Могилевская губерния государственные, религиозные и общественные учреждения (1772-1917)

Анищенко Е. К., Антонович З. В. и др.,
Предисловие

Настоящий текст начат в 2009 г. мною в качестве его ответственного составителя и редактора. Текст этот готовили ряд сотрудников отдела публикаций Национального исторического архива, где я там работал ведущим научным сотрудником. Внезапное увольнение прервало подготовку справочника, к которому я успел написать, на основе подготовленного к изданию сборника «Витебская губерния ..» помещенные здесь специальные статьи тематического характера. В таком виде они и публикуются здесь практически без изменений. В числе их помещается также ряд статей, написанных Е. Насытко и И. Войнич. Всего же намечалось написать 1217 статей, которые охватывали 911 фондов хранения архива.
Могилевская губерния государственные, религиозные и общественные учреждения (1772-1917)
После моегоувольнения первоначальный текст перешел в распоряжение зав. отделом публикаций Д. Яцкевича, который с тех пор-т.е. до его ухода из архива в 2013 г. -на протяжении 4-х лет, получается, ходил руки в карманы, распускал по привычке сплетни и павлиньи перья для демонстрации собственной важности. В любом случае можно надеяться, что уход этого бутафорского господина позитивно отразится на моральном климате коллектива и уж тем паче на профессиональном облике самого сборника.

Самым трудным в подготовке материала оказалось собрать сведения о жизнеописаниях губернаторов. В самом архиве исчерпывающих сведений на этот счет не имелось и пришлось обращаться за помощью к руководству исторического архива в СПБ. К сожалению я не знаю к чему привели итоги этого обращения.Анищенко Е. К., Антонович З. В. и др.,
Предисловие

Настоящий текст начат в 2009 г. мною в качестве его ответственного составителя и редактора. Текст этот готовили ряд сотрудников отдела публикаций Национального исторического архива, где я там работал ведущим научным сотрудником. Внезапное увольнение прервало подготовку справочника, к которому я успел написать, на основе подготовленного к изданию сборника «Витебская губерния ..» помещенные здесь специальные статьи тематического характера. В таком виде они и публикуются здесь практически без изменений. В числе их помещается также ряд статей, написанных Е. Насытко и И. Войнич. Всего же намечалось написать 1217 статей, которые охватывали 911 фондов хранения архива.
Могилевская губерния государственные, религиозные и общественные учреждения (1772-1917)
После моегоувольнения первоначальный текст перешел в распоряжение зав. отделом публикаций Д. Яцкевича, который с тех пор-т.е. до его ухода из архива в 2013 г. -на протяжении 4-х лет, получается, ходил руки в карманы, распускал по привычке сплетни и павлиньи перья для демонстрации собственной важности. В любом случае можно надеяться, что уход этого бутафорского господина позитивно отразится на моральном климате коллектива и уж тем паче на профессиональном облике самого сборника.

Самым трудным в подготовке материала оказалось собрать сведения о жизнеописаниях губернаторов. В самом архиве исчерпывающих сведений на этот счет не имелось и пришлось обращаться за помощью к руководству исторического архива в СПБ. К сожалению я не знаю к чему привели итоги этого обращения.

Список сокращений

с. с.- статский советник

т.с.-тайный советник

д.с.с.- действительный статский советник

СУ- Собрание узаконений

СЗРИ- Свод законов Российской империи

ПСЗРИ- Полное собрание законов Российской империи

СУ и РП- Собрание узаконений и распоряжений Правительства

СУиРРКП- Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства

Могилевская губерния
Восточнобелорусские земли после включения их в состав Российской империи (1772-1802)

28 ноября 1771 г. на военной коллегии в Москве было доложено о том, что российские войска, сломив последние очаги сопротивления войск Великого княжества Литовского [1], полностью контролируют территорию Инфлянсткого, Мстиславского и частично Витебского, Полоцкого и Минского воеводства вдоль границы по р. Днепр от Лоева, Рогачева, Друцка, Полоцка и далее по Зап. Двине до Динабурга и Крейцбурга. 28 мая 1772 г. Екатерина II издала именной указ генералу-фельдмаршалу З. Г. Чернышеву принять управление «присоединенных» земель, разделив их на две губернии, куда «определили уже в оные за губернаторов генерал-майоров Каховского и Кречетникова» [2]. В тот же день последовал именной указ с приложенным к нему наказом новым губернаторам «принять команду над находящимися в составляющих будущую губернию вашу землях, и стараться собирать там все предписуемые Наказом нашим и до будущего управления тех земель потребные сведения» [3]. В наказе определялось административно-территориальное устройство и порядок управления создаваемых Псковской и Могилевской губерний. Первое, что было решено возводить по указу императрицы от 19 июня 1772 г. [4] на присоединяемых землях — пять крепостей.

Для оправдания легитимности аннексии части земель Великого княжества Литовского, входившего в федеративное государственное образование Реч Посполитую, Екатерине II необходимо было заручится международной поддержкой. 25 июля это было сделано с Австрией [5], а затем 5 августа 1772 г. была подписана и общая конвенция между Россией, Австрией и Пруссией [6], получившее название в истории как первый раздел Речи Посполитой. Окончательное обоснование легитимности присоединения «к России некоторых от Польши земель» произошла только через год 18 сентября 1773 г., подписанием Трактата «между Россией и Польшей о восстановлении мира» [7]. Когда «соглашение с Венским и Берлинским двором доведено уже до совершенной своей зрелости подписанною здесь секретной конвенциею», можно было юридически оформлять учреждение новых губерний.

10 августа Екатериной II был утвержден доклад З. Г. Чернышева «О присоединении мыса земли, лежащей между Смоленскою границею и рекою Двиною, с городом Витебском, к Псковской губернии и о границах новых губерний» [8]. 16 августа 1772 г. вышел именной указ Екатерины II назначенному «белорусскому генерал-губернатору, графу Чернышеву» «О принятии по Российскую державу уступленных от Польши провинций», где «повелевалось» с 1 по 7 сентября 1772 г. окончательно оформить «под Российский скиптр назначенные места и земли», «назначить сроки к торжественному принятию присяги в должной нам и империи нашей верности всех жителей», «обнесть пространство новых границ… столбами», «собрать все публичные доходы в казну нашу», «суд и расправу велеть до времени… по тамошним правам и обычаям», «приняться за учреждение двух частных губерний» [9]. К данному указу прилагался «Плакат… всем вообще жителям всякого чина и звания присоединенных ныне от Речи Посполитой Польской на вечные времена к Империи Всероссийской мест и земель» от имени белорусского генерал-губернатора З. Г. Чернышева [10]. Таким образом, генерал-губернатор и управляющий двумя губерниями — Псковской и Могилевской стал называться белорусским.

18 сентября 1772 г. императрицей был утвержден доклад генерал-губернатора З. Г. Чернышева о составе «губернской канцелярии Псковской и Могилевской губернии» [11]. Еще через месяц 9 октября 1772 г. Екатерина II утвердила новый доклад З. Г. Чернышева «О назначении провинциальных городов и штата провинциальных канцелярий в Псковской и Могилевской губерний». В Псковскую губернию вошло 5 провинций: к двум российским — собственно Псковской и Великолуцкой были добавлены три из присоединенных территорий — Полоцкая, Витебская и Дисненская. Могилевская губерния состояла целиком из присоединенных территорий — Могилевской, Мстиславской, Оршанской и Рогачевской провинций [12]. 23 октября 1772 г. сенатский указ окончательно закрепил образование новых губерний: Псковской с центром в Опочке и Могилевской с центром в Могилеве [13].

