеры. К числу их относятся
усиливающиеся запреты на обмен
технологиями, действуют различные придуманные
в кабинетах односторонние стандарты, они ограничивают прямые инвестиции,
не санкционированные бюрократической
настройкой. Это ещё
один урок, который нам жизненно важно
учесть в развитии Евразийского экономического союза.
В‑третьих,
высокая динамика мировой экономики, вплотную подошедшей к четвёртой
индустриальной революции, поставила вопрос об интеграции
интеграций; сопряжение экономических пространств Европейского
союза, Европейского экономического союза имеет большой
потенциал для рывка в развитии всей «большой Евразии» и мира в целом.
Я
был
и остаюсь твёрдым сторонником такого
процесса, постоянно поднимая этот вопрос на всех встречах с нашими
европейскими партнёрами. Выражаю надежду, что участие в этом форуме
многих крупнейших руководителей компаний Европы и участие вчера
господина Жан-Клода Юнкера приблизит начало прямого
диалога между ЕС, Европейским экономическим
союзом. Будучи в Брюсселе в этом году, я
говорил о том, чтобы провести совместный форум,
Евразийский экономический союз и Европейский союз, чтобы, собрав
экспертов, учёных и бизнесменов, разъяснить суть, наконец, что мы
за объединения создали.
Владимир Владимирович в своём выступлении
уже с себя ответственность снял, сказав, что Назарбаев – инициатор, чтобы не говорили, что Россия собирает какой‑то союз.
Так что, можно говорить о том, что Казахстан,
наверное, собирает такой союз? Это смешно.
Огромные перспективы имеет формирование
общих точек экономического роста между
Евразийским экономическим союзом и «Экономическим
поясом Великого Шёлкового пути».
Другой важный проект – тесное
взаимодействие ЕС с АСЕАН. В этом плане мы
приветствуем и поддерживаем инициативы России.
Мы
все
знаем сегодня о создании Тихоокеанского трансатлантического
экономического
пространства. Речь идёт
о трансатлантическом союзе. У нас есть Евразийский экономический союз,
Шанхайская организация сотрудничества. В июне в Ташкенте мы соберёмся
на очередное заседание Форума ШОС, где примем в организации Индию
и Пакистан, на очереди – Иран.
Таким образом, эта организация с количеством жителей 3 миллиарда человек
становится огромной силой. Разве не выгодно
сотрудничать с такой организацией всем? Я убеждён, что интеграция интеграцией, и, таким образом,
что получается? Тихоокеанский блок,
Атлантический блок, здесь блок, а где же ВТО? А где глобализация? То есть всё
это противоречит глобальному развитию.
Интеграция интеграций избавит мир от повторения таких аналогов,
когда отдельные страны оказались перед
искусственным выбором: с кем и как им ассоциироваться и сотрудничать? Считаю важным в первую очередь выработать
взаимоприемлемые принципы, на основе которых
будет строиться взаимодействие наших интеграций.
Центральным, на мой взгляд, должен быть абсолютный приоритет экономического
прагматизма над любыми проявлениями политической конъюнктуры.
Ситуация, когда экономику хотят сделать падчерицей
политики, региональных и глобальных амбиций,
на мой взгляд, противоестественна в XXI веке.
На примере взаимных санкций мы в этом
наглядно убеждаемся: они существенно
осложняют развитие глобальной экономики, негативно влияют на развивающиеся рынки, формально остающиеся вне их
юрисдикций. В интеграции интеграций я вижу
реальную альтернативу попыткам растаскивания
мира по отдельным узким зонам торговых
преференций. В этом плане также важно не снижать, а повышать роль и значение Всемирной
торговой организации. Всё это будет
способствовать росту глобальной торговли,
научно-технологическому обмену.
Уважаемые
дамы
и господа! В нынешних сложных условиях
многократно увеличивается значимость не только
глобальных или региональных, но и национальных ответов на текущие
вызовы. Сейчас Казахстан реализует модель развития
экономики и общества в условиях новой глобальной
реальности. Думаю, что она идёт успешно. Второй год мы ведём
работу по выполнению предложенного мною «Плана нации» – 100 конкретных
шагов по пяти институциональным
реформам, которые выведут Казахстан на совершенно новый уровень
управления. На его основе формируется современный профессиональный
государственный
аппарат – это первое.
