Юрий Глушаков: Польские безработные и белорусские трудовые мигранты

Юрий Глушаков: Польские безработные и белорусские трудовые мигранты

Недавнее нападение на белорусских рабочих в Польше вызвало немалый резонанс в обществе. Об этом написали почти все ведущие СМИ, МИД РБ потребовал от польской стороны расследования. А каковы глубинные причины происшедшего? Кепская голова с Витебска

Вкратце история такова. В польском городе Голдап компания белорусских гастарбайтеров мирно отдыхала. Однако чем-то не понравилась группе польской молодежи. В основном говорят, что причиной недовольства молодых поляков стал русский язык. Пытающиеся же как-то оправдать их агрессию акцентируют внимание на том, что белорусы вроде бы фотографировались в обнимку с польскими девушками, и так далее. Как бы там ни было, но местные хулиганы первые напали на белорусов и изрядно их избили, применив также слезоточивый газ. Одного из наших ребят ударили бутылкой по голове. Более того, на следующий день неизвестные снова караулили белорусов с палками в руках.
В настоящий момент участники нападения установлены, расследованием инцидента занимается полиция.
Но это — далеко не первый подобный случай. Как выяснилось только сейчас, некоторое время тому назад четверо белорусов в том же Голдапе были избиты лопатами.
А ведь еще недавно Польша рекламировалась как страна с европейскими условиями для пребывания иностранцев. Белорусские студенты охотно приезжали на учебу в польские ВУЗы. Еще белорусы активно ездили и ездят сюда в «шопинг» — многие продукты и другие товары в Польше реально дешевле, чем в РБ. Особых эксцессов, как правило, не возникало. Хотя случаи, когда причиной инцидентов становился русский язык, имелись. Правда, когда выяснялось, что говорят на нем все же белорусы, ситуация вроде бы разряжалась.
Однако пренебрежительное отношение к белорусам со стороны не скажем что поляков, но польских шовинистов, всегда имело место. Как-никак, а Беларусь для них была и осталась «крэсами всходним» Речи Посполитой — и ни чем другим. Знакомые журналисты, учившиеся по программе в одном из польских университетов, рассказывали, что любимой поговоркой одного из их преподавателей было: «Если з главой кепска, значи ты з Витебска». И это говорилось в лицо не каким-то там «ватникам» или «совкам», а вполне сознательным белорусам с оппозиционным бэкграундом. Но все же бутылкой по голове их никто не бил.
Особенности белорусско-польской интеграции
Если проанализировать комментарии, появившиеся под материалами об инциденте в Голдапе, то пользователи выдвигают несколько основных версий происшедшего. Первая – массированная антироссийская кампания, проводящаяся в Польше. Вторая – конкуренция на польском рынке труда, обострившаяся в связи с наплывом гастарбайтеров из Украины, а теперь – и Беларуси. Третья – «белорусы сами виноваты, надо было говорить по-белорусски, а не на языке оккупантов», и так далее.
Начнем с третьей версии. Она – явный фэйк. По крайней мере, трудовых мигрантов из Украины, разговаривающих в Польше на своем родном языке, это никак не защищает. В этой связи стоит только вспомнить странное смакование нападений на украинцев в Польше некоторыми российскими и белорусскими пользователями соцсетей. Ненависть на межнациональной почве никогда ни к чему хорошему привести не может. И всегда готова вернуться бумерангом.
Что до антироссийской пропаганды, то она ведется уже много лет и также давно дает свои плоды. Граждане РФ подвергаются нападениям значительно чаще. Как сообщает агентство «ТАСС», в январе этого года машину туристов из Калининграда, в которой находились две женщины и четырехлетний ребенок, закидали камнями. Но прибывшая полиция двух крепких мужчин, на которых указали пострадавшие как на подозреваемых в нападении, задерживать не стала. Зато, по словам россиян, полицейские потребовали общаться с ними только на польском языке. И скорее всего, именно русский язык действительно стал поводом для нападения на белорусов и в Голдапе. Но также очевидно, что как минимум уже в ходе драки нападавшим стало понятно, что перед ними не россияне – а белорусы. Тем более что их попытался утихомирить белорусскоязычный cопредседатель оргкомитета Движения солидарности «Вместе» Алесь Макаев, случайно оказавшийся рядом. Но активисту белорусского националистического движения, по его собственным словам, также досталась порция слезоточивого газа. Вполне вероятно, что для агрессивных польских радикалов что русские, что белорусы, что украинцы – все на одно лицо, понаехавшие «восточники».
