У Европы нет больше денег на «шпроты»

Строго говоря, тема перекрытия краника европейской финансовой помощи восточно-европейским странам возникла не вчера. Еще в конце 2016-го значимые политики стран-доноров — прежде всего Германии, Франции, Бельгии, Австрии и Нидерландов — начали поднимать общественную дискуссию о целесообразности продолжения кормления «бедных».

Программу имущественного выравнивания, изначально задуманную лишь для быстрой корректировки некоторой небольшой разницы на первом этапе еврообъединения, потом политики продлевали еще дважды, после каждого расширения границ ЕС на восток.
Практика показала, что с каждой последующей итерацией расходы дают все меньше эффекта. Даже показывая темпы роста экономики и уровня жизни, превышающие среднеевропейский, по итоговым цифрам «бедные» все равно продолжают оставаться бедными.

Получается это по простому закону математики. 3% роста, скажем, от миллиона, дают прибыток в 90 тыс., тогда как 15% роста от 100 тыс. дают всего 15 тыс. По темпам рост маленького как бы четко опережающий, но по практическому результату разрыв только увеличивается.
То есть эффективность мер явно снижается, тогда как сумма расходов серьезно давит на экономику доноров.

Еще до вступления в ЕС три страны Балтийского региона с 2000 года начиная получили финансовой помощи на 963 млн евро. Потом, например, в ту же Литву за 2004—2016 годы из центральных фондов поступило свыше 17,9 млрд, в Латвию — свыше 7 млрд, в Эстонию — 4,4 млрд евро.

? Для справки: за прошлый год ВВП Литвы со всеми дотациями составил 38,7 млрд. евро. При этом страна все равно находится существенно ниже контрольного уровня в 0,75% от среднеевропейского благосостояния. Впрочем, не она одна. Те же проблемы у Латвии и Эстонии.

Словом, так как схема не работает, то встал закономерный вопрос: продлевать ли на следующий бюджетный период (2021—2026 годы) программы бюджетного выравнивания?
Читать дальше: У Европы нет больше денег на «шпроты»