В течение последующего года была произведена унификация белорусских губерний по примеру уже существующих общероссийских. Провинции разделялись на уезды, а в самих уездах определен статус уездных и заштатных городов [14]. 22 августа 1776 г. по указу Екатерины II Псковскую губернию решено было «переименовать Полоцкою» [15].. Псковская и Великолуцкая провинции выведены из состава Полоцкой губернии и из-под руководства белорусским генерал-губернатором, образовав вместе с присоединенными Порховским и Гдовским уездами новую административно-территориальную единицу. В Полоцкой губернии были учреждены Полоцкий, Витебский и Двинский уезды. Часть бывшего Оршанского повета (до реки Друть), исторически принадлежащего Витебскому воеводству, ранее включенная в Могилевскую губернию как Оршанская провинция, также была переименована в уезд. В каждом уезде указом назначались по два заштатных города.

После смерти Екатерины II новый российский император Павел I 12 декабря 1796 г издал указ «О новом разделении государства на губернии», по которому Полоцкую и Могилевскую губернии велено было «соединить в одну Белорусскую губернию, назначая губернскому городу быть по удобности в Витебске» [16]. В таком виде был определен административный статус белорусских земель ВКЛ, вошедших в состав Российской империи до нового территориально-административного деления, последовавшего в 1801-1802 гг.

Войнич И. Е.
Могилевская губернская канцелярия

Учреждена по указу Екатерины 11 от 28 мая 1772 г. как исполнительный орган при губернаторе, который через нее управлял губернией [17].

В обязанности канцелярии входило производство (исполнение) всех дел по охране порядка на территории губернии, ограждению ее жителей от насилий, разбоев, незаконных поборов, по поимке беглых крепостных крестьян, солдат, искоренению воровства, наблюдение за исправным содержанием дорог, мостов, переправ,санитарным состоянием городов, принятие мер против пожаров, инфекционных болезней, наблюдение за правилами торговли, исполнение законов и распоряжений верховной власти, сбор и учет всех прямых и косвенных налогов, взыскание недоимок по налогам, распоряжения по отбванию натуральных повинностей (дорожной, подводной, постойной, набором рекрутов, обеспечение проходящих и квартирующих войск продовольствием и квартирным постоем). Канцелярия также проводила судебное разбирательство уголовных и гражданских дел, которые превышали юрисдикцию поветовых канцелярий и которые поступали как апелляции на решения последних.

Штат канцелярии был утвержден 18 сентября 1772 г [18]. в составе . Губернская канцелярия составлялась в следующем составе: губернатор, возглавляший канцелярию и члены вице-губернатор, исправлявший в случае отлучки или болезни губернатора его должность, 2 губернских советника, архитектор, помощник архитектора, доктор, штаб-лекарь, лекарь, 3-и землемера, губернский почт. Комиссар штаб-офицерского чина (должность которого состояла в наблюдении за дорогами и прочими делами по повелениям губернатора), прокурор для надзора за соблюдением администрацией законов, и штаба канцелярских служителей в составе 39 человек (секретари, протоколист, регистратор, канцеляристы и подканцеляристы, переводчики, копиисты, архивариус, палач).

Кроме того при губернской канцелярии состоял ряд должностных лиц отраслевых кправлений: директор камеральных дел, губернский крижкомиссар, пограничный губернский комиссар, которые находясь в команде губернатора определялись к должности и состояли в ведомстве своих управлений и отчитывались в своих действиях как перед губернатором, так и перед своим ведомством. В случае убыли кого-нибудь из указанных должностных лиц. губернатор входил с представлением в ведомство об определении на его место другого.

Для ведения делопроизводства при отраслевых должностных лицах, в зависимости от объма выполняемых работ, состояли канцелярии или несколько канцелярских служителей.

Директор камеральных дел имел в своем ведении сбор всех доходов относящихся до камереоллегии (центральное финансовое учреждение России ведавшее всеми доходами) и соляной конторы, управлял таможнями расположенными на территории губурнии, в его управлении находились и все государственные дворцовые и экономические деревни в губернии. Определялся к должности сенатом.

В помощь камердиректору при нем состочли 1 советник и 4-е обер-офицера из отставных для досмотра и исполнения повелений директора.

Камердиректор осуществлял свои функции с помощью особого правления (дирекции), которая разделялась на 3 экспедиции: 1) камерная, 2) штатная, 3) соляная, 4)таможенная, 5) по управлению дворцовыми и казенными имениями.

Экспедиции занимались:

Камерная — сбором податей, взысканием недоимок, следила за выполнением натуральных повинностей (дорожной, подводной, постойной и пр.) вела книги учета ревизских душ.

Штатная — учетом и хранением собранных денежных сумм, часть из ко- торых отпускалась на содержание местных правительсьвенных учреждений и войск.

Соляная — сбором и учетом собранных денег за продажу соли.

Таможенная — обустройством и управлением таможнями и таможенными заставами, сбором таможенных пошлин.

5 экспедиция ведала всеми вопросами по управлению государственными имениями — учетом ревизских душ, сбором податей, сдачей имений в аренду и т.п.

Экспедиции возглавлялись секретарями, которые имели в своем подчинении бухгалтера, 2-х счетчиков, кассира и по 5-6 канцелярских служителей (канцелярист, подканцелярист, копиисты).

Директор камерных дел имел в своем подчинении 2 пограничные таможни и 8 таможенных застав (по 4 заставы в каждой таможне). Таможни возглавляли главные надзиратели из штаб-и обер-офицеров. В штате таможен из всех 26 чел. состояли по одному солдату, кассиру, штемпельмейстеру, 3-х досмотрщиков, 14 объездчиков, смотритель за объездчиками из обер-офицеров, одного подканцеляриста и 2-х копиистов. Штат таможенной заставы состоял из 9 чел. во главе с офицером, которому подчинялись 1 досмотрщик, 1 копиист, 6 объездчиков. Собираемые экспедициями доходы учитывались раздельно и употреблялись в расход по указанию тех мест, кторым они непосредственно подчинялись. По окончании года все счета свидетельствовались до 1 марта соответствующими ведомствами на счет прихода, расхода и остатка сумм [19].

Губернский оберкригкомиссар заведовал сбором, учетом, хранением и расходованием денежных сумм, поступавших из доходов и сборов на военные нужды, а также сбором и хранением провианта, фуража и их распределением между расположенными в губернии войсками. Он осуществлял свои обязанности с помощью канцелярии, которая состояла из 2 отделений в составе 4 счетчиков, 2 секретарей, 2 канцеляристов и 4 писарей.

Пограничный губернский комиссар [20] находился в ведомстве и определялся к должности коллегией иностранных дел. В своей деятнльности он руководствовался не только генеральной инсрукцией своего ведомства, но и повелениями губернатора.

Для отправления делопроизводства при губернском пограничном комиссаре состояли 1 канцелярист и 1 копист.

Губернский почтмейстер имел в свое ведении все почты в губернии. Он занимался проложением новых почтовых маршрутов, осуществлял наблюдение за исправным содержанием почтовых трактов, почтвых домов, за сохранностью и своевременной отправкой и доставкой почтовых отравлений [21]

Определялся он к должности губернатором из отставных военных чинов при губернском почтмейстере состояли 1 подканцлерист и 1 копиист.

Для сопровождения отправляемой в разные места денежной казны, поимке воров и разбойников и для разного рода каркулов и смотров при губернской канцелярии состояла воинская команда в составе 132 человек, возглавляемая капитаном.

В таком составе губернская канцелярия просуществовала до июня 1778 г., передав функции наместническому правлению.
Провинциальные канцелярии
Учреждены по докладу белорусского генерал-губернатора З. Г. Чернышева 9 октября 1772 г.[22].

