В.Авагян: \»ПОНЯТЬ. РАСТИТЬ.\»

В.Авагян: "ПОНЯТЬ. РАСТИТЬ."

Я обеими руками за конструктивную критику советского периода нашей общей
истории. Безусловно, там было много нелепого, сектанстского, а на
первых порах ленинизма – попросту чудовищного много было. Никогда не
смогу я, оставаясь армянином, забыть и простить скармливание моего
народа турецкому людоеду в надежде на «социалистический выбор Турции».
Но нам стоит раз и навсегда провести чёткую грань между критикой
марксистского сектанства – и покушением неких горе-критиков на саму идею
человеческого БЛАГОПОЛУЧИЯ.

В
ежедневной, ежесекундной болтовне и кривляниях СМИ мы теряем здравую и
трезвую диагностику проблем. В какой-то оргии гримасничания наши СМИ
молчат о главном: о том, что над обычным пост-советским человеком в
России – а вдвойне и втройне в Армении, на Украине или в Молдавии –
постоянно простирается ужас голодной, бездомной, леденеющей на зимних
ветрах смерти.
Это реальность – которая никогда вот уже четверть
века от нас далеко не отходит. И говорить о ней некому в СМИ, потому что
те, кто владеют СМИ – её создали, а те, кто от неё страдают – не
владеют СМИ.

В.Авагян: "ПОНЯТЬ. РАСТИТЬ."

Я обеими руками за конструктивную критику советского периода нашей общей истории. Безусловно, там было много нелепого, сектанстского, а на первых порах ленинизма – попросту чудовищного много было. Никогда не смогу я, оставаясь армянином, забыть и простить скармливание моего народа турецкому людоеду в надежде на «социалистический выбор Турции». Но нам стоит раз и навсегда провести чёткую грань между критикой марксистского сектанства – и покушением неких горе-критиков на саму идею человеческого БЛАГОПОЛУЧИЯ.

