Когда мышиный писк переходит в вой

Как и следовало ожидать, День Победы подействовал на белорусскую националистическую тусовку как луч света на представителей темного царства – их начало корежить в страшных судорогах. Причем если первые публикации в таблоидах и высказывания в соцсетях можно было действительно сравнить с писком мышей, которые просидели все 9 мая под веником (ни один из них не осмелился выйти на улицы городов с бело-красно-белой ленточкой), то в дальнейшем этот писк начал плавно перерастать в ненавидящий вой орков, увидевших эльфа. Причем вой этот принял все жанровые оттенки – от жирного политического доноса до «увещеваний» католического пастыря.

В жанре доноса отметился Валерий Карбалевич, чей текст выразительно озаглавлен «Пророссийская «пятая колонна» на улицах Минска». Мысль Карбалевича сводится к тому, что «шэсьце па цэнтру Менску «Несьмяротнага палку» — самы вялікі дэмарш прарасейскіх сілаў у Беларусі пасьля Крыму, а можа, і ўвогуле за ўвесь час незалежнай Беларусі». Заботливо перечислены по именам все более-менее значимые участники минского «Бессмертного полка». Не забыт доклад министра обороны Беларуси Равкова, которому досталось за то, что упомянул с трибуны Сталина. Отдельно подчеркнуто, что «акция происходила в пику власти». Вывод тревожный: «Мы выразна ўбачылі ў цэнтры сталіцы прарасейскую «пятую калёну». І з гэтым трэба нешта рабіць». Что именно «рабiць», ясно из контекста: Карбалевич с большим одобрением вспоминает в тексте факт посадки ни за что Сергея Шиптенко, Юрия Павловца и Дмитрия Алимкина.

Типичный образец белорусской «активной молодежи» представляет собой блогер Антон Мотолько, известный в стране как «борец за справедливость», причем все равно в какой сфере, а также как один из организаторов националистического шабаша у Оперного театра 25 марта. Через пять дней после этого действа он предложил в своих соцсетях идею замены Дня Победы на аналог европейского Дня памяти и примирения 8 мая: «Мое предложение очень простое. Пересмотреть формат проведения на государственном уровне этой, на самом деле, важной для Беларуси даты. И от «празднования Победы в Войне» перейти к «Дню памяти о погибших в 2ой Мировой и в целом — в войнах». С минутой молчания. С зажженными свечами. Форматов акций может быть множество». Но пока что это не прокатывает, поэтому Мотолько выдвинул новый прожект – запрет на Георгиевские ленточки на 9 мая 2019-го. «Что мешало выводить из толпы людей с портретами ленинов/гитлеров (тьфу, сталина)? Что мешало выводить людей из толпы и задерживать для выяснения личности в майках ДНР, «вежливых людей» и прочих фанатов сепаратистов? Что мешало точечно вывести тех, кто раздавал георгиевские ленточки, и быстро подсуетить стандартные красно-зеленые с цветком?» — задается вопросами Мотолько. Т.е. идеальный День Победы для него – это когда сотрудники белорусского КГБ силой выволакивают из рядов «Бессмертного полка» людей с портретами Ленина, Сталина, в «неполиткорректных», с его точки зрения, майках, с Георгиевскими ленточками. Что с ними делать дальше, Мотолько не сообщает. Вероятно, в случае сопротивления – безжалостно карать прямо на месте. Ведь так и полагается в демократической европейской стране, за которую Мотолько и ему подобные так ратуют.

Прямо-таки образцовым выплеском ненависти можно назвать статью, которой разразилась Дарья Костенко. Ее «Символ нового фашизма. Полосатая лента – не моя Победа» достойна изучения как яркий пример «либерального» подхода к дню 9 Мая со стороны поколения, рожденного на рубеже 70-80-х. «Георгиевская лента – давно не символ победы, — пишет Костенко. — Не смейте привязывать ее к памяти моей семьи. Она превратилась в символ фашизма. Люди с полосатыми ленточками, знайте: я праздную не с вами и не вашу победу». В целом текст Костенко чем-то напоминает откровения Алексиевич, но если нобелиатка хотя бы пытается изображать из себя интеллектуалку, что получается худо в силу отсутствия ресурса, то Костенко просто упоенно несет полный набор стандартного бреда, который можно услышать от любого либерала в любой стране. Что удивляет, так это, пожалуй, зашкаливающий уровень ненависти к России и симпатий к Украине, на который способен далеко не каждый оппозиционный писака.

«Порадовал» и католический священник Вячеслав Борок из Витебска, разразившийся в своем Facebook огромным постом «Война не может быть святой» (его заботливо перепечатал таблоид «Наша Нiва»). «Какое может быть празднование победы в войне между двумя бесчеловечными режимами? По крайней мере в Беларуси следует задавать такой вопрос. Война началась с дружной агрессии Германии и СССР, одни оккупировали Польшу, другие Западную Беларусь и, как принято при праздновании победы, провели совместный военный парад в Бресте. А потом на нашей земле они воевали между собой, а погибал народ.

Но до сих пор не произошло судебного процесса над коммунизмом и теми преступлениями, автором которых являлась советская система. Советский союз ни в коем случае не был лучше в нравственном плане, чем та же Германия.

Нельзя сказать, что в войне между вермахтом и войсками Советского Союза победили силы добра. Здесь не было победителей. А жители недавнего оккупированных территорий на себе ощутили всю силу тоталитарно-репрессивной системы СССР. И им как же еще было далеко до мирной и спокойной жизни.

Впрочем в нашей стране, вообще можно говорить, что кроме той войны фронтовой, велась параллельная война — гражданская.

А потому, вы, кто 9 мая поддаетесь эйфории победы, бряцаете оружием, маршируете с портретами Сталина и Ленина, одеваетесь в военную форму того времени и пускаетесь в пляски, опомнитесь.

Это такие, как вы, начали ту войну и сегодня порождают новую. Не идеализируйте войну. Война — это смерть. Лучше стройте свою жизнь здесь и сейчас так, чтобы вам и тем, кто живет рядом с вами, не хотелось бежать из страны победителей в страну потерпевших поражение. Вот это была бы блестящая победа!»

…Вот такой вой раздается в белорусском виртуальном пространстве сразу же после Дня Победы. И опасность со стороны мышей, сидящих под веником, преуменьшать ни в коем случае нельзя. Когда мыши объединяются в стаю, они становятся смертельно опасны. Эти мнения высказываются не маргиналами, не единичными фриками. Их пишут политологи, опытные журналисты, модные блогеры, священники. К ним прислушиваются, под каждой такой публикацией – сотни поощрительных лайков. А это значит, что в современной Беларуси наряду с теми людьми, которые с радостью несут портреты своих дедов и прадедов на 9 Мая, живет множество потенциальных желающих жестко разогнать их шествие.

Игорь Орлович

Читать дальше: Когда мышиный писк переходит в вой