Беларусь – о чём свидетельствует история в камне

В Беларуси уния нередко преподносится как «синтез», «гармония» между культурами христианского Востока и христианского Запада, как «модернизация» и «европеизация» духовной сферы жизни белорусского народа (это можно встретить, например, в публикациях историка из Гродно С.В. Морозовой). Униатство в этом случае изображается «национальной религией» белорусов. Представление о том, что в результате контактов между двумя культурами появляется третья, новая, по-своему уникальная, конечно, льстит национальному самолюбию, но «синтез» может оборачиваться и поглощением одной культуры другой, ассимиляцией. Зримым свидетельством того, что несла с собой церковная уния, является архитектура.
В Беларуси об архитектурном стиле «виленского барокко» знает едва ли не каждый школьник. Встречаются ещё названия «белорусское барокко», «униатское барокко», однако корректными их считать нельзя. Конечно, такой популярный в западной Европе стиль, как барокко (итал. «причудливый», «склонный к излишествам»), имел свои локальные особенности, в стиле «виленского барокко» стоят храмы в Литве, в Польше, входивших в состав Речи Посполитой, и общее им явление архитектуры «белорусским» называть нельзя. Что же касается «униатского» характера церквей «виленского барокко», то и об этом можно говорить лишь с большой натяжкой, так как большая их часть – католические костёлы не униатского, а латинского обряда.
Каменное строительство было делом дорогостоящим позволить его себе могли лишь люди состоятельные – князья, магнаты, епископы. В XVI веке в Великом княжестве Литовском развивалась замковая архитектура в готическом стиле, в которой уже сказывалась и последняя европейская мода (ренессанс). К этому времени относится появление здесь оригинальных храмов оборонного (замкового) типа с высоко расположенными окнами, бойницами, угловыми башнями (д. Сынковичи, д. Маломожейково, Супрасль). Ранним образцом такой архитектуры стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в замковом стиле в 1494-1505 гг. В таком же стиле была в 1514 г. построена Троицкая церковь тогда еще православного монастыря в Вильно (в настоящее время базилианский монастырь). Храмы оборонного типа показывают интерес западнорусской знати к европейским архитектурным стилям, достаточно оригинальный опыт их воплощения. Это не было прямое заимствование, но творческое переосмысление, однако церковное строительство в униатский период пошло не по этому пути.
Читать дальше: Беларусь – о чём свидетельствует история в камне