Три состояния общества

Три состояния общества

Наивность производит уровень жизни от труда, индивидуальной деятельности и личных качеств. Умудрённость производит уровень жизни от системности и статуса человека, сообщества, государства среди других государств. Пора расстаться с иллюзиями о том, что «они хорошо живут, потому что хорошо работают». Повседневный опыт учит нас, что можно работать очень хорошо и очень много – и жить при этом очень плохо. Важнее всего (что очевидно) не личные поступки человека, а предоставленная ему обществом возможность зарабатывать…
Конечно, если бы все люди занимались огородничеством, а земли было бы по определению бесконечная площадь, то урожай каждого зависел бы только от него самого, плюс от погоды и иных случайных факторов. Но не все люди занимаются огородничеством, и тем более земля далеко не бесконечна.
Возникает феномен недопуска, когда, например, безземельному крестьянину попросту негде вырастить урожай. Вместе с ним возникает и феномен привилегированной занятости, при которой очень малое количества труда в одной сфере обменивается на очень большое из других сфер[1]. Получается, что для получения одной и той же купюры одному достаточно побыть на работе минуту, а другому и дня не хватит. Угадайте, в чьём доме будет нарастать изобилие, а в чьём – нищета?Негодяи на всём пространстве бывшего СССР тащат нас в небытие, обучая быть послушными шулерам и аферистам. По формуле «будем во всём слушаться наших грабителей, чтобы жить так же хорошо, как они». Ну, так ведь очевидно же, что их «хорошо» — это наше «плохо» и наоборот! Система-то сообщающихся сосудов!Ликвидация бедности предусматривает автоматическую ликвидацию богатства. С исчезновением малых доходов исчезают и большие – которые и были-то большими только в сравнении с малыми! В самом деле, если вам платят в 10 раз меньше, чем вашему начальнику, то зарплата начальника завидна. А если ему дают 10% прибавки от вашего заработка, то чему завидовать-то?Богатство требует сопутствующей ему бедности, без которой просто растворяется в среднем уровне. Низкие зарплаты – это не более, чем возможность одних людей платить другим мало (или совсем не платить). Уберите эту возможность – исчезнут и высокие доходы! +++Изгои из сферы труда (безработные) и изгои из сферы оплаты (низкооплачиваемые) составляют не только огромную толщу бедноты, но и необходимое основание существования комфортного сверхбогатства.Выдерните этих – рухнут и те. Понятно, что, например, шахтёр Стаханов получал очень неплохое вознаграждение за свой труд, прямо связанное с его выработкой. Один получал зарплату трёх, пяти шахтёров… Но можно ли считать это сверхбогатством, и тем более комфортным сверхбогатством? Во-первых, это всё равно не уровень олигарха. Во-вторых – все понимают, что даже длинный рубль шахтёра добыт, в прямом смысле слова, кровавым пoтом.

Для существования комфортного сверхблагополучия – нужна его оборотная сторона, дискомфортное неблагополучие.

Конечно, появление механизмов в помощь труженику, и в перспективе – «роботов-рабов», смягчают остроту социального конфликта. Но если труд может быть облегчен механикой и робототехникой, то природный исходник, с которым работает техника, увеличить нельзя. Именно от этой простой мысли нас постоянно уводят в галлюциногенные миражи висящего вне основания «потребительского общества». Это облегчается тем, что современный горожанин не видит материально-ресурсного основания своего потребления, для него блага как бы из пустоты появляются из бумажек дензнаков и ввода пин-кодов кредитной карточки. И кажется: изобилие, благополучие производятся исключительно циферками счетов. Но ведь любой нормальный человек понимает, что это не так. Если вы стоите на горе выше слоя облаков, это ведь не значит, что гора под вами опирается на облака. Она имеет нормальное широкое земное основание, просто облака от вас его закрыли. Точно так же с деньгами и кредитками: там могут быть любые цифры, но они несамодостаточны, они зависимы от природного исходника. Который – самый острый момент экономического знания – обогащая вас, обделяет кого-то другого и наоборот. Изобилие семьи требует включить огромное количество исходных земных ресурсов, которые, следовательно, не достанутся другим.