В обязанности провинциальных канцелярий включались административно-полицейские функции: контроль за соблюдением казенных интересов и судебное разбирательство гражданских исков, набор рекрутов, поимка воров и разбойников, содержание путей сообщения, соблюдение правил торговли, санитарное состояние городов и местечек, противопожарная безопасность, здравоохранение, запрещенные игры, корчемство, сбор налогов (подушных, за винную продажу, продажу соли, арендных денег) и отсылка их в камеральную экспедицию губернской канцелярии, учет сведений о посеве и урожае хлеба, цен на продовольствие и фураж, дела о побеге и укрывательстве крепостных крестьян и рекрутов, смертоубийстве, насильстве, кражах, тяжбах и спорах между поселянами, превышавшими 25 руб. иска, апелляции на решения уездных комиссарских судов.

Возглавлялись провинциальные канцелярии воеводой, который назначался Сенатом по представлению губернатора.

В штат канцелярии входили 1 асессор, 2 секретаря, 1 протоколист, 1 регистратор, 2 канцеляриста, 1 подканцелярист, 4 копииста, 1 переплетчик, 1 палач [23]. 13 февраля 1772 г. в штаты была введена должность прокурора [24]. При каждой провинциальной канцелярии были военные команды в составе 57 человек под командованием офицера в чине поручика [25].

При введении на территории белорусских губерний административно-территориального устройства и местных органов управления согласно Учреждения о губерниях 1775 г. указом Сената от 10 января 1778 г. должности воевод были упразднены, а провинциальные канцелярии закрыты [26].
Уездные комиссарские канцелярии (правления)

Учреждены по докладу Сената от 28 июля 1773 г. «О разделении белорусских губерний на уезды и об учреждении в онных уездах комиссарств» [27] во главе с уездным комиссаром, который с помощью канцелярии осуществлял административно-полицейские, хозяйственные и судебные функции на территории уезда.

В обязанности уездных комиссаров входило наблюдение за сохранением порядка в уезде, исполнение предписаний провинциальной канцелярии, современный сбор государственных налогов и выполнение натуральных повинностей, поимка беглых крестьян и рекрутов, воров и разбойников. Комиссар обеспечивал квартирующие и проходящие через уезд войска продовольствием и фуражом, ограждал обывателей от притеснений со стороны войск и рассматривал конфликты между ними.

Суду комиссаров подлежали мелкие тяжбы и споры между жителями уезда, (не превышающих 25 руб. иску), споры, свыше 25 руб. и касающиеся письменных закладных, долговых обязательств, завещаний и других документов относились к компетенции провинциальных канцелярий и земских судов.

Комиссарский суд был словесный, и проводился в канцелярии. Содержание исков и вынесенных решений записывалось в регистрационный журнал канцелярии. Разбор должен был проводиться в течение двух дней после поступления иска. При разбирательстве разрешалось присутствие приглашенных лиц со стороны истца и ответчика, которые не могли вмешиваться в разбор дел, но могли обжаловать решение комиссарского суда в провинциальную канцелярию в течение 2-х месяцев. Письменное заявление в течение семи дней передавались уездным комиссарам в провинциальную канцелярию.

Уездный комиссар обязан был представлять в провинциальную канцелярию рапорты о благосостоянии уезда, ежемесячно ведомости о составе, денежном и материальном обеспечении канцелярских служителей и журнал рассмотренных судебных исков.

Делопроизводство канцелярии обеспечивали канцеляристы, подканцелярист и два копииста. Для соблюдения порядка в уезде, поиска воров, сопровождения транспорта и проведения экзекуций при уездном комиссаре состояла штатная воинская команда в составе 29 человек. Возглавлял ее офицер (подпоручик), который в случае болезни или отлучки комиссара исполнял его обязанности [28].

В уездах, приписанных к губернским и провинциальным городам также учреждалась должность уездного комиссара с канцеляристом, который вел делопроизводство. Их обязанности ограничивались рассмотрением мелких тяжб и споров.
Почтовые учреждения

Почтовые учреждения учреждены в конце 1772 г. согласно конфирмованному докладу белорусского генерал-губернатора графа З. Г. Чернышева от 23 ноября 1772 г. [29]

В нем устанавливались устройство почтовых учреждений в губерниях, их содержание и охрана, правила приема, пересылки и выдачи почтовых отправлений.

В губернском городе данные учреждения назывались почтами, а в прочих городах — почтовыми дворами. Они размещались в специально построеном доме с конюшнями.

Для их содержания в губернских городах учреждались губернские почтовые конторы, возглавляемые губернскими почтмейстерами, а в уездах — уездные почтовые конторы, возглавляемые почтмейстерами, в прочих городах — городовые почтмейстеры, а на станциях — почт-комиссары. В штатах почтовых контор состояли почтальоны.

Городские и уездные почтмейстеры и почт-комиссары находились в подчинении губернского почтмейстера. Губернский почтмейстер утверждался в должности губернатором из числа отставных офицеров. В его обязанности входило обеспечение функционирования почтовых учреждений в губернии, постройка и ремонт почтовых домов, содержание почтовых трактов, мостов и переправ, заключение договоров на перевозку почты, наблюдение за своевременной отправкой и доставкой почтовых отправлений [30].

Делопроизводство при губернском почтмейстере велось подканцеляристом и копиистом. Вопросы работы почт губернский почтмейстер согласовывал с генеральным почтдиректором.
II. Могилевское наместничество (губерния) (1776 — 1796 гг.)

22 августа 1776 г. последовал указ Екатерины II согласно которому [31] деление на провинции было ликвидировано. В белорусских губерниях вводилось управление по образцу великорусских губерний согласно «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г. [32].

Екатерина II 10 января 1778 г. утвердила новые штаты учреждений [33].

Согласно новых штатов в губернском городе открывались: наместническое правление, уголовная палата, гражданская палата, казенная палата, губернский прокурор (камера), совестный суд, верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа, приказ общественного призрения, губернская воинская команда.

В уездах (уездных городах) создавались городничие, кроме городов где стояли воинские команды, коменданты, в городах где стояли воинские команды, нижние земские суды, уездные суды, уездные казначейства, городовые магистраты, дворянские опеки и уездные воинские команды [34].

В 1785 г. последовали выборы в сословные местные органы городского и дворянского самоуправления. На основании утвержденных 21 апреля 1785 г. «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства» [35] и «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» [36] были созданы местные сословные органы городского и дворянского местного самоуправления. В городах избирались общие и шестигласные городские думы. Дворянство губернии избирало губернского и уездного предводителей дворянства.

В таком составе наместничество просуществовало до конца 1796 г. [37].

Учреждения и должностные лица в Могилевском наместничестве в 1778-1796 гг. можно подразделить на пять основных групп, а именно:

1. Административно-полицейские: наместник, наместническое правление, приказ общественного призрения в губернии, уездные земские исправники и нижние земские суды в уезде;

2. Сословные: общие и шестигласные думы в городах, губернский предводитель дворянства в губернии и уездные предводители дворянства в уездах;

3. Судебные: палаты уголовного и гражданского суда Верхний земский суд, Губернский магистрат, Верхняя расправа, Совестный суд в губернии, уездные суды, нижние расправы, дворянские опеки в уезде;

4. Прокурорского надзора: губернский прокурор и губернские стряпчие в губернии и уездные стряпчие в уезде;

5. Финансово-хозяйственные: казенная палата в губернии, уездные казначеи в уезде; почтовые конторы и прочие учреждения.
Наместническое правление

Наместническое правление образовано указом Сената от 10 января 1778 г. на основании «Учреждения для управления губерний» 1775 г., как орган местного административно-полицейского управления [38].

