Террористические организации в исламе. И немного о нас… Протоиерей Олег Трофимов

Террористические организации в исламе. И немного о нас… Протоиерей Олег Трофимов

Исламский фактор все более набирает в мировой политике вес. И это
связано не только с громкими и заметными террористическими актами,
активностью исламских общественных организаций и государств, но хотя бы
очень банально — с их нравственной жизненной атмосферой, которая намного
выше, чем у обездуховленного и секуляризованного постхристианского
европейца. У мусульман же высокий уровень рождаемости!

По
этому поводу хочется вспомнить слова благочестивого Патриарха Павла
Сербского о потери Косово: «Если женщина христианка сербка за свою жизнь
делает 3-4 аборта, имея одного ребенка, а мусульманка албанка за свою
жизнь рождает столько же детей. Значит, нам эта земля не нужна». Так
что мы сами себе террористы-детоубийцы.
Так вот, приходится
считаться, минимум знать и владеть исламской терминологией и понятиями.
Нужно добавить, что это довольно широкая тема не одной научной статьи.
Этой тематикой занимаются целые исламские институты, ей посвящена не
одна научная диссертация. Ведь даже для большинства среднестатистических
русских мусульман, не вся терминология известна, тонкости школ
(масхабы), сект, и даже, как свидетельствуют муфтии, основоположные
истины ислама, отличия общественных исламских организаций, что приводит
многих мусульман и новообращенных в сети исламских террористических
организаций и сект.

Террористические организации в исламе. И немного о нас… Протоиерей Олег Трофимов

Исламский фактор все более набирает в мировой политике вес. И это связано не только с громкими и заметными террористическими актами, активностью исламских общественных организаций и государств, но хотя бы очень банально — с их нравственной жизненной атмосферой, которая намного выше, чем у обездуховленного и секуляризованного постхристианского европейца. У мусульман же высокий уровень рождаемости!