Второе – обеспечение верховенства законов.
Третье – политика индустриализации
экономического роста, объединение
казахстанской нации и открытое, подотчётное
перед обществом правительство.
В начале года было объявлено, что за прошлый год принято 60 законов и 400
подзаконных актов. Программа с 1 января
действует.
Расширяется транспарентность,
подотчётность
государства гражданам. Принятые законы мы
начали осуществлять. Она внедрила в экономику и государственное управление, правосудие ряд высоких стандартов стран ОЭСР. Мы
определили своей важнейшей задачей
формирование новых драйверов роста национальной
экономики. По всей стране осуществляются проекты второй пятилетки индустриализации. За шесть лет форсированного
индустриального развития в стране построены
тысячи новых предприятий, создано 1,5 миллиона новых рабочих мест и создано 450 [видов] совершенно новой продукции,
которой у нас не было. Реализуется
государственная инфраструктурная программа «Нурлы жол» в сопряжении с проектом строительства пояса
Великого Шёлкового пути, который мы поддерживаем, и наша программа является
продолжением.
И хочу объяснить. Поддерживать
малый и средний бизнес. Мы планируем, с учётом
опыта стран ОЭСР, сократить долю государства
в экономике до 15 процентов, провести широкую приватизацию в стране. Важные экономические задачи
связаны с укреплением рыночных институтов,
ростом производительности труда, благоприятными условиями для внешних инвестиций. Мы также активно
инвестируем в развитие человеческого капитала.
В предстоящем десятилетии будет сформирована принципиально новая модель развития Казахстана. Она обеспечит достижение
нашей стратегической цели к середине XXI
века – войти в 30 развитых стран мира.
В этом
году, как и другие страны
СНГ, Казахстан будет отмечать 25-летие своей
независимости. Четверть столетия стала для
нас целой исторической эпохой. Начав с развалившейся, бесперспективной
экономики, с ВВП на душу населения 400 долларов, экономику мы смогли
вырастить в 22
раза, закончили 2014 год с ВВП на душу
населения 13,5 тысячи долларов, вошли в среду
среднеразвитых государств. Из «терра инкогнита» мы стали страной
с высокой динамикой развития, вошедшей в число
50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Бедность с 46 процентов снизилась до менее 3
процентов. Два с половиной десятилетия назад у государства не было
средств,
чтобы выплачивать людям зарплату и пенсии. Сегодня
объём международных резервов Казахстана
достиг более 50 процентов и составляет около
100 миллиардов американских долларов. Сопоставимо
с российской экономикой, которая в 10 раз больше нас, – сами можете
посчитать, для нас это немало.
За все
годы независимости страна привлекла 255 миллиардов прямых
иностранных инвестиций. Несмотря на влияние кризиса 2008–2009 годов
и сейчас, мы не допустили рецессии в экономике. Ближайшие
пять лет в рамках программы сотрудничества с международными финансовыми
организациями (Всемирный банк, МБРР, АБР и Исламский банк) реализуется
привлечь 9 миллиардов
долларов. Это важный показатель экономической
привлекательности международного авторитета Казахстана. Символично, что
нашей новой столице Астане,
построенной буквально с чистого листа, первой
из городов всего СНГ было доверено право
принимать в 2017 году Всемирную выставку «ЭКСПО-2017» на тему «Энергия
будущего».
Пользуясь случаем, я приглашаю всех участников форума посетить
Астану в будущем году в дни проведения экспозиции. Убеждён,
что многих бизнесменов заинтересует и новый
масштабный проект создания на базе инфраструктуры
ЭКСПО международного финансового центра «Астана». Мы видим его как «финансовые ворота» Евразии, центр притяжения
инвесторского капитала, инноваций в области
финансовых инструментов.
Это имеет большое значение для всего Евразийского экономического
союза. Международным участникам центра будут созданы
беспрецедентные условия, которые не имеют аналогов на всём постсоветском пространстве. Все
участники и их сотрудники будут работать в упрощённом
визовом режиме, их освободят от уплаты всех
налогов. Астана как деловой, культурный, научный центр Евразии будет располагать современной международной
транспортно-логистической системой, включая
новый терминал аэропорта. В центре будет действовать особый правовой режим, основанный на принципах английского права.