Кроме наместника, как председателя правления, в его состав входили 2 советника. Наместник назначался царем по представлению Сената, а советники — Сенатом. Делопроизводство правления вела канцелярия в составе которой находились секретарь, регистратор, канцеляристы, архивариус и прочий технический персонал. При наместническом правлении состояли губернский землемер, архитектор и механик. Губернский землемер с помощью подчиненных ему уездных землемеров проводил размежевание селений и частных владений. Архитектор осуществлял надзор за строительными работами, ведал строительством и ремонтом зданий присутственных мест. В обязанности механика входили установка и надзор за механизмами промышленных предприятий и мельниц [39].

Наместник через правление осуществлял общий надзор за местной администрацией, полицией, судами. Формально не вмешиваясь в судопроизводства, он мог останавливать исполнение приговоров судов. Наместник назначал, перемещал и увольнял чиновников; командовал войсками в наместничестве, следил за исполнением законов и распоряжений верховной власти, за состоянием дорог, мостов, торговлей. В 1778-1780 гг. наместник проводил работы по административно-территориальному устройству наместничеств — установлению границ и размежеванию наместничества и уездов, определении уездных городов, подыскание помещений для присутственных мест, укомплектовании штатов учреждений.
Наместнические правления были упразднены указом Сената от 12 декабря 1796 г. в связи с объединением Могилевского и Полоцкого наместничества в единую Белорусскую губ. Функции их перешли белорусскому губернскому правлению[40].
Административно-полицейские учреждения
Городнические правления

Городнические правления создавались на основании «Учреждения» 1775 г. в каждом уездном городе, где не было комендатур [41]. Возглавлял их городничий, выполнявший на территории города функции земского исправника. В обязанности городничего и городнического правления входили охрана тишины и спокойствия в городе, наблюдение за исполнением законов, проведение рекрутских сборов, расквартирование войск, наблюдение вместе с городовым магистратом за санитарным состоянием города, исправным содержанием улиц, дорог, мостов, надзор за состоянием торговли, мерами и весами, предупреждение заболеваний населения и падежа скота, взыскание долгов недоимок и сборов с городских жителей.

Городническое правление приводило в исполнение судебные приговоры, само вершило суд по мелким проступкам и кражам, производило конфискацию и продажу имущества за долги, взыскания по бесспорным долговым обязательствам и т.д. Городничие определялись к должности Сенатом по представлению наместнического правления.

В уездных городах, где находились военные комендатуры, функции городничих исполняли коменданты.

В штате городнического правления и комендатур состояли лекарь, подлекарь и 2 лекарских ученика, а для ведения делопроизводства — канцелярист, подканцелярист и копиист [42].
Губернский магистрат

Выступал апелляционным судом для городовых магистратов, ратуш, сиротских судов [43].

В губернский магистрат вносились на рассмотрение на правах суда 1-ой инстанции, дела о привилегиях, спорных владениях, а также апелляции на решения городовых магистратов, ратуш и сиротских судов. Жалобы на решения Губернского магистрата приносились в уголовную и гражданские палаты, но только в случае, если тяжба превышала сумму 100 руб. По искам до 100 руб. решения губернского магистрата являлись окончательными.

Губернский магистрат состоял из 2-х департаментов: 1-ый занимался рассмотрением уголовных дел, 2-ой — гражданских. В каждом департаменте заседали по одному председателю и три заседателя. Председатели департаментов назначались Сенатом по представлению наместнического правления, а заседатели выбирались из купцов и мещан губернского города сроком на 3 года. Для наблюдения за законностью при производстве дел при губернском магистрате состояли прокурор и 2 стряпчих: стряпчий уголовных и стряпчий казенных дел, а для засвидетельствования документов — публичный нотариус.

Для ведения судопроизводства в каждом департаменте предусматривался штат канцелярских служителей в составе 1 канцеляриста, 1 подканцеляриста и 2 копиистов.

Губернские магистраты были упразднены в марте 1797 г.
Учреждения городского самоуправления

Сословные выборные органы городского самоуправления введены по жалованной «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г. [44].

Грамота позволила жителям городов составлять «градское общество», получавшее право юридического лица. Ему разрешалось заводить собственность, иметь доходы, собирать специальные сборы, избирать органы городского управления.

По грамоте все население города делилось на 6 разрядов — сословных групп:

1. Настоящие городовые обыватели — владельцы домов и земельных участков в черте города.

2. Купцы 3-х гильдий.

3. Цеховые ремесленники.

4. Иногородние и иностранные гости — русские и иностранные купцы и специалисты, связанные с городом собственностью, но не проживающие постоянно в городе.

5. Именитые горожане — банкиры, оптовые торговцы, выборные должностные лица, люди свободных профессий.

6. Посадское т.е. все прочие горожане, за которыми с конца 18 в. закрепилось звание мещан (мелкие торговцы, ремесленники, не входящие в цеха, чернорабочие и городская беднота).

Сословные группы отличались друг от друга разными привилегиями и обязанностями.

Представители первых пяти сословных групп были освобождены от телесных наказаний, купцы не платили податей, цеховые ремесленники имели монопольное право на открытие ремесленных заведений.

Первичным органом городского самоуправления было городское собрание, составлявшееся из депутатов от всех шести сословных групп. Право избирать и быть избранными в городское собрание имели лишь лица достигшие 25 лет и имевшие доход не менее 50 руб. асигнациями. Этот имущественный ценз менялся в зависимости от размера городов. Городское собрание избирало городского голову, бурмистров и ратманов в городовой магистрат, старост, судей словесных и сиротских судов, представителей от городского сословия в разные местные учреждения.

Городское собрание выбирало также орган сословного управления — городскую думу, которая являлась распорядительным органом. Она состояла из городского головы и гласных от всех шести групп населения города. Собиралась она раз в три года. Общая городская дума избирала из своего состава шестигласную думу в количестве шести человек (по одному человеку от каждой сословной группы). Шестигласная дума была постоянно действующим органом с функциями общей думы. Председателем той и другой дум являлся избираемый городским собранием городской голова.

В ведении дум было предоставлено только то, что было связано с благоустройством, продовольствием, развитием торговли и ремесел, защитой сословных прав городских обывателей, надзором за порядком на торгах и базарах и т.п.

Вся деятельность шестигласных дум проходила под надзором губернатора. Городское собрание собиралось только с его ведения и согласия. Он контролировал приход и расход городских сумм через казённую палату.
Магистраты и ратуши

Городовые магистраты действовали в России с 1723 г. как органы городского сословного управления. По реформе 1775 г. магистраты были превращены в суды для купцов и мещан [45]. В мелких городах и посадах (меньше 500 душ) учреждались ратуши. На магистраты и ратуши возлагались дела по перечислению мещан и купцов, по избранию лиц на должности цехового управления, по взиманию налога с недвижимых имуществ, по рекрутской повинности. В городовом магистрате являлись для засвидетельствования все купчие на землю и строения.

В городовых магистратах заседали 2 бургомистра и 4 ратмана (1 бургомистр и 2 ратмана — в отделении уголовном и 1 бургомистр и 2 ратмана — в гражданском). В ратушах заседали по 1 бургомистру и ратману. Бургомистры и ратманы избирались купечеством и мещанами города сроком на три года.

Для нотариального засвидетельствования векселей, заемных писем, долговых обязательств и прочих сделок при городом магистрате Полоцка находился публичный нотариус [46].

Жалобы на решения городового магистрата и ратуши приносились в губернский магистрат. Перенос дел из городового магистрата в губернский запрещался, если сумма иска была менее 25 руб.

В отличие от других судов городовые магистраты заседали беспрерывно, кроме табельных дней.

