О проекте закона «О насилии»

«При любых изменениях законодательства необходимо руководствоваться национальными интересами и учитывать духовные ценности белорусского народа»
Марзалюк Игорь Александрович
В Минске в конце сентября прошла пресс-конференция в рамках общественного обсуждения концепции проекта закона «О насилии». При поддержке БФ «Открытые сердца» и МБОО «Город без наркотиков» Движения Пролайф-Беларусь. Мы публикуем полное выступление председателя постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Александровича Марзалюка.
«Уважаемые коллеги, уважаемые участники конференции, мне приятно быть сегодня вместе с вами. Сразу подчеркну, что я сегодня представляю свою личную позицию как депутат, не позицию комиссии, я это подчеркиваю.
Сразу скажу про свое политическое кредо и про свои фундаментальные ценностные ориентиры. Человека без мировоззренческих позиций, особенно в моем возрасте, в принципе не может быть. Я христианин, я придерживаюсь правых консервативных взглядов. Есть фундаментальные ценности, которые я разделяю, которые я буду защищать всеми фибрами моей души. Есть вещи, на которые я никогда категорически не соглашусь.
Что касается концепции. Во-первых, я хочу сделать акцент на том, что никакого законопроекта в Парламенте на сегодняшний день нет, потому что этого законопроекта не существует в природе. Такого законопроекта нет в природе, его никто не представлял в Палату представителей. Есть концепция, которая не обсуждалась, которая родилась в одном из структурных подразделений Министерства внутренних дел РБ при активном содействии глобальных фондов ЮНИСЕФ, ЮНФПА, которые вы все знаете. Таким образом на сегодняшний день мы имеем не официальный, — поддержанный всеми ветвями власти законопроект, который прошел все апробации, — а попытку сформулировать эти интеллектуальные построения, а потом уже в соответствующем порядке начинать разрабатывать этот законопроект.
Скажу честно, что я принадлежу к тем людям, которые не поддерживают саму идею этой концепции, считают ее антиконституционной, противоречащей белорусскому законодательству. В самой концепции нет ничего особенно хорошего и ничего плохого. Это, как вам сказать? Это сотрясание воздуха, но, с моей точки зрения, очень вредное и небезопасное. Что я имею ввиду? Я считаю, что есть фундаментальные права, которые гарантированы белорусским государством, гарантированы Декларацией прав человека, если читать их в оригинале на французском языке, а не произвольные ремейки. И одной из фундаментальных ценностей является семья. Напомню, что семья, согласно Декларации прав человека, семья — это союз мужчины и женщины. Именно отношения мужчины и женщины в законном браке освящаются Божественным
благословением. Почему? Потому что Бог есть Жизнь. Все, что умножает жизнь, служит Богу. Почему так категорично выступали против разных других вариантов? Потому что все то, что не служит жизни, служит смерти. Для религиозного человека это ни что иное, как служение антиподу Бога. Это доктринальные установления.
Когда мы говорим про систему традиционных ценностей, то она неотделима от христианской традиции, потому что европейскость и христианскость – это слова-синонимы. Когда мы говорим про нравственное учение или Православной Церкви, или Католического Костела, или Иудаизма, или Ислама, то и здесь больше того, что объединяет, чем того, что разъединяет. Поэтому это традиционная система ценностей. Это, когда доктрина исходить из тех объединяющих базисов, которые были святы для наших предков на протяжении столетий.
Если перейти от догматических вопросов, к вопросам, которые связаны с равными правами, — я преднамеренно не использую слово «гендер», я до сих пор использую слово «мужчина» и «женщина», — я за равенство полов, но я не могу сказать, что я за гендерное равенство, потому что это, — как бы сказать аккуратней? – признание равенства, в том числе правовой, тех «номинаций», которые не являются традиционными. Если мы говорим про концепцию, то я абсолютно согласен с теми, кто считает, что концепция имеет колоссальный дисбаланс между правами и обязанностями мужчины — особенно мужчины — потому что «агрессор» и «обидчик» всегда (прим. ред. – согласно концепции закона «О насилии») только мужчина. Это касается и европейских законов. Женщина почему-то всегда позиционируется как жертва.
Каждый из нас знает, что бывают ситуации, когда жертвой бывает кто-то другой. Родители почему-то всегда выступают в ипостаси обидчиков, которые только и делают, что умышленно вредят своим детям. Самое печальное, что нам предлагается, — если будет принят этот закон, — ситуация, в которой, семейно-бытовые конфликты будут выведены за рамки криминального процесса. Может возникнуть совсем другая негативная ситуация, если мы выведем дела о семейных скандалах за границы криминально-административного процесса. Процесс – это единственный способ при помощи закона выяснить, как происходили события.
С моей точки зрения определенные цели этой концепции противоречат существующим белорусским законам: Кодексу о браке, Концепции национальной безопасности — демографической безопасности. Официальная позиция белорусского руководства и Президента — это укрепление именно института семьи, потому что без этого не может быть никакой демографической безопасности. Не надо забывать, что есть 32-я статья Конституции РБ, согласно которомой я как отец и моя жена как мать, и те, кто имеет счастье быть родителями, или другие представители ребенка, которые воспитывают ребенка, если родителей нет, имеют право и обязанность воспитывать своих детей. Сразу хочу сказать, я надеюсь, что здесь среди присутствующих нет ни одного садиста, который считает, что нужно бить, калечить, унижать, оскорблять и наносить телесные повреждения своим близким в семье — супруге и своим детям. Это обвинение, которое иначе как фарисейством не назовешь. На самом деле разговор идет про другое. Я хочу напомнить, что семья и воспитание как педагогика не может основываться только на правах. Есть и права, и обязанности. Обязанность – это право. И это так же то, что сформулировано в фундаментальных догматических учениях как Католического Костела, так и Православной Церкви.
Читать дальше: О проекте закона «О насилии»