Независимый суд центра, состоящий из международных судей, будет гарантировать прозрачность, справедливость, защиту
прав инвесторов.
Для
улучшения бизнес-климата создаётся независимый
финансовый регулятор. На базе центра планируется создание площадки для
недропользователей. Она будет работать
по принципу биржи в Торонто, и любая компания
сможет привлечь капитал для развития своего проекта.
Высокотехнологическая инфраструктура на «ЭКСПО-2017» позволит
реализовать в рамках центра проекты, направленные
на развитие «зелёной экономики». В частности, это выпуск «зелёных
облигаций», внедрение института «зелёного страхования», создание
«зелёного банка» и так далее.
К настоящему времени уже проведены переговоры с крупными
предпринимателями Нью-Йорка, Лондона, Парижа,
Пекина, Катара, они поддержали создание центра. Уже достигнут ряд договорённостей
по инвестициям в Казахстан. В совет по управлению центром вошли руководители крупнейших компаний,
финансовых организаций мира. Приглашаю к участию в создании деятельности Международного финансового центра «Астана»
инвесторов и бизнес из России и других стран.
Убеждён, что это создаст благоприятные
условия для устойчивого
социально-экономического развития Казахстана, всего региона.
Благодаря Вашей поддержке,
Владимир Владимирович, я вчера провёл очень хорошую встречу с капитанами бизнеса России.
Мы подробно говорили о нашем сотрудничестве в рамках
Евразийского экономического союза. Сегодня в портфеле
проекты, контракты на 25 миллиардов американских долларов, 7 из них – не энергетические. Осуществление их
будет очень большим подспорьем для
совместного сотрудничества.
7000
российских
компаний уже работают в Казахстане. Для них создаются исключительные
налоговые условия, бесплатное
предоставление земель, освобождение от подоходного кооперативного
налога, возмещение 30 процентов инвестиций, которые будут вложены.
Думаю, это привлечёт. И мы договорились провести большой экономический
совместный
форум 4 октября этого года.
Уважаемые
дамы и господа!
Суть происходящих сегодня
глобальных событий заключается прежде всего в смене вех. Один этап развития мира
завершается, начинается другой – более сложный
и абсолютно неизбежный, более ответственный и судьбоносный для будущего всей нашей планеты.
Я призываю участников форума обсуждать текущие проблемы Евразийского региона
и мира именно под таким углом зрения.
Желаю всем спикерам, гостям конструктивной, открытой дискуссии,
успехов и крепкого здоровья.
Благодарю вас за внимание!
Ф.Закария: Премьер-министр Ренци,
могу ли я Вас попросить сказать несколько
слов?
М.Ренци (как переведено):Господин Президент Путин, господин Президент
Назарбаев, господин Закария!
Дискуссия,
которая касается всех гостей и предпринимателей,
дискуссия, которую вы сейчас представили,
вдохновила меня отложить тот написанный
текст, который у меня был, и развить те
мысли, которые предложил господин Путин.
Вот
уже 20 лет как проводится экономический форум в Санкт-Петербурге,
и если каждый из нас
подумает о своей жизни, какой она была 20 лет назад, о жизни своего
города, о жизни своего предприятия, о жизни своей страны, он сможет
понять, как много
переменилось. Сам я 20 лет назад
только-только окончил лицей, пошёл в университет. У Европы не было
единой валюты – евро. Президент Назарбаев напомнил о тех шагах вперёд,
которые его страна сделала, в частности в борьбе с бедностью, а господин
Президент Путин подчеркнул масштабные перемены, которые произошли
в России. То же самое, Фарид, мы можем сказать
и о Соединённых Штатах Америки: 20 лет назад
ещё не было крупных революций в новой экономике, хотя уже были видны
первые сигналы. Итак, 20 лет назад мир был
полностью иным.
Мне нравится думать, что Петербургский экономический форум –
это возможность для того, чтобы показать,
подчеркнуть те шаги вперёд, которые были
сделаны, но и для того, чтобы представить
себе, какими могут быть следующие 20 лет. Как будто бы это компас, который мы ставим в определённой
точке истории, и как будто он мог бы
повернуть от тех 20 лет, которые прошли, к 20 годам, которые нас ожидают.