По этому поводу хочется вспомнить слова благочестивого Патриарха Павла Сербского о потери Косово: «Если женщина христианка сербка за свою жизнь делает 3-4 аборта, имея одного ребенка, а мусульманка албанка за свою жизнь рождает столько же детей. Значит, нам эта земля не нужна». Так что мы сами себе террористы-детоубийцы.
Так вот, приходится считаться, минимум знать и владеть исламской терминологией и понятиями. Нужно добавить, что это довольно широкая тема не одной научной статьи. Этой тематикой занимаются целые исламские институты, ей посвящена не одна научная диссертация. Ведь даже для большинства среднестатистических русских мусульман, не вся терминология известна, тонкости школ (масхабы), сект, и даже, как свидетельствуют муфтии, основоположные истины ислама, отличия общественных исламских организаций, что приводит многих мусульман и новообращенных в сети исламских террористических организаций и сект.
Коротко об исламе и терминах
Ислам — мировая монотеистическая религия. Основатель Мухаммед призывает своих верных быть покорными (мусульманином) Богу Аллаху, возвратить то, что потерял Адам, рай (ослушался и согрешил — не покорный).
Ислам как вероучение и как социальный институт не является цельным монолитом. Создание халифатов (исламское теократическое государство на принципах шариата), а в них мощной системы по радикальной исламизации (одной веткой ислама) или ассимиляции народов, например государственной идеи пантюркизма (исходящей от Османской империи), не произвело в истории цельности исламского мира. Как и в других мировых религий, в исламе произошло разделение на три основных течения или ветки: сунниты, шииты, суфизм (суфии). У этих веток есть отличительные особенности, так что даже, на этой почве возникали религиозные войны «верных с неверными». И это печально для самих мусульман.
Приблизительно 70% мусульман мира составляют сунниты. Но и в самых этих 3-х ветках существуют деления — мазхабы (традиции, богословско-политические школы, которые имеют отличия в суждениях Сунны, Хадисы (это следующее по авторитету после Корана, аналог предания, но в основных принципах вероучения сходятся), но это не секты. А если с этими мазхабами ислама сочетаются местные традиции (нормы адата), обряды, праздники, то «местный» ислам по менталитету явно отличается и даже враждебен, как например тарикаты (направления) суфизма Северного Кавказа Чечни и салафия Ближнего Востока. В независимости от школ и веток, в исламском мире также существуют общественные движения с религиозно-политической идеологией, например, панисламизм или ваххабиты, которых по их внутреннему менталитету можно было бы уже классифицировать как отдельное течение или секта ислама.
Религиозные искания народов происходили и в среде ислама, так что из этой среды родились другие мировые религии, этнорелигии и многочисленные секты — бахаи, друзы, алавиты, гюлениты и т.д.
Конфликты между христианским миром и исламским, конечно же, происходили, но не надо преувеличивать, что завоевание значительной части паствы происходило насилием. Простота вероучительных истин и принятия ислама, а это было очень важно в средневековье, да и сейчас, сыграли свою роль. Стоит вспомнить, что народы северной Африки, Ближнего Востока с радостью принимали мусульманских халифов завоевателей и яростно прогоняли византийских православных сатрапов, колониальный и национальный гнет который их допек. Способствовало и то, что с не-мусульман брался налог.
О религиозном менталитете
Для мусульманина понятие ислама тесно переплетается с термином вера. Если иноверец говорит: «Я не мусульманин», т.е. не идентифицируя свою веру с религией исламом, это воспринимается мусульманином, как будто бы человек сказал: «Я неверующий», он воспринимается как «неверный», атеист, язычник. Но это не у всех мусульман. Для исламских террористов это верный знак для убийства. Это аналогия христианской среде, как если сектант (неохристианство) говорит: «Я верующий», а я о себе скажу: «Я православный», то это будет им восприниматься как язычник-идолопоклонник, но не верующий.
Если мусульманину или не-мусульманину придется говорить о вероучительных вещах Сунны — «так учит ислам», то для представителя другого масхаба или течения ислама реально — «так ислам не учит». Поэтому если мы будем касаться тонкостей вероучения ислама, важно знать, представитель какой школы и течения является наш собеседник. Оказывается, «восток дело тонкое, Петруха». Явно тонкое и сложное!
Причина разделений
Причина этих всевозможных и разноплановых делений в молодой мировой религии кроется в гибкой и несистематизированной вероучительной структуре религии. С одной стороны, простота, космополитичность и доступность вероучительных истин увеличивают скорость завоевания душ и обладают легкостью усвоения, а, с другой стороны, это послужило причиной разных истолкований и разветвлений. Особенность богословской структуры и в том, что если даже и происходит радикализация ислама, появления явных в них террористических общественных организаций и движений на основе искажения вероучения в том или ином мазхабе, то ее верующие не перестают себя ассоциировать верными этого течения. Не существует строгой подотчетной и подконтрольной легитимной преемственности в духовенстве, как например, в православии или у католиков, что допускает проникновение радикальных проповедников-муфтиев и создание сети подпольных мечетей как пунктов терроризма. В христианском мире это обязательно уже сформировалось бы в секту с развитой вероучительной структурой. Поэтому выступление авторитетных муфтиев, что терроризм не имеет религиозной окраски, к сожалению, больше желаемое, чем реальное. Ведь совершаемый террор происходит мусульманами «во имя ислама». Ведь если бы на появление тех или иных общественных организаций, религиозно-политичных движений констатировалось бы как отступление (ересь), предавалось бы официальному проклятию, то это внесло бы ясность. Но, к сожалению, мы видим, что исламский мир разобщен и в нем нет единого голоса.
И вот как в Турции, «свои террористы хорошие и умеренные и герои ислама, а чужие — плохие». Когда религия стает на службу обеспечения государственной идеологии и финансовых интересов халифов, пашей, феодалов, царьков, то, конечно же, не один муфтий не скажет слово против. Мы не слышим от турецкого верховного исламского духовенства осуждения поддержки Эрдоганом ДАИШ, но наоборот, по мечетям происходит вербовка адептов и сбор финансовой помощи. Оказывается, поджоги православных храмов кряшан в 2014г. в РФ на Поволжье, где преобладает исламское население, были осуществлены ваххабитами, контролируемыми и спонсируемыми Турцией. Конечно же, саму религию ислам мы не должны обвинять в терроризме из-за Эрдогана и его подкаблучного духовенства. Можно только гордиться за наше русское мусульманское духовенство, которое сразу кинулось тушить этот прецедент, собирать деньги по мечетям на восстановление храмов.