Городовые магистраты и ратуши в уездных городах Белоруссии были ликвидированы в 1866 г. с передачей функций хозяйственных городским думам, а судебных — уездным судам [47].
Сословные учреждения
Дворянские сословные учреждения

«Учреждения»1775 г. [48] и Жалованная Екатериной II 21 апреля 1785 г. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» [49] предоставили дворянам каждой губернии право создавать дворянское общество с правом созыва один раз в три года дворянских собраний в губернии и уезде и избрания на них для защиты своих прав и привилегий губернских и уездных предводителей дворянства.

Дворянские собрания производили выбор чиновников от дворян в разные должности, прием и исключение из среды дворянства, ведение родословных книг, строительство зданий для сословных нужд, наложение опек на имения дворян, рассмотрение и решение всех прочих дворянских дел.

Уездные дворянские собрания рассматривали сословные дела уездного масштаба.

Губернский предводитель дворянства избирался губернским дворянским собранием и утверждался царем. Уездные предводители дворянства избирались уездным дворянскими собраниями и утверждались губернатором.

Должности предводителя дворянства имели двоякое значение. Они заведывали внутренними делами дворянского общества и в то же время являлись важными органами местной администрации. Губернский предводитель занимал первое место после губернатора, исполнял обязанности председателя или члена в ряде губернских учреждений и наблюдал за чиновниками из дворян, занимавшими выборные должности. Уездные предводители по делам своего уезда действовали самостоятельно.

При предводителях дворянства для ведения дел состояли канцелярии с выборными от дворян канцелярскими служителями.

С объединением в 1796 г. Могилевского и Полоцкого наместничеств в одну Белорусскую губернию губернские предводители дворянства приостановили свою деятельность, уездные же продолжали свои функции, но уже в качестве уездных маршалков.

Помимо дворянских собраний и губернских и уездных предводителей дворянства в каждом наместничестве были открыты дворянские депутатские собрания и дворянские опеки. Депутатские собрания вели дворянские родословные книги, рассматривали права на дворянство. Дворянские опеки создавались в каждом уезде под председательством уездного предводителя дворянства для попечения о вдовах и малолетних сиротах.
Дворянские опеки

Дворянские опеки учреждались согласно «Учреждения» 1775 г. в каждом уезде для попечительства об малолетних сиротах и дворянских вдовах [50].

Дворянские опеки избирали опекунов, составляли описи имущества опекаемого, рассматривали отчеты и счета опекунов, определяли неимущих малолетних дворян в общественные училища и на службу, вели дела вдов, старались предоставить им пристанище и пропитание. Опека ежегодно представляла Верхнему земскому суду отчеты о состоянии имений малолетних.

Дворянская опека состояла при уездном суде и избиралась в составе уездного предводителя дворянства, уездного судьи и заседателей уездного суда. Для канцелярских работ при опеке предусматривалась должность протоколиста [51].

Дворянская опека собиралась на заседания три раза в году, в те же дни, что и уездный суд. Апелляционной инстанцией для опек являлся Верхний земский суд [52].
Судебные учреждения

«Учреждение» 1775 г. создало в губернии трехступенчатую систему местных судов. Все суды в губернии делились на 3 инстанции:

1-ую (низшую) инстанцию составляли уездные суды для дворян, городовые магистраты для городских сословий (мещан и купцов) и нижние расправы государственных дворцовых крестьян, приписанных к заводам, однодворцев и др.

2-ую инстанцию составляли губернские сословные суды — Верхний земский суд, Губернский магистрат и Верхняя расправа, являвшиеся апелляционными инстанциями для подчиненных им низшим судам. (Верхний земский суд — для уездных судов, Губернский магистрат — для городовых магистратов и ратуш и Верхняя расправа — для нижних расправ.

3-ю, высшую в губернии, инстанцию составляли палаты уголовного и гражданского суда. Они являлись апелляционными местами для пересмотра дел, решенных в нижестоящих судах. В палатах рассматривались также наиболее важные категории дел о преступлениях дворян, должностных преступлениях, поджогах помещичьих имений, имущественных спорах, касающихся целых селений, расположенных в разных губерниях, спорных между казной и частными владельцами.

Всее суды имели коллегиальное устройство. В судах заседали председатель и (4-6) заседателей. Весь состав палат уголовного и гражданского суда назначался Сенатом из числа правительственных чиновников, в судах 2-ой инстанции и нижних расправах председатели назначались от правительства, а заседатели выбирались от подсудных данному суду сословий. В уездных судах и городовых магистратах и председатели и заседатели выбирались от сословий.

Губернские сословные суды состояли из двух департаментов: первый департамент — по уголовным делам, второй — по гражданским. Каждый департамент имел свой состав судей: председатель, заседатели и штат канцелярских служителей.

Все суды принимались за дело при поступлении жалоб, сообщений других судов или должностных лиц или исков стряпчих в случае отсутствия истца.

Заседания (сессии) судов, кроме палат и Городовых магистратов, проводились трижды в год, а в случаях необходимости и по предложениям губернатора в другое время. В промежутках между сессиями в судах заседали помесячно по два члена в каждом департаменте, которые занимались приемом жалоб и подготовкой дел к заседанию, но ни решать, ни обнародовать дел они не могли.

Помимо общих судов по реформе 1775 г. создавался ряд специальных судов — совестный суд и органы по опеке — дворянские опеки при уездных судах и сиротские суды при городовых магистратах.

Совестный суд учреждался для разбора маловажных тяжб, обид и споров путем примирения сторон. На рассмотрение совестного суда передавались также уголовные дела со смягчающими обстоятельствами — преступления несовершеннолетних, умалишенных, смерть и увечья от несчастных случаев.

Задачей дворянских опек и сиротских судов было попечение о малолетних сиротах, оставшихся после смерти родителей, и сохранении их собственности, попечение о вдовах и ведение их дел. Опеки назначали опекунов, надзирали за их деятельностью, разбирали жалобы на опекунов.

Нижние земские суды

Нижние земские суды согласно реформе 1775 г. учреждались в каждом уезде, как органы полицейского надзора [53] во главе с исправниками. В обязанности нижних земских судов входило наблюдение порядка в уезде и принятие необходимых мер пресечения в случаи их нарушения, исполнение законов и распоряжений наместнического правления, понуждение населения и исправной уплате податей и сборов, отбыванию натуральных повинностей (устройство и исправное содержание дорог, мостов, переправ, почтовых дорог и др.), принятие предупредительных мер против заболеваний населения, скота, противопожарных мер; заведование продовольственным делом, надзор за соблюдением правил торговли, цен на продукты питания, мер и весов; ведение следствия и исполнение судебных приговоров, розыск беглых рекрутов и крестьян, содействие деятельности уездных учреждений и должностных лиц и т.д. Нижний земский суд составлялся из председателя (земский исправник) и 2 заседателей. Земский исправник в заседатели выбирались дворянством уезда сроком на 3 года и утверждались губернатором. Для ведения делопроизводства в штате суда имелись секретарь, канцелярис, подканцелярист и 2 копииста [54].

Уездные исправники и нижние земские суды были подведомственны наместнику и наместническому правлению.

Нижний земский суд, собирался на заседания, во всякое время года, а также в случае где увидит, что «непорядки учинились, или куда позван и послан будет». Нижние земские суды в белорусский губерниях упразднены с 1863 г. на основании новых «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний», от 25 декабря 1862 г. с передачей функций уездным полицейским управлениям [55].
Палаты уголовного и гражданского суда

Являлись высшими общесословными судебными инстанциями в губернии [56] для пересмотра наиболее значимых уголовных и гражданских дел, решенных в Верхнем земском суде, Губернском магистрате и Верхней расправе, а также судами 1-й инстанции.

