Наталья Федорова. Влияние американских ценностей на трансформацию общества ч.1


Глава 1: Содержание понятия американизация
1.1 История возникновения понятия и его основные характеристики

Прежде чем перейти к определению понятия американизации обратимся к истории возникновения данного термина.

Понятие американизации в большой степени обуславливается историческими особенностями США во внешней политике, для которой характерны абсолютизм ценностей, ощущение исключительности и осознание своей миссии распространения свободы и демократии в мире.

Идею о распространении принципов свободы и демократии как миссии США, обосновал президент США В. Вильсон (1913–1921). Внутренняя политика Томаса Вудро Вильсона вошла в историю как «новая демократия», программа которой основывалась на трех принципах: индивидуализм, свобода личности и свобода конкуренции.

После вступления в Первую мировую войну «Америка реализовала безмерную привилегию воплощения своей судьбы и спасения мира»[1].

Начиная с В. Вильсона, американские лидеры прямо говорили об экспорте массовой культуры и потребительских товаров как о центральной теме американской глобализационной демократической миссии.

После начала холодной войны, по словам американского исследователя Дж. Курта, «американская мощь и присутствие распространились по всему свободному миру (особенно очевидно в Западной Европе, Северо-Восточной Азии, в Латинской Америке) – да и по всему миру. Но еще больше мощь и присутствие Америки распространились после окончания холодной войны»[2].

Во второй половине XIX века и начале XX века понятие «американизация» рассматривалось как социальное движение, целью которого было полностью ассимилировать иммигрантов к американскому обществу (Graham and Koed[3]).

В современных публикациях термин американизация понимается как процесс, через который утверждаются американские культурные ценности в других странах.
<lj-cut>
Такая трактовка термина появилась в XX веке в связи с обретением США статуса сверхдержавы. Особое развитие она получила в политической сфере влияния США после окончания Второй мировой войны.

После распада СССР и окончательного разделения сфер влияния Советского Союза и Америки многие исследователи стали говорить о периоде «Пакс американа», когда США закрепились как гегемон системы международных отношений, осуществляя управление мировыми делами с помощью превосходящей военной силы, экономической и финансовой мощи.

Еще одним шагом для продвижения американизации, как заявил Министр обороны США Д. Рамсфельд[4], стали события 11 сентября 2001 года. Эти события «создали возможности, подобные тем, которые были созданы Второй мировой войной, – возможности перестроить мир».

Год спустя Дж. Буш определил новый вариант американской внешней политики, который заключался в ориентации на глобальную гегемонию и борьбу с терроризмом[5].

Таким образом, американизация стала неофициальной идеологией политической и деловой элиты США, определяющей роль Америки в мире и соотносящая ее с предполагаемыми благами, которые несет новая эра.

В таком случае американский национальный опыт воспринимается как универсальный и распространяется на весь земной шар, то есть в настоящее время можно говорить о глобальной американизации.

Для обозначения процесса американизации зачастую используется другой термин – вестернизация. По сути два данных термина обозначают один процесс – процесс переноса технологий, структур и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные[6].

Изначально процесс вестернизации подразумевал под собой влияние Запада на другие страны. Во второй половине XX века источник распространения западных образцов, насаждаемых или перенимаемых другими странами, изменился. Вместо Западной Европы им стали Соединенные Штаты Америки.

В качестве нового лидера Западного мира, США значительно отличались от Британской империи, также как от континентальных стран Европы. США были страной иммигрантов, в противоположность континенту, и не обладали колониальным опытом.

Все эти факторы привели к двум особенностям в американском мировоззрении.

Во-первых, США воспринимает себя как благословенную страну, основной целью которой является намерение «сделать мир лучше»[7].

Во-вторых, в качестве инструмента для приспособления мира к стандартам Соединенных Штатов была выбрана экономически обоснованная идеология. Ее материалистические принципы должны применяться по всему миру, включая продуцирование американского стиля свободы и демократии, американского образа жизни.

В качестве примера очевидности американизации в современном мире можно привести такие американские материальные символы как Levi’s, Coca-Cola, Marlboro, Nike и др. Также этот процесс может быть отражен в притягательности для общества американского образа жизни, слэнга и ценностей.

Степень американизации различна в разных странах. В некоторых странах она очевидна и всеобъемлюща, в других менее заметна. В одних странах ее ценности охотно воспринимаются, тогда как в других их активно избегают и остерегаются как угроз традиционным ценностям данной страны.

Так, некоторые западноевропейские исследователи (А. Гобар[8], Е. Тибо[9] и др), считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляет собой культурную войну.

Согласно Т.А. Шаклеиной идея распространения американской модели «как образца «самого свободного, самого просвещенного и самого могучего государства на земле», носила наступательный, а часто и экспансионистский характер»[10].

Одним из результатов процесса американизации является стандартизация и универсализация всех сторон общественной жизни.

Б. Барбер – один из сторонников концепции вестернизации и автор работы «Джихад против Мак-мира», указывает на «экономические, технологические и экологические силы, которые требуют интеграцию и единообразие, и которые гипнотизируют людей посредством быстрой музыки, быстрых компьютеров, быстрой еды – MTV, Macintosh, McDonald’s – стягивая нации в один гомогенный парк, один Макдоналдс, связанные через коммуникации, информацию, развлечение и коммерцию»[11].

Концепция американизации указывает не только на процессы гомогенизации и уничтожение локальных различий под давлением глобальных потоков, но и на подавляющую принадлежность этих потоков одной стране – США. Н. Покровский пишет: «Глобализация выступает в форме американизации. Можно утверждать, что американизация и есть глобализация»[12].

Существует множество определений американизации.

Читать дальше: Наталья Федорова. Влияние американских ценностей на трансформацию общества ч.1