О. Четверикова: «Права неопределённого существа»

О. Четверикова: «Права неопределённого существа»

То, что происходит сегодня с нашим обществом, можнопонять только в свете тех глубоких изменений, которые стали следствием новой промышленной революции[1]. Проявляется она в массовой роботизации, автоматизации производства, всеобщей компьютеризации и внедрении нано-, био-, информационных и когнитивных конвергентных технологий (НБИК-технологий), меняющих характер и организацию не только производственного процесса, обмена, потребления, систему управления и коммуникации, но, самое главное, — самого человека, его сознание и природу. Трансформация эта настолько серьёзна, что для обеспечения эффективного внедрения новых технологий необходим тотальный пересмотр самой концепции человеческой личности, что сегодня и осуществляется невероятно быстрыми темпами и влечёт за собой изменение системы ценностей, социальной и культурной среды, включая образование, науку и искусство.Речь идёт о переводе человечества на трансгуманистическое мировоззрение.
Трансгуманизм стал новейшей формой эволюционизма, которыйрассматривает эволюцию как преодоление самой человеческой природы и переход в качественно новое состояние. Понятие «трансчеловек» было описано впервые футурологом Ф.М.Эсфендиари (взявшим псевдоним FM-2030), исходившим из ницшеанского понимания человека как промежуточного звена в эволюцииот обезьяны к человеку.Трансгуманист был определён им как «переходный человек», существо, эволюционирующее в «постчеловека» — «потомка человека, модифицированного до такой степени, что уже не является человеком».
В качестве главных признаков его Эсфендиари выделил улучшение тела имплантатами, бесполость, искусственное размножение и распределённая индивидуальность, то есть распределение его сознания и личности в нескольких телах — биологическом и технологическом. Трансгуманистом стали считать того, кто готовится стать постчеловеком, а средством достижения этого и стала конвергенция НБИК-технологий.В 1998 г. последователи этого учения во главе с НикомБостромом (специалистом по вопросам клонирования, искусственного интеллекта, нанотехнологий, крионики и пр.) и Дэвидом Пирсом основали Всемирную трансгуманистическую ассоциацию(ВТА), целью которой было добиться признания трансгуманизма широкой научной общественностью и правительственными структурами. В том же году она приняла Трансгуманистическую декларацию, в которой говорилось не только о том, что передовые технологии радикально изменят людей (преодолеют старение, ограниченность естественного интеллекта и пр.), но и о необходимости отстаиватьморальное право тех, кто собирается использовать эти технологии для экспериментов. Эта претензия на ничем не ограниченную «рукотворную эволюцию» была усилена следующим положением, содержащимся в п.7: «трансгуманизм защищает право на достойную жизнь всех существ с чувственным восприятием, будь то искусственные интеллекты, люди, пост-люди или нечеловеческие животные».То есть человек рассматривается как экспериментальный объект, как биологический материал для применения новых технологий. Использование его не должно быть ограничено какими-либо соображениями нравственного порядка, а определяется только правами экспериментатора, вписывающимися в концепцию «прав человека». Эти права находят выражение в законах биоэтики, которые крайне конъюнктурны и меняются в зависимости от потребностей заказчика.Таким образом, трансгуманизм изначально заявил о себе как об антихристианском мировоззрении, но, вместе с тем, он означает и самоуничтожение самого гуманизма, поскольку провозглашает в качестве «права человека» преодоление или упразднение самого человека.Сегодня трансгуманизм включает следующие направления: «человек фармацевтический», то есть с изменённой формой сознания; «человек генно-модифицированный», получаемый в результате генной инженерии и использования ГМО; «человек бионический» (с одной стороны, роботизация самого человека, то есть внедрение в тело и в мозг искусственных имплантатов или чипов, в результате чего получаются люди-киборги, а с другой стороны — создание человекоподобных роботов-андроидов); наконец,«человек бессмертный»,за которого ратует «научный иммортализм». Достижение бессмертия, предполагает два метода:первыйпредусматривает применение биотехнологий — стволовые клетки, клонирование, крионика и пр.;второй- использование информационных и нанотехнологий в целях так называемой «загрузки сознания», при которой происходит полное копирование человеческого мозга на компьютере для создания запасных копий человека.Ник Бостром откровенно заключает: «Трансгуманизм — это нечто большее, чем простая абстрактная вера в то, что мы находимся в процессе перехода наших биологических границ с помощью технологий. Это также попытка переоценить полностью определение человеческого существатак, как его обычно представляют… Технологии помогут нам выйти за пределы того, что большинство считает человеческим».
Читать дальше: О. Четверикова: «Права неопределённого существа»