Анатолий Матвиенко: Политический мерчандайзинг по-белорусски

Анатолий Матвиенко: Политический мерчандайзинг по-белорусски

Стенания «книг не читают» не отражают действительности. Книг всё равно печатается и продаётся много. Литература по-прежнему выступает проводником идей, пропагандистом. Конечно, она уступила какую-то долю в информационном потоке телевидению и интернету. Сдав прежние позиции, окопалась на новых рубежах и стойко их удерживает.
Литература Беларуси политизирована. Возможно – не менее, а то и более чем в соседних государствах. Особенно после президентских выборов 1994 года и установления «диктатуры» Александра Лукашенко, которого активно не приняла часть творческой интеллигенции, в т.ч. отдельные белорусскоязычные писатели и будущая лауреатка Нобелевской премии. Литературный фронт в политической борьбе не самый шумный. Писатели не устраивают громких демаршей, и если Некляев лично руководит сокрушением дверей Дома Правительства, Алексиевич клеймит российского лидера, они выступают не как литераторы, а в роли политиканов.
Воздействие писателя на читательскую аудиторию прямо пропорционально количеству прочитанных его книг. Путей к читательскому сознанию несколько, исходя из типа носителя информации: традиционные бумажные, попадающие в магазины и библиотеки; электронные; аудиокниги. Книга в магазине, в т.ч. электронном магазине, обладает не только сакральной ценностью произведения искусства (увы, многие в реальности никакой художественной ценностью не отличаются), она, в первую очередь, – товар. А искусство продавать, включая вещи, покупателю не нужные, в наше время развивается быстрее электронных технологий.
Если интенсивно «впаривать» читателю идеологически подобранную литературу, происходит идеологическая накачка. Поэтому книга не только товар, но и агитационное оружие.
Я совершил вояж по полудюжине магазинов, снимая книжные полки на мобильный телефон. Некоторые наблюдения оказались любопытными.
Вот торговое предприятие – магазин «Веды» ОАО «Белкнига» на углу улиц Карла Маркса и Энгельса.

Отдел художественной литературы не самый большой, как, собственно, невелик и магазин. Ожидается, что в торговой сети, принадлежащей, главным образом, государству, будет проталкиваться идеологически выдержанная литература. А большинство авторов, лояльных к действующей власти, сконцентрировано в Союзе писателей Беларуси. Стало быть, их книги занимают самое видное место, их выкладка сопровождается рекламой, продавщицы хватают посетителей за чувствительные места и вещают: «Как вам повезло! Лауреат государственной премии выпустил новый шедевр!»
Читать дальше: Анатолий Матвиенко: Политический мерчандайзинг по-белорусски