Исламский мир

Исламский мир

Человечество на пороге нового витка технологической революции. И конечно же, элиты не могут не думать о месте в будущем. Мы анализировали уже взгляды на него американской, российской и китайской элит. Однако важную роль будут играть элиты исламского мира. Он обширен, располагает ресурсами, высокой удельной долей молодежи и не может не иметь определенных планов и амбиций. Но вот каких?
Что мы знаем о видении будущего элитами мусульманских стран? Изучая опросы, интервью, их прогнозы и оценки, мы можем получить ответ.
Мусульманский мир — разный. Самую большую долю занимает арабский мир. Хотя не все арабы мусульмане — есть Ливан и Сирия с большим процентом христиан. Арабский мир протянулся от Марокко до Персидского залива. Арабов все больше в Европе.
Есть тюркский мир, объединяющий Турцию, Азербайджан и четыре страны Центральной Азии, а также непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра. В составе России немало тюркских автономий. Есть страны с заметным тюркским населением — Ирак, Иран, Сирия, Германия, Швеция, Нидерланды, Румыния, Болгария. Историческое влияние Турции имеется в Боснии и Герцеговине и еще ряде балканских государств. При этом в тюркском мире выделяются два центра с собственными концепциями «тюркизма». Это Турция и Казахстан. Плюс Узбекистан с особой позицией.
Наконец, есть Иран, центр «иранского мира», куда входят Таджикистан и отчасти Афганистан. Иранцы не сунниты, как большинство населения тюркских и арабских стран, а шииты. Это сближает их с шиитским, но тюркским Азербайджаном, шииты влиятельны в Ираке и Ливане, а если считать алавитов (идут споры) — то и в Сирии.
Есть еще Пакистан, Малайзия, Индонезия. В Индии и Африке южнее Сахары мусульман тоже много.

Но сконцентрируемся на трех основных «мирах».
Тюркский мир. Турция
Поскольку на постсоветском пространстве расположено большинство тюркских государств, с тюркского мира и начнем. И прежде всего поговорим об элите и ее видении будущего в Турции как историческом центре тюрок. Во время мирового финансового кризиса темпы роста турецкой экономики стали самыми высокими в Европе. Турция наращивает экспорт высокотехнологичной продукции.
Вначале следует разобраться, как структурирована и сложилась эта элита. Если присмотреться, очевидна яркая особенность. Со времен Османской империи она формировалась на основе бюрократии, включая военных.
Очень подробно этот феномен анализирует турецкий исследователь Ясин Ёзкан в своей книге 2014 года «Европейская трансформация турецкой бюрократической элиты». Он подходит с точки зрения теории элит. И отмечает: бюрократия еще при султанах играла основную роль в модернизации и вестернизации, а затем стояла за созданием Турецкой Республики. В первые десятилетия которой был ее поистине золотой век. Власть держала часть элиты, которую Я.Ёзкан и другие специалисты (серьезное исследование турецкой элиты провели в ЕС в 2010 г. Борруд и Джонс) называют «стамбульской». Она ориентировалась на светские ценности и этатизм, составляющие основу кемализма, заветов первого президента Мустафы Кемаля Ататюрка (на посту с 1923 по 1938). Военные были частью этой элиты.
Бюрократия в Турции и есть элита, пишет Ёзкан — она не чьи-то решения выполняет, а сама вырабатывает. Это не веберовская рациональная бюрократия. Со времен Османов она воспринимается как опора государства. Граждане же понимались ею как управляемая масса. Султан виделся воплощением государства, но его власть была уравновешена бюрократией, военными и духовенством. Османская империя была бюрократической державой. Служащую элиту пополняли через систему «девширме» — отбор одаренных детей и их обучение в особых заведениях. Они были оторваны от окружения — гарантия верности султану. Возник принцип отрыва «избранных» от масс.
Но еще серьезнее оказался разрыв в рамках элиты по линии «центр — периферия». Бюрократия в «центре» («стамбульцы») имела привилегии, отличалась образованностью. Именно она и стала базой модернизации и реформ, вестернизации на основе западного позитивизма в противовес периферии с ее традиционными ценностями. Этот раскол сохранился и в Республике. Ряд авторов, не только Ёзкан (Мардин, Хепер, Дургун и др.), подчеркивают его значение для понимания турецкой элиты и многих явлений.
Эта элита все больше закукливалась, тяготела к патернализму, стремилась удержать позиции. Она прошла путь от служения султану к служению государству. Можно сказать, к защите государства и от султана, и от общества. По этой причине турецкие бюрократы склонны к реформам, ибо те укрепляют централизацию. А общество нередко сопротивлялось. Причем реформы эпохи Танзимата (середина XIX в.), помимо прочего, были попыткой бюрократической элиты подстраховаться от произвола султана.
Читать дальше: Исламский мир