Прикладная конфликтология. Часть 2

Когда в заголовке написано «о необходимости борьбы», как бы подразумевается, что борьба конечно нужна, и это даже не подлежит сомнению, ибо бороться — это круто, это путь истинного комсомольца, мушкетёра и джедая, а сдаются только трусы и слабаки — но ведь, конечно же, это не мы 🙂 

Но я привык подвергать сомнению любые общие места. 

Если разобраться, как люди понимают борьбу, то она видится им очень поляризовано: если не борьба, то единственной альтернативой ей видят пассивное терпение и поражение. И, как водится в дуальном восприятии, третьего не дано. 

А так ли это? 

Если исходить из традиционных понятий философии Дао Дэ Цзин, энергия должна, по возможности, протекать без препятствий. 

Ситуация борьбы — это когда ваша направленная энергия уперлась в препятствие, и прекратив равномерное течение, начала это препятствие продавливать. Она уже не стремится к своей цели, она штурмует препятствие, которое, по вашему мнению, мешает ее проходу дальше. Подстёгиваемая сзади вашим эго, которое не может отступить, потому что боится прослыть слабаком и лохом.

Никакая стихия не поступает таким образом. Поставьте на пути воды или ветра преграду — и они, обогнув ее, пронесутся мимо. Ведь их целью не является ваша несчастная доска. Конечно, они могут промежду прочим снести её своим давлением, поскольку мощь их велика, но они никогда не остановят своего течения, не повернут вспять, пока есть хотя бы один более энергоэкономный вариант продвижения к цели, чем остановка и напряжение сил по сносу барьера.

Необходимость борьбы чаще всего возникает тогда, когда, на самом деле, вы этой борьбы искали.

И первичным было не возникновение проблемы или противника, а именно ваше желание познать себя в борьбе. Поиск и возникновение перед вами проблемы в полный рост были лишь делом техники. Первым на ринг вышли вы сами. Судьбе лишь оставалось найти вам спарринг-партнёра под стать.

Событие борьбы и ее итог начинает формироваться задолго до того, как противники увидели друг друга и приняли боевые стойки. И приближение этого события имеет характерные признаки, первейший из которых — ваше поляризованное восприятие: вы вдруг становитесь добром и добротой, правдой и правотой, силой света, закона, понятий. Вы не можете смотреть на себя критически — вы однозначно хороши, правы и сильны. Неспособность выйти из этого поляризованного состояния означает вашу готовность к бою, не зависимо от того, хотите вы боя своим умом, или нет.

Если вашей целью не является сражение и борьба, а достижение некоего результата, не отвлекайтесь, идите к нему напрямую.

Множество «воинов за правду и свет» полегло в тех полях, только лишь потому, что будучи заточенными на борьбу, они не пошли к цели более простым и естественным путём.

Необходимость доказывать свои права в неких взаимоотношениях — не есть путь джедая и говорит о неверно выбранной внутренней установке.

В случае необходимости доказывать права, к тебе пристраивается постоянный противовес в виде оппонента, пытающегося доказать обратное. Этот оппонент существует и функционирует по одной единственной причине: потому что ты обращаешь на него внимание. Ты и только ты принимаешь решение, реагировать ли на него, бросаться ли в бой, доказывать ли ему что-либо, кормить ли его сущность своей жизненной силой.

Может показаться, что если перестать на него реагировать, то он немедля победит и лишит тебя твоих прав. Это, в большинстве случаев, заблуждение и ловушка, потому что физически под правами понимается ни что иное, как ваше внутреннее самоощущение. Которое транслируется в окружающий мир, которое читается людьми, которые в результате уважительно расступаются, когда ты приходишь эти права реализовывать в виде поступков, решений и императивов.

Читать дальше: Прикладная конфликтология. Часть 2