Исламский мир — 2

Исламский мир — 2

? Начало здесь

Тюркский мир не сводится к Турции. Население трех тюркских стран (Турция, Казахстан, Азербайджан) с 1990 по 2010 увеличилось на 6,7 млн. чел. Как же видят будущее элиты Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана и Кыргызстана?

Упоминавшийся Байрам Балчи отмечает рост их внимания к истории и религии.
Так, в Узбекистане восстановили и торжественно открыли мавзолей крупного мистика Бахауддина Накшбанди (основателя суфийского ордена накшбандийя) в Бухаре.
В Туркменистане — мавзолей Наджмеддина Кубра, центр паломничества.
В Казахстане чтят Ахмеда Ясави, основателя ордена ясавийя.
В Азербайджане восстановлены шиитские и суннитские святыни.
Даже руководство этих стран совершает хадж.
Но исламское возрождение приобрело и фундаменталистские, радикальные черты, возникли движения, несшие угрозу государству (например, «Исламское движение Узбекистана»), особенно на фоне успехов «Талибана» в Афганистане и его координации с «Аль-Каидой».
Наиболее либеральными в отношении религиозных движений оставались Казахстан и Кыргызстан.
Цифровой Казахстан или назад в будущее?


Здесь элита активно обращается к истории — вплоть до того, что некоторые эксперты задаются вопросом: не слишком ли обращена она в прошлое?
На этом фоне заметна часть элиты, подчёркнуто стремящаяся развивать новые технологии. Но для немалой части характерна ориентация на наследие движения «Алаш», пытавшегося после крушения Российской империи возродить казахскую государственность.
Это анализирует, в частности, Саттар Казиев. Лидер «Алаш» А.Букейхан в 1910 издал в Санкт-Петербурге работу «Киргизы» (так до 20-х гг. официально назывались казахи), где указал границы будущего государства. Они включали, помимо нынешней территории, Астрахань, Оренбург, Башкортостан, часть Алтая, Каракалпакию, Кыргызстан и Ташкент с округом.
После революции 1917 г. Алаш-орда была создана на большей части этих территорий (без Астрахани и Алтая, но в 1918 г. со включением Башкирии), причем столицей стал Оренбург. В 1920 автономия была преобразована в Киргизскую АССР, в 1925 г. Оренбург передали РСФСР, а Ташкент — Узбекской ССР, в 1930 «ушла» Каракалпакия.
Часть казахской элиты эти вопросы поднимает до сих пор. Великодержавные идеи в Казахстане пользуются далеко не всеобщей поддержкой, но идея Великого Турана находит отклик.

Среди элиты есть западническое крыло, которое видит будущее в вестернизации, «прививке» западной культуры и ценностей. У них есть точки соприкосновения с той частью элиты, кто стремится к модернизации, но не обязательно с ориентацией на западные ценности.
И те, и другие цитируют президента Назарбаева, призвавшего в выступлении на сессии Академии наук «перестать жить прошлым» и задуматься о будущем. Принята программа «Цифровой Казахстан».
Поддерживающая модернизацию и развитие часть элиты заявляет: народ «живет с развернутой назад головой» под девизом: «Ведь были люди НЕ в наше время».

Аналитик Еркин Иргалиев сравнивает это с поведением «подростка, сбежавшего из дому», из дня сегодняшнего, который почему-либо не устраивает.
С этим не согласен другой видный эксперт Жаксылык Сабитов: Казахстан живет уже далеко не прошлым, а занят государственно-национальным строительством на основе развития, смотрит как раз в будущее.

Поиск тюркских корней у Чингисхана или саков со скифами — самый легкий путь наращивать «символический капитал нации», но серьезные историки всегда опровергнут такое. Это инерция перестройки и советского периода, считает он.

Ему вторит Казбек Бейсебаев: была иллюзия — вот избавимся от «диктата Москвы», и наша таблица Менделеева в недрах сама собой вывезет к счастью и процветанию, как печка Емелю. Мы станем вторым Дубаем, причем большим. Надежды не оправдались, и часть нации и элиты «убегает» в героическое прошлое, да еще и «дорисовывает» его в нужном ключе.
Часть элиты беспокоит как раз вестернизация: технологии и английский язык проблему не решат, говорят они — нужна духовность и национальное сознание. Уход в историю отвлекает. Эксперт Айгуль Омарова считает: хватит копаться в прошлом, пора строить будущее, ведь есть чем гордиться, немало факторов успешного развития.
В 2017 закончено масштабное исследование о том, как казахские эксперты и элита видят будущее страны на 10 лет вперед. Они в основном уверены, что тогда Центральную Азию будет не узнать. Опасаются схватки группировок элиты после ухода Н.Назарбаева, и роста межнациональной напряженности. Элита и общество делятся почти в равных долях на оптимистов, пессимистов и не определившихся.
Анализ исследования представил Аналитический центр Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы в виде доклада «Центральная Азия 2027: меняющийся стратегический ландшафт. Вероятные сценарии на десять лет вперед». Авторы исследования подчеркивают, что ближайшие десять лет определят долгосрочное развитие региона. Наступает переломный исторический момент.
Читать дальше: Исламский мир — 2