В ежедневной, ежесекундной болтовне и кривляниях СМИ мы теряем здравую и трезвую диагностику проблем. В какой-то оргии гримасничания наши СМИ молчат о главном: о том, что над обычным пост-советским человеком в России – а вдвойне и втройне в Армении, на Украине или в Молдавии – постоянно простирается ужас голодной, бездомной, леденеющей на зимних ветрах смерти.
Это реальность – которая никогда вот уже четверть века от нас далеко не отходит. И говорить о ней некому в СМИ, потому что те, кто владеют СМИ – её создали, а те, кто от неё страдают – не владеют СМИ.
Но почему же мы, как страусы, должны прятать глаза в песок, и не видеть реальности, затуманенной наркотическим дурманом клипов, шоу-новостей и гламурных фальшивостей?
Ведь не поняв этого УЖАСА, который постоянно дамокловым мечом висит над головой рядового гражданина – мы не сможем объяснить ни его действий, ни его поведения, ни пост-советской истории.
Беззащитность перед ужасом – делает людей слабовольными и продажными, заставляет выглядеть глупыми шутами (чтобы угодить нанимателям), играть в чужие игры. Более чем актуальны сегодня в РФ, а втройне в Ереване, Киеве, Кишинёве, Риге – слова песенки Фукса из советского мультфильма:
Я скажу без лишних слов,
Что попал на удочку…
И за грош плясать готов
Под чужую дудочку…
Не понимая константы ужаса перед завтрашним днём, его сугубо материальную и бытовую фактуру – мы не поймем ни майданов, ни гастарбайтерства, ни псевдодемократических игрищ – про фальсификацию которых всем всё давно ясно, но без последствий для фальсификаторов…
Слом советского строя, являвшегося к 1985 году наиболее перспективным и прогрессивным авангардом человеческого прогресса – опирался на локальные уродства советского опыта, но по сути являл собой дискредитацию самой идеи человеческого благополучия.
Это как если бы человека убили за прыщ, потому что прыщ уродлив, а о том, что человек состоит не из одного прыща – не подумали бы…
Что такое идея мирной, благополучной, и, не побоюсь этого слова – беззаботной жизни для всех? Разве она является монополией малограмотных генсеков КПСС? Разве тысячи лет человеческой истории она (идея благополучия) – не являлась путеводной звездой самых добрых и умных сынов человечества?
Оставим в стороне все эти «испанские сапожки» марксизма, социализма, коммунизма, большевизма, посмотрим на дело с евангельской простотой, ибо сказано: «будьте как дети», хоть и «мудры аки змии». Неужели же муки и страдания, порабощение и унижение другого человека – это непременное условие вашего счастья? А «слабо» нам построить счастье не за счет других, а вместе с другими? Так, чтобы и нам было хорошо, и им неплохо?
Конечно, опытный полемист возразит мне: фигушки! Счастье ты людям не дашь, Вазген, потому что счастье – штука тонкая, личная, не фабричной выделки. Счастье – оно у каждого своё.
И пусть! Соглашусь! Счастье не в нашей воле… А что в нашей воле, как экономистов и технологов?
-Обеспеченность
-Безопасность
-Стабильность
-Доброжелательность и душевность
-Взаимоуважение.
Из этих компонентов не построишь счастья (потому что ведь ещё и несчастная любовь бывает, например) – но из них, как из кирпичиков, строится ОЧЕВИДНЫМ ОБРАЗОМ – Благополучие.
Но именно все эти детали, необходимые для сборки машины по имени «человеческое благополучие» и были сломаны во время всемирного антисоветского шабаша (кстати, продолжающегося и сегодня, уму вопреки).
Появилась сила, которая:
— объявила нищету – источником трудолюбия и инвестиционной привлекательности.
— Сила, которая вместо снижения рисков постоянно их наращивает, так, чтобы никто не мог быть уверенным в завтрашнем дне (и в итоге бедные спят на теплотрассе, а богатые с пистолетом под подушкой).
— Сила, которая волатильность стоимостей и цен (т.е. нестабильность) провозгласила двигателем экономического роста.
— Сила, которая ввергает человека в ледяную пустыню бездушного и равнодушного одиночества, когда некому, кроме авансом оплачиваемого психотерапевта, даже поплакаться.
— Сила, которая сменила взаимоуважение людей – ненавистью конкурентной подозрительности…
Так и возник по итогам антисоветского шабаша — тот неотступный призрак голодной нищеты, преследующий всякого простого и не-титулованного жителя Земли. Он дополнился реальностью постоянно и постоянно растущего мошенничества, оргией взаимного надувательства, которая неизбежно ведёт к росту напряжённости в социуме.
А вот скажите мне, старому армянину: может ли напряжение возгоняться до бесконечности? Ведь рано или поздно последует взрыв – и чем дольше напряжение копилось, чем дольше не выпускали пара из котла – тем страшнее и грандиознее будет этот взрыв, разносящий всё в клочья…
