Ярослав Романчук: Притча об экономическом росте в 2018 году

Правительство Беларуси готовится к 2018-му году на волне торжественного оптимизма. При презентации проекта бюджета на следующий год руководители Совмина излучали уверенность в окончании рецессии и переходе в режим устойчивого роста. За январь – октябрь 2017 г. ВВП вырос на 2%, промышленность – на 6,3%, а инфляция за десять месяцев 2017 г. составила минимальные для Беларуси 3,9%. Настроение поднимают цифры валютной выручки. За январь – сентябрь 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. она увеличилась на 20,5%, составив $25,8 млрд. Из этой суммы экспорт товаров принёс $20,1 млрд., прибавив 20,6%. Чтобы окончательно развеять пессимизм скептиков относительно состояния белорусской экономики, правительство приводит убойных аргумент: за январь – сентябрь 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. чистая прибыль в экономике увеличилась на 72,4%.
Исходя из этих радужных цифры, правительство рассчитывает на экономический рост в 2018 г. в 3,4% ВВП, стабильный курс BYN/$ (на конец 2018 г. — BYN2,0472/$1), инфляцию не более 7%, рост экспорта товаров и услуг на 6%, инвестиций в основной капитал на 6,8% и привлечение на чистой основе $1450 млн. прямых иностранных инвестиций. И всё это при необходимости направить $3,77 млрд. на обслуживание и погашение внешнего государственного долга (~ 8% ВВП). Ещё BYN9,42 млрд. (9,1% ВВП) – это внутренний госдолг.
Описывая чудесное исцеление национальной экономики от рецессии, правительство скромно умалчивает о предлагаемых «лекарствах». Только за январь – сентябрь 2017 г. правительство взяло в долг $3417,2 млн., направило на погашение долгов $821,1 млн. По состоянию на 1 октября 2017 года внешний госдолг составил $16,3 млрд., что на 19,5% или на $2,7 млрд. больше, чем было в начале 2017 г. Объём наличных денег в обращении за 10 месяцев вырос на 24,2%, что явно не способствует ликвидации сильных структурных перекосов на уровне производителей товаров и услуг. Плохие долги предприятий обозвали активами новых коммерческих структур, передачи в руки государства, но такого рода припудривание балансов проблемных предприятий – это как лечение перелома ампулами марихуаны.
Такого рода правительственное прогнозирование похоже на сказку – слишком хорошая, чтобы стать правдой. Она основана на целом ряде предположений, комбинация которых, по мнению руководства Совмина, реалистична. Во-первых, должны на полную мощность заработать государственные программы импортозамещения и модернизации. Идея, конечно, хорошая, но почему вдруг она станет реальностью, непонятно. Те же люди, те же товары и источники финансирования, но только в условиях ещё более жёсткой конкуренции со стороны, в первую очередь, российских производителей. Новые ниши для белорусских товаров на рынке Евросоюза пробить сложно, не будучи в ВТО и не имея статуса страны с рыночной экономикой. Страны дальней дуги тоже пока принюхиваются к белорусским товарам, предпочитая, в основном, удобрения и изделия из металлов. Рассчитывать на резкий рост ёмкости внутреннего рынка тоже не приходится, особенно если Нацбанк серьёзно настроен на снижение инфляции и стабильность BYN-рубля.
Вторым условием чрезвычайного оптимизма властей является расчёт на рост спроса российского рынка. Высока вероятность того, что экономика нашего партнёра по ЕАЭС может в очередной раз угодить в стагнационную ловушку. В IV квартале 2017 г. наблюдается заметное замедление роста промышленности. Растёт напряжение в банковском секторе. Существенно ослабли позиции RUR-рубля. Бюджет не может удовлетворить растущие аппетиты не только ТЭКа, но и проблемных банков. Ускорился отток капитала при продолжении сокращения реальных доходов на душу населения. На российские нефть и газ надейся, но сам не плошай.
Третий фактор успешной реализации макроэкономического сценария на 2018 г., заложенного в законе бюджете, связан с быстрым развитием малого и среднего бизнеса. Власти заверяют, что после подписания декрета о развитии предпринимательства для национального предпринимательства будут созданы все условия. Этот посыл явно не соответствует содержанию подготовленных проектов документов. С 2006-го года бизнес сообщество настойчиво и конструктивно предлагает конкретные решения проблем, которые ему представляются как самые важные. Однако правительство работает на своей волне. Поэтому на вопрос, удовлетворены ли вы состоянием диалога бизнеса и власти (опрос проводит Республиканская конфедерация предпринимательства в рамках «Индекса делового оптимизма») в октябре 2017 г. 69,8% представителей МСБ ответили «нет». На вопрос, помог ли быстрый рост промышленности восстановлению спроса МСБ, 52,9% опрошенных ответили, что частный МСБ «продолжает оставаться в рецессии». Ещё 34,5% заявили, что «росте промышленности не заметили». С тезисом о том, что «белорусская промышленность стала локомотивом восстановления роста частного МСБ» согласилось лишь 1,4% опрошенных.
Читать дальше: Ярослав Романчук: Притча об экономическом росте в 2018 году