Вячеслав Бондаренко: Жодинский первенец

7 ноября 1958 года с конвейера Белорусского автомобильного завода сошел первый карьерный самосвал – МАЗ-525
Такой парадокс – марка МАЗ, а завод БелАЗ – объяснялся легко: 1951 года самосвал собирали в Минске, а семь лет спустя производство передали в Жодино. А по происхождению первый белорусский самосвал вообще был ярославским – как и вся продукция МАЗа до 1965-го.
Разработку 25-тонного гиганта начали на Ярославском автомобильном заводе в 1947 году под условным названием ЯАЗ-225. Но в том же году основные ярославские проекты передали на только что созданный МАЗ (в Ярославле до 1959 года выпускали только трехосные машины, ставшие затем КрАЗами). И если первые МАЗы были точными копиями ЯАЗов, то карьерный 25-тонник в Минске существенно доработали. И в 1951-м машина получила индекс МАЗ-525. Это был первый карьерный самосвал, разработанный в СССР.
Гигант-МАЗ оснащался дефорсированным танковым дизелем Д-12А. Карьерный самосвал МАЗ-525 был первой машиной своего типа в СССР. Но примечателен он не только этим. Впервые на автомобильное шасси был установлен 12-литровый 300-сильный дизель марки 1Д12 – «сын» знаменитого танкового дизеля В-2, стоявшего на всех советских танках Великой Отечественной. Такие же моторы стояли на маневровых тепловозах. Интересно, что у самосвала не было задней подвески — балка заднего моста крепилась болтами непосредственно к раме. Впервые на советском автомобиле были установлены планетарные редукторы в ступицах задних колес, подъемный механизм кузова с отдельным от рабочих цилиндров гидронасосом, гидроусилитель руля.
Читать дальше: Вячеслав Бондаренко: Жодинский первенец