Так, например, в культурных мероприятиях между Турцией и РФ активное участие принимали представители турецкой исламской экстремистской секты гюленитов. Секта маскируется под сторонников «диалога цивилизаций», ее деятельность по деструктивности можно провести аналогию с «Аум Синрике». Их проповедники проникали в местные мечети и исламские учебные заведения. Закрытие российско-турецкого «научного» центра в Москве как раз было связано с деятельностью исламских сект, негативно влияющих на традиционный ислам РФ.
Классификация мусульманских общественных организаций
Большую роль в жизни исламских государств играют общественные исламские организации. Их появление часто связано с историческим периодом освобождения от колониального гнета мусульманских государств и возобновления благочестия. Такие организации созданы как военные для свержения режимов и грабежа государств, но использующие религиозную мотивацию, поэтому значительная часть этих движений имеет политическую идеологию.
Но нам важно увидеть целостную картину исламских движений и организаций, ведь их феномен в том, что они могут объединять в своих рядах представителей противоположных веток ислама.
Классификация и их знание может позволить определить государственную политику по отношению к различным исламским группам, отличать те из них, что вредят Российской государственности. В обществе сложилась довольно примитивное восприятие — «запрещенные и плохие ДАИШ и ваххабиты» и «добрые приверженцы традиционного ислама» — но не все так однозначно, такая позиция не вскрывает всей комплексности ситуации.
Вопрос о классификации исламских организаций поднимался давно как в отечественной, так и зарубежной науке. Так, например, часто предлагают «естественную классификацию» — все мусульманские группы можно разделить по конфессиональному принципу на суннитские и шиитские. Однако такой подход не объясняет, почему в деятельности такой шиитской организации как «Хезболлах» активнейшее участие принимают сунниты, которых даже выдвигают в ней на высокие посты. А в современном ДАИШ представители не только разных исламских организаций, но и исламских течений и сект.
Французский социолог Бруно Этьен в своей работе «L’islamisme radical» (Paris: Hachette, 1987; р. 206-208.) предлагает следующую классификацию:
1.Группы или объединения классической направленности: душеспасением, укреплением веры. Эти организации не ставят перед собой политических задач и не противостоят, традиционно государству.
2. Миссионерские объединения, целью которых является повторное обращение в ислам мусульман, безразлично относящихся к своим религиозным обязанностям. Эти организации, фундаменталистские по своей сути, противостоят государству, ибо стремятся возродить исламское государство халифат. Сопротивление тем выше, чем выше уровень модернизации и секуляризации общества.
3. Исламские объединения повышенной активности — те группы, которые в оппозиции модернизации и секуляризации общества применяют не только формы пассивного протеста, но пользуются всеми средствами для достижения тех же целей, что и миссионерские объединения.
Теперь, в силу появления ДАИШ, к этой традиционной классификации нужно смело добавить и четвертый пункт:
4.Тоталитарные исламские интернациональные террористические организации с глобальной мировой сетью адептов на основе поддержки террористического государства. С целью ненасильственного насаждения веры или уничтожения неверных и все, что связано с ними (культура и т.д.). В такой организации царят апокалипсические настрои.
Интересной представляется типология российских радикальных «ваххабитских» организаций, созданная И.П.Добаевым (Исламский радикализм в контексте проблемы военно-политичесой безопасности на Северном Кавказе. / Научная мысль Кавказа — №1 — 1999. С.55-56), которая предлагает выделять среди исламистов:
1. «умеренное крыло».
2. «умеренно-радикальное крыло»
3. «радикальное крыло».
Возможно, именно этот подход мы наблюдаем в речах американских «партнеров» об «умеренной оппозиции».
Террористические организации
Террористические исламские организации представляют довольно широкую географическую палитру. Для среднестатистического человека приведенные ниже иностранные слова ни о чем не говорят.
Исламистские террористические организации: Абу Сайяф (Филиппины), Аль-Гамаа аль-Ислами (Египет), Аль-Джихад (Египет), Аль-Каида Аль-Харамейн (Саудовская Аравия), Армия освобождения Аден-Абийя (Йемен), Асбат аль-Ансар Боевая исламская группа (Ливия), Бригады мучеников Аль-Аксы (объявлена террористической организацией Израилем, США, Канадой, Европейским союзом, Японией), Вооруженная Исламская Группа, Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа, Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами Джемаа исламийя (Индонезия), Египетский исламский джихад (Египет), Исламский джихад, Исламская армия Ирака, Исламское движение Узбекистана, оно же Исламская партия Туркестана, Кавказский эмират, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Лашкар-и-Тайба (Пакистан), Лашкар Джихад (Индонезия), Марокканская исламская группа борьбы (Марокко), Риядус-Салихин Салафистская группа проповеди и джихада (Алжир), Такфир вал Хиджра (Египет), Талибан (Афганистан), ХАМАС (объявлена террористической организацией Канадой, Европейским союзом, Израилем, Японией, США), Хезболла (объявлена террористической организацией в 6 странах, Австралии, Великобритании, Канаде, Израиле и США). На сходных позициях, но в данный момент отрицающих насильственные действия, стоят транснациональные организации — Братья-мусульмане, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, пакистанская Джамаат-и-Ислами.
По своей внутренней структуре эти организации, хотя они могут себя ассоциировать с традиционным исламом, более похожи на террористические секты, ибо у них искажено учение ислама. Каждая организация имеют свою историю, специфику и направленность, о чем мы поговорим в следующий раз.
Вывод
В юном возрасте человеку присуще юношеский максимализм, или даже, можно сказать, радикализм (в позитивном смысле), потребность духовной пищи — Бога. Существование террористических и сектантских организаций говорит о том, что проблема заключается совсем не в том, что они «плохие украли», а в том, что мы «хорошие не удержали». Совсем не излишне еще раз сказать, что нам необходимо заниматься молодежью, создавать свои общественные организации, проводить мероприятия, давать возможность в них реализовываться молодежи.
Протоиерей Олег Трофимов
inspect.by

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

1 × четыре =