В палате уголовного суда проводилось рассмотрение следственных и уголовных дел о преступлениях дворян и горожан, которые лишали обвиняемого жизни и чести, следственные и уголовные дела о преступлениях (подлогах, казнокрадстве, лихоимстве, поджогах помещичьих имений, порубках в казенных лесах, дела о колодниках). Палата проводила ревизию всех уголовных дел Верхнего земского суда.

Палата гражданского суда разбирала дела о денежной казне, тяжбы по вопросам городской собственности, о недвижимых имуществах, расположенных в родных губерниях, разграничении уездов.

Жалобы на решения палат вносились в Сенат. Перенос дел из палат в Сенат запрещался, если тяжба иска составляла менее 500 руб. Решение палат по искам до 500 руб. считались окончательными.

Каждая судебная палата составлялась из председателя, 2 советников и 2 асессоров, которые назначались Сенатом, а председатели утверждались к должности царем.

Для ведения судопроизводства каждая палата имела канцелярию со штатом канцелярских служителей (регистратор, 2 канцеляриста, 3 копииста, переводчик).

Канцелярии состояли из 2-х столов. В 1-ом столе велись дела, поступившие на апелляцию из соответствующих департаментов Верхнего Земского суда губернского магистрата и Верхней расправы. Во 2-ом столе велось судопроизводство по делам, рассматриваемым палатами в качестве судов 1-ой инстанции.

Палаты прекратили свою деятельность в 1797 г., передав функции главному суду Белорусской губ. Вновь восстановлены в 1831 г. [57], а окончательно ликвидированы в 1867 г. [58]
Верхний земский суд

Выступал апелляционным судом для уездных судов, нижних земских судов и дворянских опек [59].

В Верхний земский суд вносились по апелляции на уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды все дела, жалобы и тяжбы относительно дворянских вотчин, привилегий, завещаний, наследства, спорных владений, и все дела по апелляциям разночинцев на уездные и нижние земские суды. Жалобы на решения Верхнего земского суда вносились в наместнические палаты уголовного и гражданского суда. Перенос дел из Верхнего земского суда запрещался, если тяжба шла о деле менее 100 руб. Решения Верхнего земского суда о сумме иска до 100 руб. являлись окончательными. Приговоры Верхнего земского суда по делам уголовным подлежали обязательной ревизии наместнической уголовной палаты.

Верхний земский суд состоял из 2-х департаментов: 1-му поручалось ведение уголовных дел, и 2-му — гражданских дел. Состав каждого департамента состоял из председателя, утверждаемого к должности царем по представлению Сената и 5 заседателей, избираемых местным дворянством сроком на три года. Для ведения делопроизводства при каждом департаменте состоял штат канцелярских служителей (регистратор, канцелярист, 1-2 подканцеляриста, 2 копииста, переводчик, архивариус).

Для наблюдения за законностью следствия и рассмотрения дел при Верхнем земском суде состоял прокурор и 2 стряпчих — стряпчий уголовных и стряпчий гражданских дел.

Верхние земские суды были упразднены в марте 1797 г. в связи с реформированием местных судебных учреждений.
Верхняя расправа

Являясь апелляционным судом для однодворцев и государственных крестьян. Её подчинялись нижние расправы, учрежденные согласно «Учреждения» 1775 г. [60].

Верхняя расправа рассматривала все дела по апелляциям на нижние расправы, а также в качестве суда 1-ой инстанции жалобы о тяжбе подсудных ей селений и людей до. Жалобы на решения Верхней расправы вносились на рассмотрение наместнических палат гражданского и уголовного суда. Перенос дел из Верхней расправы в палату запрещался, если тяжба была менее 100 руб. Решения Верхней расправы по жалобам меньше 100 руб. являлись окончательными.

Верхняя расправа состояла из 2-х департаментов: 1-ый департамент занимался рассмотрением уголовных дел, 2-ой департамент — гражданских. Департамент состоял из председателя и 5 заседателей. Председатели департамента назначались Сенатом по представлению наместнического правления. Заседатели избирались на три года жителями тех селений, которые были подсудны Верхней расправе, из числа дворян, чиновников и разночинцев.

Для ведения судопроизводства при каждом департаменте Верхней расправы состоял секретарь, канцелярист, 2 копииста, переводчик.

Для наблюдения за соблюдением законов при рассмотрении дел при Верхней расправе состоял прокурор и 2 стряпчих: стряпчий уголовных дел и стряпчий казенных дел.

Верхние расправы были упразднены в марте 1799 г.
Уездные суды

Уездные суды по «Учреждению» 1775 г. являлись сословными судами для дворян и отправляли правосудие, как по уголовным, так и гражданским делам [61].

Уездный суд составляли из уездный судья и 2 заседателя. Уездный судья и заседатели выбирались дворянством уезда сроком на три года и утверждались губернатором.

Апелляции на решения уездного суда вносились в Верхний земский суд. Перенос дел запрещался, если иск шел о сумме менее 25 руб. Решения уездного суда по искам в сумме меньше 25 руб. были окончательными.

В белорусских губерниях уездные суды прекратили свою деятельность в 1797 г., передав свои функции созданным поветовым земским судам. Восстановлены [62] они были в 1831 г [63]. уже как всесословные суды, Ликвидированы в 1872 г., передав функции мировым судьям [64].
Нижние расправы

Являлись судебным местом для государственных крестьян. Создавались они согласно «Учреждения» 1775 г. по усмотрению генерал-губернатора или губернатора из расчета каждая на 10-30 тыс. человек [65].

По указу Сената от 30 июля 1796 г. к ведомству расправ были отнесены и монастырские крестьяне [66].

Нижние расправы отправляли правосудие по уголовным и гражданским делам только для тех селений и людей, для которых этот суд был учрежден. Жалобы на решения расправ вносились на апелляцию в Верхнюю расправу и то только в случае, если тяжба (иск), составляла более 25 руб. По искам до 25 руб. решение нижней расправы было окончательным.

Состав нижней расправы состоял из расправного судьи и 8 заседателей, из которых двое заседали в нижнем земском суде и двое в совестном суде по делам их селений.

Расправный судья назначался наместническим правлением из чиновных людей, заседатели избирались на три года из жителей тех селений, которые были подсудны данному суду. Для ведения делопроизводства в составе нижних расправ состоял канцелярист, 2 подканцеляриста, 2 копииста [67].

Нижние расправы были ликвидированы в марте 1797 г. в связи реформированием правительством Павла I судебных учреждений.
Совестные суды

Учреждались согласно «Учреждению для управления губерний» 1775 г. для разбирательства маловажных дел путем приведения сторон к примирению, совестному убеждению [68].

Совестный суд рассматривал тяжбы, ссоры и обиды, а также дела из других судов в которых усматривались смягчающие обстоятельства — преступления умалишенных, несовершеннолетних, несчастные случаи, дела по самоучках-лекарях и знахарях. Разбор гражданских дел в совестном суде носил примирительный характер, для чего избирались посредники по одному — два с каждой стороны. В случае несогласия сторон с решением совестного суда, дела передавались на рассмотрение в обычные судебные учреждения. Апелляции приносились только по уголовным делам.

Совестный суд являлся бессословным выборным судом. Он находился в губернском городе и состоял из председателя, избираемого дворянством на 3 года, и 6 заседателей, по 2 от сословий дворянского, городского и сельского. Заседатели последних двух сословий не принимали участия в решении дел, касающихся одних дворян. Для ведения канцелярских дел при суде состояли письмоводитель и канцелярист [69].

Правительством Павла I совестные суды были упразднены, но после смерти Павла I вновь восстановлены. Ликвидированы указом Сената от 7 июля 1852 г. [70]
Словесные суды

Учреждены в России еще при Петре II в 1727 г.

