Архитектурный погром: как Беларусь теряла монументальное наследие дореволюционной эпохи

Двадцатый век вошёл в нашу историю как век строительства. Буквально за считанные десятилетия белорусский народ из деревенского стал городским. Благодаря политике Советской власти некогда маленькие сёла стали промышленными городами, а торгово–ремесленные местечки — крупными индустриальными центрами общесоюзного масштаба. Увы, в те годы не только строили, но и ломали. По идеологическим соображениям и просто «по глупости» были уничтожены многие памятники архитектуры имперского периода, которые, вне всякого сомнения, служили бы подлинным украшением белорусских городов…
Свято–Казанская церковь (г. Минск)

Собор был сооружен на пожертвования верующих, и освящен епископом Минским и Туровским Митрофаном (Краснопольским) в тяжелое военное время — в ноябре 1914 года (освятивший храм владыка был впоследствии расстрелян в годы «красного террора» в 1919 году).
Неовизантийский стиль храма был тогда очень популярен. Минский собор как две капли воды напоминал Христорождественский в Риге и Знаменскую церковь Вильнюса.
Располагался в центре нынешней площади Мясникова (теперь на этом месте сходятся улицы Советская, Бобруйская и Мясникова).

Тогда и сейчас
После Октябрьской революции в Свято–Казанской церкви ещё какое–то время проходили богослужения, но в 1930 году её окончательно закрывают, снимают кресты и устраивают в ней клуб железнодорожников.

Фотография 1933 года
Тем не менее столь яркое сооружение имперской эпохи всё равно кому-то мозолило глаза. В 1936 году принято решение храм взорвать. До нас дошла фотография церкви незадолго до взрыва. Фотограф запечатлел для нас утраченную святыню…

Фотография 1936 года (незадолго до взрыва)
После сноса каменной церкви большевики хотели поставить на её месте памятник Мясникову–Мясникяну. Камень с соответствующей надписью лежит на этом месте и поныне. Тогдашние руководители БССР Гикало, Голодед, Червяков, именами которых названы улицы в Минске, лично наблюдали за взрывом.
Что характерно: Гикало был расстрелян спустя два года, Голодед через год арестован, подвергался пыткам в НКВДшных застенках и во время допроса выпрыгнул с пятого этажа (можно понять, как именно с ним «беседовали»), а Червяков в том же 1937–м году был подвергнут обструкции в партии и доведён до самоубийства.
Подрывник собора Петр Григоренко позже стал диссидентом, отказался взрывать храмы. Его лишили генеральского звания, упрятали в психбольницу, в 1977 году он уехал в США. Вот такие вот интересные повороты судьбы.
После распада СССР представители Православной Церкви предложили восстановить храм. В интернете есть даже вариант того, как это будет выглядеть — восстановленная Свято–Казанская церковь и благоустроенная озелененная территория рядом с ней.

Проект реконструкции
Памятник Петру Аркадьевичу Столыпину (Гродно)
15 июня 1914 года в Гродно был торжественно открыт памятник великому государственному деятелю — Петру Аркадьевичу Столыпину, гродненскому губернатору в 1902–1903 гг., премьер–министру России в 1906–1911 гг. В бытность гродненским губернатором Столыпин открыл в губернском центре двухклассное народное училище, ремесленное училище, женское приходское училище, на селе поощрял переселение крестьян на хутора, развивал сельскохозяйственное образование, выделял средства на мелиорацию. В годы премьерства именно Столыпин настоял в 1911 году на введении земств в западных губерниях, включая белорусские (в остальных — земства ввели ещё в 1864-м).

Памятник П.А. Столыпину в Гродно
Проводимые губернатором нововведения вызывали критику помещиков. На одном из заседаний князь Святополк-Четвертинский заявил, что «нам нужна рабочая сила человека, нужен физический труд и способность к нему, а не образование. Образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе…». Столыпин ответил резко: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…»
Следует особо подчеркнуть, что средства на памятник собрали сами жители города и окрестностей.
Гродненский историк, профессор Валерий Черепица пишет: «Первый свой вклад в благородное дело в размере 25 рублей внес 25 февраля 1912 года предводитель уездного дворянства А.И. Ушаков… Общей суммы пожертвований гродненцев – 446 рублей 36 копеек – оказалось вполне достаточно для выполнения всех необходимых работ по изготовлению памятника. Крестьяне, как правило, своих фамилий в подписных листах не указывали, их заменяла стандартная запись «от лица, пожелавшего остаться неизвестным». Среди населенных пунктов упоминаются чаще всего деревни Жукевичи, Каменка, Алекшицы, Падбагонники, Голынка, Индура, Озеры, М. Берестовица, Горница, Лаша и др.»
Оккупировавшие в 1915 году Гродно немецкие войска вывезли памятник в Германию, и там его следы исчезли…
Читать дальше: Архитектурный погром: как Беларусь теряла монументальное наследие дореволюционной эпохи