Наиболее же серьезной нам представляется «экономическая» версия происшедшего. Не случайно, что ставшие достоянием гласности случаи нападения на белорусов произошли все же в Голдапе. А не, скажем, в более либеральной и заможней Варшаве. Голдап – небольшой город, где рабочих мест не так много. Как впрочем, и девушек. И любой приезжий здесь – потенциальный конкурент. И если мигрант и не занял рабочее место, «предназначенное» для коренного населения, то все равно оно будет подозревать, что именно из-за приезжих, готовых работать за гроши, их заработная плата упала. А вовсе не из-за стремления местных работодателей оптимизировать свою прибыль и расходы. Пользуясь, разумеется, дешевой рабочей силой из Украины и Беларуси. Национализм всегда шагает рука об руку с экономическими и социальными проблемами, являясь ложным вариантом их решения.
Еще не так давно в ряде СМИ проактивно велась скрытая и явная рекламная кампания работы в Польше для белорусов. Одновременно в РБ свою деятельность развернуло множество польских и польско-белорусских кадровых агентств. Белорусских гастарбайтеров, обычно отправлявшихся на заработки в Россию, активно заманивали на работу в Польшу. В качестве аргументов обычно использовали следующее: в Польше, в отличие от РФ, вас не «кинут». Условия работы будут цивилизованные – 8-часовой рабочий день, комфортное жилье и быт, выходные, и так далее. Справедливости ради надо отметить: первое время в основном так и было. Гомельский сварщик Максим, работавший в Польше, сообщал автору, что денег он получал не так много, как принято думать – около 800 долларов. Примерно столько, а то и больше, «сварной» бы имел и на российских стройках. Но зато гомельчанин жил в цивильном хостеле, имел нормированный рабочий день. А самое главное: для молодого человека было престижно работать именно на распиаренном Западе, а не гнуть спину на рабских стройках у «москалей». Правда, по признанию самого Максима, сказывался и языковой, и культурный барьер. Имело место и пренебрежительное отношение со стороны части местных.
Однако в последнее время все чаще стали поступать сведения об различных эксцессах с белорусскими гастарбайтерами. То ли их количество в Польше увеличилось, а период рекламной кампании — закончился. А местные работодатели и недоброжелатели во вкус вошли, то ли еще что. Но вот недавно была разоблачена целая схема практически рабского труда, организованного поляком и украинцем, жертвами которой стали около тысячи (!) трудовых мигрантов из Украины и Беларуси. Или вот еще характерный случай. Один гомельский строитель, ранее работавший в Москве, подался на заработки в Польшу. Его обманули с расчетом, и сейчас он пишет своим друзьям с просьбой прислать денег на обратную дорогу.….Но как же реагировать на инцидент в Голдапе? Прежде всего — не поддаваться на провокации. За такого рода событиями стоит не польский народ, а отдельные радикалы, под влиянием пропаганды ненависти и непростых социальных условий срывающие свое раздражение на ни в чем не повинных иностранных рабочих. Правда, националистические настроения в Польше, как и во всей Восточной Европе, большинство стран которой оказались в зоне перманентного кризиса и депрессии, уже перехлестывают через край. Но обычные люди в Польше всегда были и останутся для нас братским народом, с которым мы всегда жили рядом. И по-соседски, по-доброму можем уладить любые споры и конфликты. Отпор должен быть дан только шовинизму и агрессии, откуда бы они ни исходили.
А еще ирония истории заключается в том, что город Голдап – это бывшая территория Восточной Пруссии. В течение веков здесь был плацдарм Тевтонского ордена, откуда угроза постоянных вторжений крестоносцев нависала над Польшей, Беларусью, Литвой и Россией. Относительно недалеко отсюда объединенные войска славянских и прибалтийских народов разгромили тевтонцев под Грюнвальдом. В 1945 году Красная Армия и Армия Людова освободили Польшу и выбили вермахт из Восточной Пруссии. А Голдап, как и множество других земель, где пролилась кровь русских, белорусов, украинцев и поляков, был передан Польше…
К сожалению, глобализация в ее современном формате порождает не только мультикультурализм и пресловутую толерантность, но и — жесткую конкуренцию и вражду между народами…
Читать дальше: Юрий Глушаков: Польские безработные и белорусские трудовые мигранты