И.Вайсман: консервы не учатся…

И.Вайсман: консервы не учатся...

«Просвещенный консерватизм», или дебилизация всей страны: по окончании выборов президента Российской Федерации в марте 2018 года прославленный актер и кинорежиссер Никита Михалков объяснял непонятливым журналистам, что политика Путина называется «просвещенный консерватизм», и это как раз то, что нужно стране, поскольку позволяет сотрудничать и с либералами, и с левыми.
Определение прозвучало неожиданно и резко, как удар в под дых. Пройти мимо и не отреагировать оказалось сложно для нервной системы.
Можно, конечно, поспорить по поводу того, какой в нашей стране консерватизм, но предоставим это отягченным званиями и степенями ученым. Что же касается сшибающего наповал прилагательного «просвещенный», то тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы указать отечественной знаменитости, что бездумное и безответственное разбрасывание словами не украшает даже его.
Для начала напомню общеизвестный факт: до судьбоносного 1991 года наша страна по качеству общего образования была едва ли не впереди планеты всей. Известно, что Финляндия, взяв на вооружение советскую систему образования, стала одной из самых образованных стран мира. А мы, скопировав американскую систему и в качестве эталона интеллект обычного обывателя, куда опустились? Если кто-то не знает, приведу высказывания известных людей. «Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975-1980 годов корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016». (Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) «Мне порой бывает крайне неинтересно общаться с иными молодыми людьми, дремучими, необразованными, эстетически глухими и слепыми. Которых мы упустили. За душой у них – ни нашего общего прошлого, ни сегодняшней ответственности за все, что было, есть и будет». (Андрей Дементьев, поэт) «У современных детей спросите: «Вы знаете, где Байкал?» Тебя пошлют…куда подальше». (Юрий Соломин, худрук Малого театра) «Школа и учитель играют в жизни ребенка очень важную роль. Порой судьбоносную. Но современная школа пытается отстраниться от вопросов воспитания, переложив на родителей. Сейчас учитель – просто урокодатель».(Лиза Агадуллина, народный учитель РФ и РБ) Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина озвучил доклад, посвященный молодежной политике. Один из выводов: молодежь – это поколение приживал, им нужны только деньги. У них пустые, ничем не подтвержденные амбиции, которые они «обменивают» на лояльность к начальникам. («Аргументы и факты», № 27, 2014) «К сожалению, в России растет поколение «халявщиков». Молодые люди предпочитают пользоваться тем, что создано другими, и не пытаются создать что-то сами. Мало самостоятельности, уровень ответственности низок. По разным оценкам в обществе всего 3-5 % креативных лидеров». (предприниматель Ильдар Валеев) «Я сталкивался со случаями, когда ребята из хороших семей говорят: «Мы так привыкли ничего не делать, что, когда возникает необходимость что-то выучить, почитать, я уже не могу, мне уже тяжело». (Виктор Садовничий, ректор МГУ им.М.В.Ломоносова) «Уже сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ – везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь беззащитным». (Игорь Белобородов, социолог) «Хозяева мировой игры» лихо крушат образование и науку, уводя первое и вторую в закрытые структуры, стремясь превратить население в вечных подростков, которым культуру заменяют комфорт и чувство глубокого физического удовлетворения». (А.И. Фурсов) У профессора УГАТУ Семена Шапиро спросили: «Современные студенты очень отличаются от своих советских сверстников? «Конечно! – ответил профессор. – Уровень подготовки у них на порядок ниже. Если раньше я со студентами две-три контрольные работы проводил, то теперь знаю: они сложные задачи не решат. Причем такая подготовка не только по физике, математике, студенты еще и совершенно безграмотные. Как так можно? Развалили систему образования, а сейчас говорят: «Нам надо двигаться дальше». Куда дальше? Дай бог вернуть утраченное. На фундаментальные предметы сократили часы. Но главное, уровень мышления очень низкий». «Культурную деградацию мы наблюдаем сегодня во всей красе. На двух прошлых картинах мы плотно работали с детьми, и могу сказать, что общий уровень их образованности просто немыслимо низкий. Современные школьники порой не знают, с кем воевал Сталин – с Чингисханом, Мамаем или ещё с кем-то. И хорошо, если они вообще эти имена знают. Ученики седьмого класса зачастую не знают, кто такой Петр Первый. А это всё следствие экономии на культуре и образовании! Выросло целое поколение, на знаниях которого сэкономили. И сегодня пострадавшие, ставшие учителями, готовят новых жертв. И это уже не несчастный случай. Это лавинообразный, системный катаклизм. Аварии, кризисы, бесконечная и беспощадная преступность – всё это следствие упущенных образовательных возможностей. Мы пожинаем плоды нашей экономии, наблюдаем цепную реакцию, которая будет распространяться и на следующие поколения, если отношение к школе, а по сути к нашим детям, не изменится». (Александр Адабашьян, сценарист, режиссёр) О чем бы не писал, обязательно находятся оппоненты и их доводом нередко становится такой: не тех, мол, цитирую. Но, если с отечественным образованием и воспитанием все в порядке, то о чем говорят такие цифры? С 2005 года в России закрыто 15 600 клубов, 4 300 библиотек, 22 000 детсадов, 14 000 школ. Следующий перл от бывшего министра образования Фурсенко все хорошо объясняет: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Ну, что вы ещё хотите, коротко и по делу!
Читать дальше: И.Вайсман: консервы не учатся…