«Учреждение» 1775 г. оставило словесные суды в городах на прежнем основании [71]. Словесные суды возглавлялись городовыми старостами при участии выборных заседателей от купечества и мещан. Судьи словесного суда выбирали сроком на год. Они рассматривали все споры и иски о закупке и продаже товаров, отдаче их на сохранение, найме лавок и складских помещений, отправке грузов, денежных займах. Словесный суд разбирал также споры между хозяевами и приказчиками.

Суды не имели ни особой канцелярии, ни исполнительной власти. Их судопроизводство отличалось краткостью, прошения излагались на словах, процесс проходил в устной форме с записью вкратце в журнал заседания. Недовольные решением могли обжаловать его в городовой магистрат в дневный.

Упразднены они были в белорусских губерниях указом Сената от 11 февраля 1872 г. [72].
Учреждения прокуратуры

По реформе 1775 г. в каждой губернии создавались органы прокурорского надзора, который составлял губернский прокурор с 2 губернскими стряпчими (по уголовным и казенным делам), прокурор и стряпчие при губернских сословных судах — Верхнем земском суде, Губернском магистрате, Верхней расправе и уездные стряпчие в уездах [73].

Всем им вверялся надзор за деятельностью должностных лиц и присутственных мест, за соблюдением законов и интересов казны при рассмотрении дел в судебных инстанциях.

Однако роль прокуратуры на местах была незначительной. Ее действия ограничивались формальным надзором за законностью действий чиновников и чтением или разъяснением им вновь полученных законов.
Губернский прокурор, губернский и уездные стряпчие

Губернский прокурор осуществлял контроль за соблюдением законов в производстве судебных дел, соблюдением интересов казны должностными лицами и учреждениями, за содержанием содержащихся под стражей лиц. В помощь и для совета губернскому прокурору назначались 2 стряпчих — губернский стряпчий уголовных дел и губернский стряпчий казенных дел. Губернские стряпчие должны были от имени прокурора давать заключения о соблюдении установленного законом порядка при рассмотрении дел в палатах уголовного и гражданского суда, вносить жалобы по делам, «нарушающим законы или противные власти», выступать в качестве истцов по уголовным делам, когда другого истца не было, и по гражданским делам, нарушающим интересы казны.

Губернский прокурор назначался царем по представлению Сената и был подведомственен генеральному прокурору. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры и стряпчие губернских сословных судов и уездные стряпчие.

Губернские прокуроры и стряпчие (по два) при Верхнем земском суде Губернском магистрате, Верхней расправе осуществляли те же функции, что и губернский прокурор и губернские стряпчие, но в пределах компетенции тех судов, при которых они состояли.

Уездный стряпчий осуществлял наблюдение за порядком судопроизводства, соблюдением законов и пристойным поведении тяжущихся сторон в судах низшей инстанции (уездных судах, нижних расправах, магистратах), за соблюдение законов и порядка в уездных учреждениях. О всех нарушениях он должен был доносить губернскому прокурору.

Уездные стряпчие назначались наместническим правлением.
Финансово-хозяйственные учреждения
Казенная палата

Казенная палата — административно-хозяйственное и финансовое учреждение, заведовавшее в губернии податным делом, доходами и расходами казенных средств, государственным имуществом и крестьянами, учетом народонаселения и еще множеством финансовых и хозяйственных дел [74]. Создавалась она на основании «Учреждения» 1775 г.

Казенная палата следила за полным и своевременным сборе налогов, взысканием недоимок, сохранностью собранных сумм, контролировала денежную отчетность учреждений и должностных лиц. В ее управлении находились казенные земли, леса, водные источники, казенные и экономические крестьяне, винные откупа и подряды, соляное дело и другие источники дохода. Палата заведывала казенными и публичными зданиями, строительными и дорожными работами, осуществляла надзор за частной торговлей и промышленностью. Ей поручалось следить, чтобы в губернии не проводилось незаконных сборов. Она вела учетно-статистическую работу по ревизскому учету податного населения, т. е. организовывала работу ревизских комиссий, вела ревизские сказки и т.д.

Согласно «Учреждению» 1775 г. в палате заседали вице-губернатор (председатель) и члены: директор экономии, советник, 2 асессора и губернский секретарь. Директор экономии и губернский казначей назначались Сенатом по представлению губернского наместнического правления. Советник и асессоры определялись Сенатом. Палату составляли экономическая и таможенная экспедиции, которые делились на столы, в которые входили стряпчие, бухгалтер и канцелярские служители. [75].

Казенной палате подчинялись уездные казначеи.
Уездные казначейства

Уездные казначейства — учреждения (кассы) ведавшие приемом, хранением денежных сборов и доходов и выдачей денежных сумм по распоряжению властей [76].

Во главе уездного казначейства стоял казначей. В наставлении уездным казначеям от 26 мая 1792 г. указывалось, что они имеют в своем ведении казенные сборы уезда и уведомляют о приходе и расходе денег казенную палату. Казначей не имел власти сам ни собирать, ни распоряжаться доходами так как «он есть хранитель тех денег, которые в казну приносятся и ведет приходные и расходные книги» [77].

В штате казначейства, кроме уездного казначея, состояли 4 присяжных из отставных гвардии унтер-офицеров и для ведения делопроизводства регистратор, канцелярист и копиист [78].

Уездные казначейства в белорусских губерниях продолжали функционировать при всех административно-территориальных изменениях вплоть до Октябрьской революции.
Межевая контора

Учреждена по указу Сената от 30 января 1783 г. для размежевания Могилевской и Полоцкой губерний [79].

Контора имела собственный штат землемеров, самостоятельное делопроизводство и чертежную. Она занималась организацией межевых работ внутри уездов, распределением их между землемерами и выступала судебным органом по межевым спорам [80].

Указом Сената от 25 июня 1797 г. межевая контора была переведена в Симбирскую губернию [81].
Приказ общественного призрения

Учрежден согласно «Учреждения о губерниях» 1775 г. Ему были поручены дела здравоохранения, просвещения и социального обеспечения [82]: устройство, и надзор за народными школами, госпиталями, лазаретами, больницами, сиротскими домами, богадельнями, работными и смирительными домами.

Собирался он на заседания один раз в год и подчинялся МВД. Постоянных членов он не имел. Председательствовал на заседаниях губернатор. На его заседания присутствовали 2 заседателя от Верхнего земского суда, губернского магистрата, Верхней расправы, уездные предводители дворянства и городской голова. Дела приказа решались губернаторами и состоявшем в штате приказа на постоянной должности секретарем [83]. Для ведения делопроизводства приглашались канцеляристы других присутственных мест. Функции приказа в уездах исполняли также земские капитан-исправники, а в городах — городничие. Для содержания подведомственных учреждений приказы могли принимать на хранение денежные вклады, государственные процентные бумаги, выдавать собственные средства под залог недвижимого имущества сроком на год, но не более 1 тыс. руб. в одни руки. Согласно именному указу от 24 октября 1780 г. приказы стали полностью распоряжатся своими денежными средствами, т. е. умножать свои капиталы за счет хозяйственных операций с имуществом подведомственных заведений [84].

В 1797-1798 гг. приказу были подотчетны народные училища.
III. Белорусская губерния

Учреждена на основании указа Павла I от 12 декабря 1796 г. «О новом разделении государства на губернии» [85] путем соединения Полоцкой и Могилевской губерний в одну Белорусскую губернию с центром в г. Витебске. 31 декабря 1796 г. были утверждены штаты новой губернии [86]. Губерния учреждалась в составе 16 уездов.

Правительство Павла I вместо наместников и наместнических правлений сделало основными органами местной администрации губернские правления с губернаторами во главе их. В городах были упразднены выборные городские думы (общие и шестигласные). Функции их передавались вновь учрежденным в губернских городах городским правлениям (ратгаузам).