Господин Путин сказал, что нас ждут глубокие перемены, новации. Я полностью
согласен. Искусственный
интеллект, робототехника, геномы, изыскания в области фармацевтики, борьба
с болезнями, которая делает очень серьёзный
прогресс не каждые 20 лет, а каждый год, каждые два года.
Я
очень
горжусь той характеристикой, которая есть у моей страны, Италии. Мы
вторая
страна в мире по сроку жизни людей. Но если я смотрю на данные, то вижу,
что
есть пространство для того, чтобы представить
себе, что в ближайшее время, совсем в скором времени мы будем жить
не менее чем 100 лет, и тогда мы должны поставить перед собой вопрос:
как мы можем
улучшить качество нашей жизни?
Когда
мы понимаем и обнаруживаем новые формы борьбы с болезнями, имею в виду
рак, прогресс, который
был сделан в области изучения работы мозга, –
мы можем фантазировать и о том, каким будет общество в ближайшие 20 лет.
Это будет очень глубоко
связанное между собой общество. Эксперты
называют его «обществом гигабайтов». Это общество, в котором связи будут
не только через физические
инфраструктуры осуществляться, но и через
нематериальные, через сеть, широкополосный
доступ, ультраширокополосный доступ и инновации,
которые достигают всех секторов. Мы находимся в числе стран – лидеров
по производству энергетики, энергии. Что касается технологических
инноваций, мы в Италии очень много работаем
над повышением энергоэффективности. Это
совершенно другой мир, тот, который ждёт нас
в ближайшие годы. Тот, кому удастся опередить
будущее и пойти ему навстречу, а не просто
стоять и ждать его, окажется на стороне победителей
в ближайшие годы.
Мне
кажется, что Петербургский международный форум – это отличная возможность поразмышлять об этом, о том, как мы
хотим построить, куда мы хотим направиться,
как наши города будут превращаться в смарт-сити в ближайшие годы, в умные города. Ну и прежде всего о том, какие ценности.
Господин Путин упомянул духовные ценности и корни. Нужно поразмышлять о том,
насколько они будут в основе нашего движения
в ближайшие годы. Потому что стоит сказать очень открыто:
основная проблема нынешней фазы, и я говорю
это залу, который в большой части представляют представители экономики, заключается не столько в экономических
сложностях, в технических проблемах, в отсутствии нескольких международных соглашений,
в проблематике, связанной с санкциями. Не только в этом проблема. Это
действительно проблемы, которые существуют,
но ими всё не ограничивается. Мне кажется,
что истинная проблема, которая делит надвое
международную политическую систему,
заключается в том, что, с одной стороны, многие делают выбор в сторону страха, ненависти, экстремизма,
фанатизма, нетолерантности. Другие люди
стремятся к миру, который был бы способен
строить будущее, сохраняя сильные духовные
ценности и корни, о которых говорилось в выступлениях до меня.
Сегодня
я хочу сказать, когда Европа оплакивает смерть депутата английского
парламента Джо Кокс, убитой фанатиком, исполненным ненависти, я говорю
это
сегодня, когда вся Европа, от Парижа до Брюсселя,
отчасти и Соединённые Штаты, я вспоминаю
ужасную трагедию в Орландо и оплакиваю погибших,
и я выражаю соболезнования их родственникам.
В эти дни, когда Европа и Соединённые Штаты Америки сталкиваются, в том
числе
на своей территории, с явлениями экстремизма,
радикализма и ненависти, я верю, что международное сообщество должно
суметь выдержать эту битву прежде всего до экономических проблем, потому
что экономика сможет работать, если будет утверждаться
логика открытости, а не закрытости. Жан-Клод
Юнкер сказал вчера, что это логика мостов, а не стен. (Аплодисменты.)
Я очень благодарен за аплодисменты Жан-Клоду Юнкеру и его
фразе о мостах в том числе, и поэтому я сегодня утром
увидел стройплощадку, где строится мост.
Господин Путин знает: это итальянская компания строит мост. Поэтому мы,
итальянцы, во всех смыслах хотим строить мосты.
