Старые вести о главном…

Старые вести о главном...

В древней притче, которую кто только не цитировал за века истории, сказано, обращаясь к людям: «Если вы злы, то откуда берёте добро своим детям, а если добры — почему не желаете добра нашим детям, как и своим?». В этой старинной мудрости раскрыта природа добра: обобщающая мысль. Прежде, чем сделать добрый поступок, человек должен вначале обобщить мысль, представить в другом – себя, в чужих детях – увидеть собственных детей. Опираясь на аналогию (аналоговое мышление) – человек распространяет свой родительский инстинкт заботы и снисхождения на чужих детей. Нетрудно увидеть обобщение, как основу и в «золотом правиле нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Золотое правило нравственности – почиталось всюду! Оно раскрыто в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе всех мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства. О нём же говорит и античная философия. Про такое говорят – абсолютная универсальность, абсолютное общее место. Но давайте понимать: в основе его обобщающая мысль! Уберите принцип обобщения мысли – и что останется?
История даст нам ответ в иных народных поговорках, тоже известных с древности: «человек человеку волк», «рыба сыта рыбой, а человек человеком» и др. Если у тебя не аналогового мышления, и в чужих детях ты своих не увидел (сосредоточен на отличиях, а не на сходстве) – тогда ВСЁ ТВОЁ МЫШЛЕНИЕ становится фундаментально-мироедским.Я хочу зла вашим детям – ответит такой человек – именно потому, что я хочу добра своим. Кто-то должен делать грязную работу — и я хочу, чтобы её не делали мои дети. Значит – пусть её делают ваши. Кто-то должен погибать на фронте? Пусть это будут ваши дети, а своих я спрячу в штабах, в тылу…

И добро и зло на самом фундаментальном уровне фатально зависимы от способности или неспособности человека к обобщению (аналоговому мышлению). Умеет человек обобщать мысль – он на светлой стороне жизни. Не умеет – на тёмной её стороне.

Важно понимать, что всё начинается именно тут, именно с этого. Остальное всё – так, вторичные следствия, вытекающие второстепенности. Или ты признаёшь реальность общего – или считаешь каждый случай уникальным. Или ты способен видеть сходство (между своим сыночком или чужим) – или ты сосредоточен на отличиях. А у нас малоумные люди называют средневековый спор реалистов с номиналистами – «схоластикой», чуть ли не праздной игрой ума! У нас куда больше внимания преподаватель уделит Канту, Гегелю, Марксу, Попперу – чем средневековому реализму/номинализму.

И в итоге, не понимая главного, мы путаемся во второстепенном, громоздим всякую ерунду про классовую борьбу, роль пролетариата или роль демократии, альтернативность или безальтернативность выборов, «свободу, которая лучше несвободы»… Корни социального добра, как и корни социального зла мы ищем совсем не там!

Психоцентризм – учение о том, что всё начинается с того, как человек думает. Все процессы в социальной жизни вторичны по отношению к мышлению, идеям в человеческой голове, по отношению к человеческим настроениям. Какой там «базис», производительные силы? Эти силы (технику) добрые люди создадут с ноля, а злые – разрушат до ноля из любой стадии технического совершенства.
Читать дальше: Старые вести о главном…