Наибольшей реорганизации подверглась система местных судебных органов. Были упразднены сословные суды 2-ой инстанции — губернские магистраты, верхние земские суды и верхние расправы, а их дела передавались в палаты уголовного и гражданского суда. Дела также упраздненных нижних расправ передавались уездному суду, который из сословного суда для дворян превращался в общесословный суд. Из чинов местной прокуратуры были сохранены только должности губернского прокурора и двух губернских стряпчих по уголовным и гражданским делам.

Желая привлечь на свою сторону местных помещиков-дворян (бывшей польской шляхты), правительство Павла I ввело систему сословных и судебных учреждений, отличную от остальных губерний России. Эти различия были в названии учреждений и должностных лиц, организации делопроизводства, составе и процедуре выбора чиновников, при выборе которых предлагалось поступать «по прежним здешнего края правам и обрядам» [87]. В области судопроизводства было восстановлено действие Статута великого княжества Литовского.

Указом Сената от 31 декабря 1796 г. [88] вместо двух самостоятельных палат уголовного и гражданского суда был учрежден Главный суд в составе 2-х департаментов (уголовного и гражданского). Уездные суды заменялись земскими поветовыми судами, восстанавливались подкоморские (межевые) суды.

11 сентября 1797 г. был издан указ Сената, который предписывал в земских, поветовых, подкоморских судах и магистратах оставить делопроизводство по всем делам на польском языке, а в Главных судах употреблять оба языка — польский и российский, «дабы все резолюции и приговоры сочинять и писать на одной стороне по-польски, а на другой по-российски» [89]. Указом Сената от 9 января 1798 г. указанный порядок судопроизводства был распространен и на Белорусскую губернию [90].

Отличия были внесены в названия и порядок выбора должностных лиц дворянских сословных органов. Указом Павла I от 6 февраля 1797 г. предписывалось на предстоящих летом 1797 г. очередных дворянских выборах избрать в каждом уезде вместо бывших предводителей дворянства по одному маршалку и хоружему [91]. Выбор губернского маршалка не предусматривался, обязанность его во время дворянских собраний должен был исполнять по выбору один из уездных маршалков.

1 ноября 1800 г. был издан указ о порядке выбора чиновников в губерниях «от Польши приобретенных» [92], который определял порядок выбора главных судей и заседателей Главного суда, поветовых земских и подкоморских судей, поветовых маршалков и хорунжих.

В 1797-1798 гг. в Белорусской губ. сложилась следующая сеть учреждений и должностных лиц отраслевых управлений.

В губернском городе:

Губернское правление

Казенная палата

Главный суд

Губернская почтовая контора

Губернская врачебная управа

Приказ общественного призрения

Губернский землемер

Губернский прокурор

Фискал.

В уездных городах:

Городнические правления

Нижние земские суды

Поветовые земские суды

Городовые магистраты и ратуши

Почтовые конторы и экспедиции

Уездные казначейства

Уездные штаб-лекаря

Уездные землемеры.

Белорусская губерния просуществовала всего пять лет — указом Александра I от 27 февраля 1802 г. она была вновь разделена на 2 губернии, но теперь уже Могилевскую, с центром в г. Могилеве, и Витебскую, с центром в г. Витебске [93].
Белорусское губернское правление

Белорусское губернское правление открыло свои действия с 1 мая 1797 г. [94].

Оно составлялось из председателя и 2-х советников. Председателем правления являлся губернатор, назначаемый царем по представлению Сената. Советники назначались Сенатом. Для ведения делопроизводства при губернском правлении состояла канцелярия.

Упразднено белорусское губернское правление по указу Александра I от 27 февраля 1802 г., с передачей его функций вновь учрежденным Могилевскому и Витебскому губернским правлениям [95].
Административно-полицейские органы в городах и уездах

В городах и уездах Белорусской губернии продолжали действовать созданные в 1778 г. городнические правления и уездные нижние земские суды с их прежними структурой и функциями.

Изменения произошли лишь в количестве городнических правлений.

В заштатных городах и посадах полицейские функции возлагались на ратуши.
Земские уездные суды

Земские поветовые суды были учреждены в Белорусской губернии в 1797 г. в связи с восстановлением действия Статута Великого княжества Литовского [96]. Они заменили собой уездные суды, а открыли свои действия в мае-июне 1797 г. [97].

Состояли они из судьи, подсудка и писаря, избираемых местным дворянством. Должность их считалась пожизненной [98]. Судья и подсудок имели право назначать 2-х коморников для исполнения декретов суда. Земские поветовые суды разбирали мелкие уголовные и гражданские дела всех сословий, кроме дел относящихся к ведению городских и земских полиций (о ссылке беглых рекрутов, утайке ревизских душ, корчемстве) [99].

Судопроизводство в них согласно указу Сената от 11 сентября 1797 г. [100] велось на польском и русском языках. Уголовные дела решались по законам Великого княжества Литовского, гражданские, в зависимости от характера дел и состава тяжущих лиц, как по Статуту Великого княжества Литовского так и по общероссийским законам. Порядок и срок проведения заседаний земских судов устанавливались в виде сессий несколько раз в год. Обычно проводились 3 сессии в год в разных местах повета. Однако указом от 11 сентября 1797 г. предусматривалось, что если во время роспуска (каникул) суда в него поступят уголовные дела, то суд должен немедленно собраться [101].

Апелляционной инстанцией для земских поветовых судов являлся Главный суд, для уголовных дел -его 1-й департамент, а для гражданских -2-й департамент.

Ликвидированы указом Сената от 30 октября (1 ноября) [102] 1831 г. с передачей функций восстановленным уездным судам.
Городовые магистраты и ратуши

Упразднение правительством Павла I сословных местных судов (губернского магистрата, верхнего земского суда, верхней и нижних расправ) не коснулись городовых магистратов и ратуш, которые по-прежнему остались сословными судами для городских сословий — купцов и мещан.

Изменения в них произошли лишь в связи с переводом за штат уездов при создании Белорусской губернии. Согласно указу Сената от 8 октября 1797 г. [103] городовые магистраты там были упразднены, а вместо них учреждены ратуши.

Апелляционной инстанцией для магистратов и ратуш после упразднения губернских магистратов стал Главный суд.
IV. Могилевская губерния (1802-1917 гг.)
Белорусские генерал-губернаторы и военные губернаторы (1772-1856 гг.)

С присоединением к России восточной части белорусских земель указом Екатерины II от 28 мая 1772 г. было учреждено генерал-губернаторство, в состав которого вошли две губернии: Псковская и Могилевская. Генерал-губернатором сроком на 2 года был назначен президент военной коллегии в звании генерал-фельдмаршала граф З. Г. Чернышев [104], который находился в этой должности до 1780 г.

16 августа 1772 г. Екатерина II издала указ о назначении на должность «белорусского генерал-губернатора» или своего наместника З. Г. Чернышева, который следом в этот же день издал «Плакат», где также именовался белорусским генерал-губернатором [105]. Таким образом, в управление присоединенных территорий вводилась новая должность с широкими полномочиями, которые детально не были описаны. Это порождало неопределенность исполнения его обязанностей и их разграничений с уже существующими должностями губернаторов, управляющих губернией с ее учреждениями. По «Учреждению об управлении губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. генерал-губернатор определялся как «государев наместник» [106], однако его полномочия снова детально не прописывались. Также ни в одном из предыдущих указов не было сказано о старшинстве генерал-губернатора над губернаторами. Правящее окружение императрицы понимало, что должность генерал-губернатора была введена Екатериной II исключительно для своего фаворита, когда-то состоявшего при дворе церемониймейстером, который, после получения нового, ничем не обязывающего назначения, а также в вечное пользование Чечер

Добавить комментарий