Но если
отставить в сторону шутки,
я хотел бы сказать, что умение открывать
каналы диалога и мосты, на мой взгляд, это
фундаментальная способность. И прежде чем
более подробно рассказать о вопросах, которые
касаются повестки между Европой и Россией и Италией и Россией, позвольте
мне ещё на несколько мгновений остановиться на этом пункте.
Перед
теми переменами,
которые могут нас ждать в ближайшие годы, перед невероятными
возможностями,
которые мир инноваций открывает нам и к которым я отношусь
с энтузиазмом, потому что
я верю, что фаза, которая начинается сейчас, чрезвычайно увлекательна.
Да, в ней много проблем, но в ней много и возможностей. Нам нужно
помнить о том, что тот
вызов, с которым сталкиваются все страны, заключается в том, чтобы
сохранить духовные ценности и корни и суметь сочетать их с проблемами
безопасности. Поэтому мы в Италии приняли
решение принять закон после парижского и брюссельского терактов. И это
очень важный закон, потому что он говорит,
что на каждый евро, который мы вкладываем в безопасность – полицию,
камеры слежения, во внимание к нашей территории, – столько же денег,
евро мы
должны потратить на культуру, на образование, на человеческий капитал,
на внимание к ценностям, которые
делают великими наше сообщество. Один евро – на безопасность, один
евро – на культуру. Для
нас это ключевой элемент.
Я приближаюсь
к заключению. Ещё две вещи хочу сказать.
Первое.
Очевидно, что существует
проблема в отношениях между Европой и Россией. И очевидно, что каждый
из нас
совершенно с полным на то основанием может
по‑своему думать о прошлом, о том, почему эта
проблема возникла. Я нахожу фундаментально важным, чтобы
в той фазе, на том этапе, на котором мы живём сейчас,
в связи со сложностью вызовов, которые стоят
перед нами, и в связи со значением проблем, которые
существуют, чтобы мы предприняли все вместе усилия и попытались решить
эту проблему, глядя в будущее и в то, что нас объединяет. Я говорю это
латинским
выражением: pacta sunt servanda – договоры следует соблюдать
всеми сторонами, не только одной. Мы предприняли усилия для того, чтобы
заключить минские соглашения, для
того, чтобы они были заключены, и говорить
эту латинскую фразу означает, что все стороны задействованы, должны
предпринимать усилия для того, чтобы эти соглашения были
соблюдены. Все стороны должны это делать, не только кто‑то один.
И я
верю, что в этом положении очень важно присутствие президента Юнкера. Я
хотел бы напомнить, что и ещё один коллега из 28 стран, представляющих
Евросоюз, тоже с нами – премьер-министр Мальты Джозеф
Мускат, которого я приветствую. Он думает,
что можно вернуть фундаментальный принцип,
что Европа и Россия имеют общие ценности. И это ценности, которые я,
Владимир
Владимирович, видел сегодня, прикасался к ним
рукой не только в многочисленных компаниях итальянских, которые здесь
присутствуют, но прежде всего я видел это,
когда сегодня утром мне выпала честь и удовольствие
зайти в зал Эрмитажа и познакомиться с местами, которые являются
символическими для мировой культуры. И я почувствовал
себя погружённым
в красоту, которая является частью идентичности не только российской,
но и европейской, и западной. Это
универсальные ценности, это ценности, которые
сделали великим достоинство человека, и я
хотел бы публично сказать об этом здесь, было очень
здорово услышать эти же ценности в пальмирском концерте, когда после
освобождения
от боевиков ИГИЛ этого города известный и талантливый российский дирижёр
Валерий Гергиев провёл
концерт, который позволил нам понять, что
цивилизация, культура снова сияют даже на этой тяжёлой и измученной
земле.
Да, есть элементы, которые нас разделяют. Мы должны работать над тем, чтобы
превалировал здравый смысл, потому что
уважение договоров – это то условие, которое необходимо
для возвращения к нормальности отношений. В этом положении
дел роль Италии – это, безусловно, роль,
связанная с экономическими аспектами. Я не хотел бы, чтобы мои друзья – итальянские предприниматели сейчас
засомневались в этом. Мы, безусловно, в первых рядах, для того чтобы подтвердить наше
присутствие не только в России, но и в Казахстане. И всё то, что можно делать вместе, мы с удовольствием
будем делать. Мы очень уважаем наш бренд Made in Italy,
так нам нравится и идея бренда Made with Italy – «Сделано с Италией» – в том, что касается
сельскохозяйственной продукции, технологий,
новаций.
