А нас за шо?


Вечером 14 декабря Министерство информации начало блокировать доступ к сайту «Белорусский партизан». Без объявления войны, как написали на самом заблокированном сайте.
 


Современная медиасфера имеет две особенности.

Во-первых, сейчас не так просто что-то серьёзно заблокировать, если только не надеть наручники на весь творческий коллектив. А во-вторых, слова и заявления в ней становятся событиями и провоцируют новый поток слов и заявлений.

 

Справка

«Белорусский партизан» был основан в 2005 году оппозиционным журналистом Павлом Шереметом. С началом украинской свистопляски Павел переехал в Киев, где сотрудничал с «Украинской правдой», дружил с нацистами из батальона «Азов»… а потом его в собственном авто кто-то взорвал.
 

Сайт продолжает функционировать под руководством Светланы Калинкиной и по-прежнему несёт отпечаток современной украинской политической мысли — воюет в меру сил с Путиным, «совком» и «тоталитаризмом».
 

 

Новость о блокировке оппозиционного ресурса быстро облетела все СМИ. А глава Белорусской ассоциации журналистов (в Беларуси есть два союза журналистов: БСЖ — для тех, кто работает на власть, и БАЖ — для таких вот партизан) Андрей Бастунец заявил, что блокировка нарушает принципы свободы слова.
 

Перчику этой ситуации придавало ещё и то, что несколькими днями ранее провластная «Беларусь сегодня» сообщала будто руководитель «Белорусского Партизана» сбежал в Украину.

Журналист Дмитрий Галко после тёмной истории с алкоголем, подростками и членовредительством действительно унёс ноги в Киев. На Дмитрия завели уголовное дело, но он связывает это не с последствиями той злополучной вечеринки, а со своей журналистской деятельностью. В том числе с работой на «Партизан».

Однако быстро выяснилось, что редакция «Партизана» с деятельностью Дмитрия Галко блокировку не связывает и на свободу слова имеет собственные воззрения.
 

Комментируя случившееся, Светлана Калинкина заявила, что Дмитрий Галко не владелец и даже последние полгода не писал на их сайт. Зато вчера они делали презентацию о том, что белорусскому руководству следует бороться с российской пропагандой.
 

Эту мысль Светлана развила и в ещё одном комментарии:
 

«Эксперты говорят, что белорусским властям предстоит бороться с российской пропагандой, а под блокировку попадает «Белорусский партизан», который с ней борется».
 

 

Спустя два дня после блокировки «Партизан» сменил адрес и продолжил работу. Открылись передовицей в которой резонно посетовали, что Мининформ так и не предъявил конкретных претензий — что не так-то? И после этого опять упали в державный патриотизм:
 

«Так — подло, исподтишка, анонимно, — действуют вредители, враги белорусского государства, которые потом громко рассказывают, как они об этом государстве заботятся».
 

 

Тот же Андрей Бастунец, к примеру, осуждал и аресты журналистов REGNUM. Вступились за идейных оппонентов и некоторые оппозиционеры. Но тут мы видим классическую готтентотскую мораль: злоэто когда сосед увёл мою корову, а доброэто когда я увёл соседскую. Плохо не то, что заблокировали информационный сайт, а то, что заблокировали наш сайт. Всякую «российскую пропаганду», REGNUM или ещё каких-нибудь «врагов государства» можно и нужно блокировать.
 

 

В общем, с партизанами все ясно. Однако остаётся ещё один вопросзачем Мининформ занимается этой ерундой?

 
Я, честно, не понимаю. Практика блокировки сайтов у нас распространена давно и даже в этот раз заблокировали ещё
8 сайтов. Но, в большинстве случаев речь шла об очень сомнительной коммерцииторговле спайсами, выдаче микрозаймов и тому подобных лавочках, которые действительно стоит закрывать. Но тут мы говорим об оппозиционном политическом сайте.
 

Причём это не самый посещаемый оппозиционный сайт и едва ли самый радикальныйударив по нему, поток «враждебной пропаганды» не остановишь.
 

На попытку очертить границы дозволенного для всех тоже не похоже. Был прецедент с блокировкой сайта KYKY за довольно нехорошую статью о Великой Отечественной. Посыл был понятенписать так про Войну не позволим никому. А тут же нет никакого посыла. И Калинкина прававы бы хоть сказали, что не так-то?..

Кроме того, весь рой дружественных изданий уже разъясняет читателям, как обойти блокировку и всегда подскажет новый адрес заблокированного сайта. Как ни крутивласти нашли отличный способ выставить себя тоталитарными чертями, боящимися свободного слова аки крестного знамения. С абсолютно нулевым результатом.
 

Я бы порекомендовал ответственным лицам министерства чаще заглядывать в рейтинги посещаемости белорусских сайтов. Негосударственная пресса ориентируется на similarweb, есть еще liveinternet и всякие другие ресурсы. Считают они немного по-разному, но общая тенденция очевидна: государственные СМИ — нечастые гости в первой десятке популярных сайтов. В основном это «БелТА»агентство, дающее сырые, необработанные новости, и иногда — «Беларусь сегодня». Российские СМИ представлены «Комсомолкой» и «Спутником». А в остальном даже в первой двадцатке царит и господствует коллективный «Партизан».

Мне кажется, это очень яркий результат государственной информационной политики в Сети. И едва ли тут поможешь запретами. Может, лучше попробовать сделать так, чтобы пресса, отражающая точку зрения государственной власти, перестала выглядеть уныло, как картофельное поле?

Читать дальше: А нас за шо?