Мы создали реальность, в которой антисоветизм – взявший на мушку и под подозрение всякую людскую взаимовыручку – стал питательным бульоном для галлопирующих бессовестности и цинизма. Что можно из такого материала построить – если по сути он бесспорный прах и гниль, и тлен и мертвечина?
Пост-советского человека преследует по пятам отчаяние беспомощности, бессловесность перед как бы «дарующим жизнь» нанимателем.
Так что же это такое – современные мировые либеральные рыночные игры? Не есть ли это (вопрос риторический) – сделать истории заворот кишок, кал её горлом вывести – то есть отвергнуть даже отдалённую перспективу построить жизнь достойную, предсказуемую, обеспеченную, стабильную, наполненную взаимной благожелательностью вместо бесконечной конкурентной грызни?
Не есть ли это (конечно, есть!) покушение на саму идею БЛАГОПОЛУЧИЯ – материального, морального, психически и физически здорового?
Советский опыт превращается в светлый миф. Это связано с тем, что всё, имевшее в советской реальности уродливые черты – давно умерло и прочно забыто. С уродствами легко расстались и никто не тяготится их исчезновением.
Но очищенная от уродств исторических гримас советская идея БЛАГОПОЛУЧИЯ – словно бы через фильтр пропущенная – снова и снова будоражит человеческое воображение. Никто не станет реставрировать советские негативные явления – их уже и не помнит никто. А вот реставрировать общечеловеческую и вековечную надежду на ЛУШЧЕЕ ЗАВТРА – это всякий мыслящий человек и желает, и обязан.
Нельзя жить в тупике, в котором завтрашний день – только новый тебе вызов и новые мучения. Когда всё меняется – но ничего не меняется к лучшему. Это всё равно, что жить в подвале, без солнца, это заточение человечества в узилище.
Если мы не работаем над тем, чтобы жизнь стала мягче и лучше, чтобы дети жили лучше нас – в чем тогда смысл жизни, и более узко говоря – смысл экономической науки? Как можно в здравом уме заменить себе проект построения устойчивого благополучия, растущей доступности благ – на непредсказуемые «американские горки» пляшущей смерти, на бесконечное пьяное ралли по ухабам, которых никто не знает заранее? На аттракцион «не для слабонервных», в котором постоянно кого-то выкидывают за борт?!
Даже если не вас – но вам подобного! А это значит, что завтра могут выкинуть и вас, как его…
Много говорят о предпринимательской инициативе, о национальном бизнесе – которых не хватало в СССР, отчего он получился бледнее и анемичнее, чем мог бы быть… Это тоже нужно обсуждать, понимая, конечно же, что заложенный в предпринимательстве личный интерес – очень важная двигательная сила природы человека, и нельзя его ампутировать без последствий, как нельзя вырезать орган из организма, не превратив организм в инвалида.
Но в том-то вся и штука, что двигательная сила – является энергией. А всякая энергия, не заключённая в жёсткие рамки – разрушительна и убийственна. Мы можем сказать это о воде в половодье – при всём уважении к воде. Мы можем сказать это об огне, вывалившемся из печи – при всём понимании роли огня в становлении человечества. Мы, конечно, говорим это и о колоссальной энергии атома, особенно в годовщину Чернобыльской катастрофы: хотя атомная энергия есть пик и высшее достижение человеческой цивилизации – выходя за рамки, эта же энергия грозит уничтожить человечество!
Почему же тогда бизнес-энергию, двигательную силу личного интереса, самостоятельной, самозанятой смекалки мы не хотим понимать так же двояко, как понимаем воду и огонь, атом и нож? Почему же нас ставят перед ложным выбором – или уничтожить эту энергию – или дать ей бесноваться без ограничений?
Сегодня нам, как воздух, необходимо принять эти рамочные, базисные мысли – как основу всеобщего согласия по прекращению антисоветского шабаша и возврату к идеям благополучия каждого (а значит – всех). Нам всем нужно думать – как снизить накал конкуренции, накал взаимной ненависти людей, как снизить риски колебательной волатильности (а не наращивать их – как пост-советские варвары, у которых деньги за день в три раза обесцениваются или наоборот).
Нам нужно понять жизнь – как выбор между взаимопомощью и взаимоистреблением. Поняв – растить в себе знания и умения поощрения добродетели и подавления агрессии (а рынок этого не даёт – он действует строго наоборот, при нём ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным).
Нам нужно вооружится идеей благополучия – как основой для построения нового социалистического общества, которое учтет ошибки прошлого – но самой главной ошибкой считает всё же поиски бесноватых «альтернатив» всеобщему спокойному благополучию.
Потому что другого пути у человечества нет. То, что убивает – может убить не сразу. Но, если оно убивает – однажды оно всё-таки убьёт. Окончательно убьёт — вопрос лишь времени.
Ждать этого не стоит – стоит объединить усилия для противодействия!
Вазген Авагян, специально для \»ЭиМ\»
inspect.by

Добавить комментарий