Но позвольте
сказать, не это
центральная точка, не это центральный пункт.
В эти месяцы итальянское правительство
работает чрезвычайно насыщенно и целеустремлённо
над процессом реформ, потому что слишком
много лет наша страна занималась только своим
прошлым. Мы переменили рынок труда, мы реформировали
систему институтов, гражданское правосудие, мы меняем конституцию, чтобы
придать стабильности нашей стране. За 70 лет у нас сменилось 63
правительства. Есть итальянское выражение: «Наши
правительства живут меньше, чем коты на автострадах». Это не очень
приятный образ, но он хорошо отражает смысл. Нам необходимо восстановить
элементы стабильности.
Но,
дорогой Президент Владимир
Владимирович, то, что нас объединяет, это не столько даже бизнес, это
чувство изумления,
которое мы испытываем перед красотой. Великий
русский писатель Достоевский написал одни из наиболее прекрасных страниц
«Идиота» в моём городе, во Флоренции, на пьяцца Питти. Он
решил именно там заключить один из своих
главных шедевров, по крайней мере, мне так кажется.
И в этом тексте он говорит фразу, которая мне
кажется чудесной. Один из его персонажей задаёт вопрос: «Какая красота
спасёт мир?» Я
полагаю, что именно красота спасёт мир. Не красота как просто
эстетический феномен, но как целая, образованная ценностями.
Мир сегодня находится перед
вызовами, которые находятся в области
технологий. Если завтрашний мир этот, то мы
сможем преодолеть вызовы только тогда, когда соберём наши ценности, если мы сможем эти
ценности донести в мир, который нас ждёт и который мы хотим построить – более красивый
и более справедливый.
Большое спасибо!
Дискуссия на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума
Ф.Закария: Спасибо всем выступающим.
В согласованном формате я хотел бы
предложить следующее. Давайте проведём
обсуждение. Прежде всего я хотел бы задать вопросы и обратиться к Президенту
Путину, после этого
я хотел бы расширить наш разговор и привлечь к нему Президента Назарбаева и премьер-министра
Ренци.
Мы начали с запозданием и немножко затянем мероприятие.
Президент
Путин, очень простой вопрос. С 2014 года введены санкции со стороны
Евросоюза и Соединённых Штатов [в отношении России]. НАТО на этой неделе
объявила о том, что будет наращивать
присутствие в тех странах, которые граничат с Россией. Россия сделала
объявление о наращивании своих
сил. Приходим ли мы к некой «холодной войне» более низкого уровня между
Западом и Россией?
В.Путин: Мне
не хотелось бы так думать, что мы переходим к какой‑то
«холодной войне», и уверен, что этого никто
хочет. Мы точно этого не хотим. В этом нет
никакой необходимости. Главная логика развития международных отношений,
какой бы она внешне ни смотрелась драматичной, она всё‑таки не является
логикой глобальной
конфронтации. В чём
проблема изначально?
Я
вам скажу. Вынужден буду вернуться в прошлое, но тем не менее. После
крушения Советского Союза мы
думали и ожидали, что сейчас наступит всеобщее благоденствие и атмосфера
всеобщего доверия. К сожалению, Россия столкнулась тогда с очень
многими, как сейчас модно говорить, вызовами:
экономическими, социальными и внутриполитическими.
Мы столкнулись и с сепаратизмом, и с радикализмом, столкнулись
с агрессией
международного терроризма, потому что, безусловно, на Кавказе у нас
воевали
представители «Аль-Каиды», это очевидный
факт, с этим даже никто не спорит. Но вместо
ожидаемой с нашей стороны поддержки нашими партнёрами наших усилий
по борьбе с этими
проблемами, мы, к сожалению, увидели другое – поддержку этого самого
сепаратизма. Нам
говорили: «Мы же не принимаем ваших сепаратистов
на высшем политическом уровне, мы только на технологическом».
Очень
хорошо, спасибо хоть и за это. Но и информационная поддержка,
и финансовая поддержка, административное сопровождение – мы это всё
видели.
