Возможны ли в России честные выборы?

Возможны ли в России честные выборы?

Либеральная оппозиция и отдельные граждане постоянно критикуют выборный процесс в РФ. Если обобщить все требования недовольных, то они сводятся к легитимности выборов. Критика это, конечно, хорошо, но только когда она по делу. За последние годы выборная система в России заметно трансформировалась, но позволит ли она провести честные выборы в стране?

Возможны ли в России честные выборы?
Возможны ли в России честные выборы?

Либеральная оппозиция и отдельные граждане постоянно критикуют выборный процесс в России. Если обобщить все требования недовольных, то они сводятся к легитимности выборов. Критика это, конечно, хорошо, но только когда она по делу. За последние годы выборная система в России заметно трансформировалась, произошли изменения, о которых критиканы предпочитают не распространяться или же просто не в курсе этих перемен.
О каких переменах идет речь? Это упрощение порядка регистрации партий, введение новых электронных технологий в выборный процесс, обучение кандидатов и избирателей, использование процедуры праймериз, новый состав Избиркома во главе с Эллой Памфиловой.
Упрощение регистрации партий
После выборов 2011 года власти упростили порядок регистрации новых политических партий, резко демократизировав законодательство: количество необходимых для регистрации партии членов сократили с 40 000 до 500 человек, а для региональных отделений — с 500 всего до 5 человек.
В результате этой реформы партий стало в разы больше. На 30 декабря 2015 года в России официально зарегистрировано 77 политических партий, что в 11 превышает их количество в сравнении с 2011 годом, а, к примеру, на Кубани действует больше 70 региональных отделений всех партий.

Обучение и технологии
Избирком начала проводить довыборные обучающие семинары для представителей партий, чтобы дать им необходимые знания выборного процесса и существующих механизмом. На них говорят о законодательных изменениях, правах и обязанностях кандидатов, принципах открытости и прозрачности. Для избирателей на Кубани организовали марафон «Кубань – Госдума 2016», на котором специалисты повышали правовую грамотность населения, обеспечивали всей необходимой информацией.
Зимой в законодательство внесли изменения: теперь необходимо использовать специальную компьютерную программу для подготовки документов кандидатами и партиями. Если возникает ошибка при заполнении, то программа не пропускает документ и отсылает его на доработку с указанием проблемы. Эта же программа ускоряет процедуру проверки указанных данных и сведений о доходах и имуществе, доводит информацию о том, как правильно жертвовать в избирательные фонды и расходовать средства.
Процедура праймериз
22 мая по всей стране пройдет предварительное голосование «Единой России» (праймериз), в результате которого отберут кандидатов в депутаты Государственной Думы седьмого созыва. «Единая Россия» стала единственной партией в стране, использующей механизм праймериз. Такого масштабного отбора кандидатов не может позволить сегодня себе ни одна другая российская партия. Цель праймериз — нацелить кандидатов на решение проблем людей. При этом сама партия позиционирует свое решение как поиск «свежей крови», а не внутрипартийную борьбу среди старых лиц. Что же это дает?
Первое — внутрипартийную конкуренцию, то есть к натуральным выборам дойдут только сильнейшие кандидаты. Второе — устранение внутрипартийных противоречий в регионах. Согласно положению праймериз, участвовать в них должен был каждый. Прошедшие дебаты показали, что кандидаты в курсе актуальных проблем, как в регионах, так и в мире, и владеют нужной информацией. Без процедуры праймериз понять это было бы не так просто.
Другие партии не используют эту процедуру, поэтому страдают все одной болезнью — несменяемостью кадров. Эти партии в отличие от «Единой России» не являются партией большинства и даже не в силах претендовать на это, поэтому они не сильно согласовываются с постоянно меняющейся реальностью. Партии власти, партии большинства приходится учитывать крутящий момент настоящего.
Кстати говоря, даже неугомонная внесистемная оппозиция в лице Демократической коалиции положительно отозвалась о процедуре предварительного голосования внутри «Единой России». В свою очередь те самые недовольные оппозиционеры не смогли договориться о подобной процедуре. Михаил Касьянов после сексуального скандала отказался проводить внутрипартийные выборы, в результате чего коалиция после почти двух лет работы распалась. Все труды насмарку. Но виновата, конечно, избирательная система, которая затуманивает головы и пробуждает все члены в телах касьяновых и навальных.

Возможны ли в России честные выборы?

Избирком. Принципы и обновления
После масштабных претензий к главе Центризбиркома Владимиру Чурову власть значительно обновила состав комиссии. Во главе поставили Эллу Памфилову, которая уже успела проявить себя. Во время выборов в Барвихе Навальный поднял скандал с требованием провести выборы заново из-за массовых нарушений. Центризбирком принял это решение, после чего Навальный вообще снялся с выборов, заявляя, что все равно сделают все как обычно, то есть, обманут его, Навального.
Говоря о составе избирательных комиссий, надо отметить, что закон не дает никакой возможности сформировать партийное большинство в ее составе. Не менее половины членов комиссии должны представлять различные политические партии. Избирательные комиссии постоянно обновляются, привлекаются гражданские активисты, люди всех возрастов и профессий.
Поэтому любое обвинение избирательной комиссии в предвзятости зачастую носит огульный характер. Это несправедливо хотя бы по отношению к тем простым людям, которые входят в состав избирательных комиссий. 77% членов комиссий имеют высшее образование, 21% — юридическое, 64% уже имели опыт работы на избирательных участках. Для большего контроля заключаются соглашения с Общественными палатами в регионах и ассоциациями, вроде «Гражданского контроля» или Общественного экспертного совета.
Недавний закон о сокращении числа наблюдателей на избирательном участке до двух человек от каждой партии или кандидата был исковеркан в разных СМИ. По закону максимальный количественный состав участковой комиссии — 16 человек. Учитывая 77 партий в России, присутствие даже 10 партий по 2 человека уже нарушает установленный регламент. Главное — не количество людей, а качество их работы. Кроме того, этот же «тоталитарный» закон расширил права наблюдателей: теперь их невозможно удалить с участка без решения суда, четко прописаны порядок присутствия наблюдателя на участке, они могут вести видео- и фотосъемку в ходе голосования и при подсчете голосов.
Поэтому большинство вбросов в общественное пространство о нелигимности выборов — это игра на стереотипах людей и массовом сознании, в котором выборы всегда кажутся чем-то незаконным, априори. При этом многие недовольные сами ни разу и не были на выборах.
Многие ссылаются на данные экзитполов, но такие ссылки — жонглирование фактами, хитрость, наглость и игра воображения.
Экзитполы очень и очень просто подделать, как это сделал в свое время Питер Пен российской оппозиции Илья Яшин на выборах в Сочи, который тогда возглавлял предвыборный штаб Бориса Немцова. Подделанный экзитпол — замечательный повод предъявить власти, что выборы прошли не так, как хочется другим им, потерявшим связь с реальностью.
Источник
inspect.by

Добавить комментарий