Это мы и видим. В 1989 году все жили примерно одинаково: совсем не бедно, но и не сказать, что в сказочной роскоши. Потом захотелось жить в сказочной роскоши, и у кого-то даже получилось. Но «почему-то» рядом с этой роскошью возникла чудовищная нищета…

Люди, живущие в роскоши, конечно, заинтересованы в теориях, которые разделили бы эту нищету и их высокие доходы. Они постоянно поддерживают появление таких теорий, в которых богатство богатого не украдено у предков, современников и потомков, а появилось из труда, таланта, особенностей личного поведения, особых способностей… А в прежние годы (пуритане) – попросту из особой благосклонности Бога, объявляя себя «богоизбранными». Но, на самом деле, это конечно не так. Мировая культура учит нас, что человеческая гениальность чаще всего пребывает именно в нищете. Богатые же люди – в подавляющем большинстве очень стандартные и примитивные. Ни широтой, ни глубиной мысли они обычно похвастать не могут. Они потому так и цепляются за внешние атрибуты роскоши, что больше им нечем выделиться, не на чем «подняться».И, конечно, если бы существовала технология обогащения для каждого (а не как в жизни – одного за счёт другого) – то все её давно бы освоили и давно бы покончили с нищетой во всём мире. Но в том-то и дело, что такой технологии не существует!

Благами с низким содержанием ресурсов ещё можно одарить каждого, но вместе с ростом ресурсного содержания в благе растёт и его недоступность для большинства.

Можно увеличить производство мобильников, но нельзя же, согласитесь, увеличить производство земельных участков! Их же вообще не производят, они захватываются людьми, какие есть…+++Нас приучают к мысли, что богатые люди – богаты по собственному желанию. И бедные – тоже бедны по собственному желанию. Возникает совершенно маразматическая схема некоего «отдела кадров», в котором человек пишет заявление – «прошу принять меня» в богатые или бедные, и далее распределение происходит согласно выраженной людьми склонности…Из этого маразма выпочковывается другой маразм: раз люди богаты или бедны по собственному желанию, то для перемены статуса им нужно всего лишь переменить желание! Нам говорят, что мы могли бы жить, как датчане или шведы, но мы, мол, сами виноваты, потому что не хотим жить, как они. А хотим якобы жить по-дурацки, по-своему. Сами же потом и плачем! А кто нам мешает зажить, как в Копенгагене?! Датчане, что ли? Нет, мы сами…Осталось только рабочему объяснить, что он рабочий, потому что быть директором не захотел. А нищему объяснить, что нищета – его собственный выбор. Так ведь и делают! Сформирована целая плеяда психологов, которые обещают людям изменить мир вокруг них, изменив их изнутри, «перенастроив психологию»…Общий лейтмотив: вы живёте плохо, потому что вы хотите жить плохо. А если вы захотите жить хорошо, то будете жить хорошо… Осталось только добавить, что жертвы бесчисленных в истории голодоморов сами себя заморили чрезмерной страстью к диетам[2]!Начинаются мелочные подсчёты – сколько получает русский рабочий на автозаводе, и сколько он получал бы на немецком автозаводе, и как сильно русского рабочего обделили – хотя это разговор пустоты с пустотой в пустоте. А нужен ли вообще этот рабочий и весь его автозавод в «открытом мире», где нет преград продукции немецкого автозавода? Ведь куда вероятнее, что рабочий русского автозавода просто исчезнет в никуда, если «прекратится противостояние с цивилизованным миром»…+++Любой, кто ещё не потерял рассудка – понимает, что человек богат или беден вовсе не по собственному желанию. В этом вопросе складывается отношение человека к ресурсам и власти, сказывается то, что человек себе отвоевал, выгрыз в упорной борьбе, оттягал хитростью, криминальными операциями, шантажом или «разводками», которые просто по определению не могут быть, говоря языком И.Канта «максимой всеобщего закона»[3]. В состоянии постоянного дележа крайне ограниченной ресурсной базы люди создают различные группировки. И отношения богатства с бедностью принимают порой причудливые конфигурации. Есть хищники, которые «вовремя» загрызли соседа, есть грызуны, которые вовремя стащили нужное, а есть и дурашки, которым (так уж карта легла!) – богатство попало в руки случайно, как лотерейный выигрыш. Что из этого следует? Да ничего!

Никакое поведение из перечисленных не может стать «максимой всеобщего закона».

Если все станут хищниками – откуда взять жертв? Скажем, если все станут перекупщиками-спекулянтами и ростовщиками, то кто будет производить спекулируемый продукт и кто пойдёт к ростовщикам с залогами? Если все станут крысами – у кого эти крысы будут таскать сыр? Друг у друга? Так количество сыра-то не увеличится! И уж конечно, не может стать всеобщим законом поведения случайный выигрыш в лотерею. В лотерее, в которой никто не проигрывает, никто и выиграть не сможет…+++Так каким же образом устроена жизнь? Долой мракобесие запутанной лжи, смотрим в корень. А видим мы там, вместе с образованием истории и развитием цивилизации людей трёх видов.
Читать дальше: Три состояния общества