Потом, когда нам всё‑таки удалось справиться с этими проблемами, пройти через тяжёлые
испытания, мы столкнулись с другим. Советского Союза нет, Варшавский договор
прекратил существование. Но зачем‑то нужно
постоянно расширять инфраструктуру НАТО, двигаться
к российским границам. Это что, вчера, что ли, возникло? Вот принимают Черногорию [в НАТО].
Кто угрожает Черногории? То есть, понимаете,
абсолютно наплевательское отношение к нашей
позиции во всём.
Другая,
не менее важная, а может быть, самая главная, проблема – односторонний выход [США]
из Договора о противоракетной обороне. Ведь
не случайно Советский Союз и Соединённые
Штаты заключили когда‑то Договор о противоракетной
обороне, два района были взяты под защиту: у нас – Москва, в Соединённых Штатах – район
базирования межконтинентальных ракет.
Это было связано с необходимостью
обеспечить стратегический баланс в мире. Нет,
в одностороннем порядке вышли, нам сказали по дружбе:
«Это не против вас. Вы хотите развивать наступательное
вооружение, мы исходим, что это не против нас».
Знаете,
почему так сказали? Ответ простой: никто не думал, что в тех условиях,
в начале 2000-х годов, Россия, которая борется
с внутренними проблемами, – её раздирают внутренние противоречия,
политические, экономические, терроризм
терзает, – сможет восстановить свой оборонно-промышленный комплекс.
Видимо, исходили из того, что не то что новых
вооружений стратегических не появится, но даже то, что у нас есть, будет
постепенно деградировать. А здесь в одностороннем порядке будут
наращиваться силы противоракетной обороны, а наши
будут сокращаться.
И делалось
всё под предлогом борьбы с иранской ядерной
угрозой. Где теперь иранская ядерная угроза? Её
нет, а проект продолжается и продолжается. Вот так, одно за одним, один шаг за другим и так далее.
Потом уже совсем – начали поддерживать всякие «цветные» революции, в том
числе и так называемую «арабскую весну». Взахлёб
ведь поддерживали. Сколько мы видели
положительных оценок того, что там происходит. К чему пришло? К хаосу.
Я сейчас никого не хочу обвинять. Просто
хочу сказать, что если будет продолжаться такая политика односторонних действий, не будут согласовываться очень чувствительные
для международного сообщества шаги на международной
арене, то такие последствия неизбежны. И наоборот, если мы будем прислушиваться друг к другу,
искать баланс интересов, то этого не будет. Да, это
сложный процесс – процесс договорённостей,
но только он может привести к поиску
приемлемых решений.
Думаю,
что если мы выйдем всё‑таки на такое
сотрудничество, то ни о какой «холодной войне» и говорить никто
не будет. Ведь после «арабской весны» подобрались уже и к нашим
границам. Зачем надо
было поддерживать госпереворот на Украине? Я
много раз об этом говорил: там сложная
внутриполитическая ситуация и, скорее всего, оппозиция, которая сегодня
находится у власти, демократическим путём с помощью выборов пришла бы
к власти. И всё.
Мы работали бы с ними так же, как работали с властью, которая была
до Президента
Януковича.
Нет, надо было довести обязательно
до госпереворота, с жертвами, вызвать
кровавые события, гражданскую войну, напугать
русскоязычное население на юго-востоке Украины и в Крыму. Ради чего всё это? А после этого, после того как мы вынуждены были,
просто вынуждены предпринять меры по защите определённых групп населения, стали дальше
раскручивать эту спираль, нагнетать. На мой
взгляд, в том числе это делается для того, чтобы обосновать само существование
Североатлантического блока. Нужен внешний
противник, внешний враг, иначе зачем эта
организация нужна? Варшавского договора, Советского Союза нет, против кого она?
Если будем в такой логике дальше действовать, нагнетать и наращивать усилия,
чтобы пугать друг друга, то тогда когда‑нибудь и придём
к «холодной войне». У нас совершенно другая
логика, она направлена на сотрудничество и на поиск компромиссов.
(Аплодисменты.)
Ф.Закария: Господин Президент, какой же выход?
Я
слушал Ваше интервью немецкой газете. Там Вы сказали, что
ключевая проблема в том, что минские соглашения не выполн

Добавить комментарий