Наталья Федорова. Влияние американских ценностей на трансформацию общества ч.2

Глава 2: Ценности американского общества
2.1. Значение понятия ценность

Процесс трансформации общества обуславливается насаждением культурных стереотипов, ценностей, которые способны изнутри стимулировать изменения всей системы.

Поэтому важно определить понятие ценности, роль ценности в жизни общества.

Ценность является основным элементом любой деятельности и всей жизни человека в целом.

Для каждого общества характерна своя система ценностей, отражающая фундаментальные общественные потребности.

В обыденном сознании понятие «ценность», обычно понимается как оценивание предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения критериев добра и зла, истины, красоты, допустимого и запретного и т.п. При этом оценка происходит с позиций своей культуры, то есть собственная система ценностей воспринимается как основа для критериев оценивания. Система ценностей способствует ориентации человека в окружающей действительности, обозначая его практическое отношение к предметам и явлениям.

Г. Риккерт рассматривал ценности как идеал и ориентир социокультурного развития общества. В результате осознания ценностей люди формируют определенные установки, которые используют в жизни, повседневной деятельности[1].

По мнению Э. Дюркгейма, общество является создателем и хранилищем всех ценностей, при этом каждое общество обладает набором разных, зачастую противоположных ценностных представлений. Система ценностей конкретного общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных людей.

Шкала ценностей по Э. Дюркгейму не зависит от индивидуальных оценок. Люди принимают от общества уже устоявшуюся ценность, к которой они должны приспосабливаться.

Он выделял следующие ценности: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Усвоенные из этих систем ценности выступают в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действия людей. [2]

«Понимающая социология» М. Вебера рассматривала понятие ценности как нормы, которая имеет значимость для социального субъекта.
<lj-cut>
Значение этических ценностей протестантизма для развития «капиталистического духа» было рассмотрено М. Вебером в «Протестантской этике и духе капитализма».

М. Вебер отмечал, что ни одна ценностная теория не отражает главную борьбу ценностей: «Столкновение ценностей везде и всюду ведет не к альтернативам, а к безысходной смертельной борьбе, такой как борьба “Бога” и “дьявола”. Здесь не может быть ни релятивизаций, ни компромиссов…»[3].

Согласно Т. Парсонсу ценность является неким стандартом, с помощью которого выбираются цели действия и важной функцией которого является поддержание и сохранение образца. Наличие у индивидов общих ценностей и взаимоориентированности определяет их способность к социальным действиям. Структура и характер ценностей, свойственных определенному обществу, обуславливаются господствующими в нем представлениями. Система ценностей, по мнению Т. Парсонса определяет своеобразие общества, способствует возникновению классов, этносов, наций и народов. Приемлемые ценности для одних общностей, являются неприемлемыми для других[4].

А. Маслоу выделяет три уровня ценностей: во-первых, общечеловеческие, в основе которых лежат фундаментальные потребности человеческого организма; во-вторых, ценности определенных групп людей и, в-третьих, ценности отдельных индивидов. Основополагающими ценностями для человека, по мнению А. Маслоу, являются: гуманизм, служение обществу, демократическое право человека на свободу выбора, право на жизнь, право уважение к личности, взаимопомощь, и т. д.

По мнению П. Сорокина, ценность лежит в основе всякой культуры. Каждая культура имеет свое аксиологическое ядро. В зависимости от того, какая ценность является доминирующей, он делит все культурные сверхсистемы на идеациональные (преобладание духовных ценностей), чувственные (преобладает чувственно – эмпирическое восприятие действительности) и идеалистические (синтез первых двух типов) [5].

А. Тоффлер в работе «Ценности и будущее» ставил в зависимость развитие человечества и выбранные ценности, которые определят процесс принятия им решений.

Таким образом, можно сказать, что ценности и потребности, сформированные у человека под влиянием различных условий, оказывают существенное влияние на восприятие любого явления жизнедеятельности.

Принадлежность к определенной культуре, с одной стороны, вызывает у людей чувство общности, что выражается в языке, традициях, привычках, а с другой — является причиной конфликтов внутри групп и между ними.

Общий язык также поддерживает сплоченность общества, способствуя формированию чувства группового единства, групповой идентичности. Но, в то же время, люди, говорящие на языке, отличном от языка группы, считаются чужими, то есть язык способен и разобщать людей.
2.2 Источники возникновения ценностей США

В XIX– XX веках с возникновением национальных государств ценности стали рассматриваться как оказывающие влияние на национальном уровне[6].

Особое значение приобрела концепция национального характера, говорящая о том, что люди каждой нации имеют особенные и прочные модели поведения и персональные характеристики, ведущие к формированию национальных стереотипов.

Национальный характер основывается на историческом и социокультурном опыте народа, традициях, ценностях, идеалах и определяется как система социокультурных норм и как психическое явление.

Структура национального характера включает в себя национальный темперамент, национальные предрассудки, ценностные ориентации, привычки и поведение, потребности и вкусы.[7] Некоторые ученые включают также реакции на внешний мир, исторически формирующиеся, традиционные, своеобразные массово-психологические свойства.

Читать дальше: Наталья Федорова. Влияние американских ценностей на трансформацию общества ч.2