Прагматизм и многовекторность Индии

Прагматизм и многовекторность Индии

Нью-Дели выстраивает свои внешние отношения по принципу «Близкий сосед лучше далёкого брата».
«Россия не только самый близкий друг Индии, но ещё и привилегированный стратегический партнёр». Премьер-министр Индии Нарендра МОДИ
Через месяц после того как Президент России Владимир Путин совершил успешный визит в Индию, Нью-Дели принимал главу Белого дома Барака Обаму. В Вашингтоне не скрывали, что американский президент отправился в Индию с целью перетянуть её на свою сторону и убедить индийского премьер-министра Нарендру Моди в том, что Соединённые Штаты могут стать «наилучшим партнёром» для его страны.

Прагматизм и многовекторность Индии

Нью-Дели выстраивает свои внешние отношения по принципу «Близкий сосед лучше далёкого брата».
«Россия не только самый близкий друг Индии, но ещё и привилегированный стратегический партнёр».
Премьер-министр Индии Нарендра МОДИ
Через месяц после того как Президент России Владимир Путин совершил успешный визит в Индию, Нью-Дели принимал главу Белого дома Барака Обаму. В Вашингтоне не скрывали, что американский президент отправился в Индию с целью перетянуть её на свою сторону и убедить индийского премьер-министра Нарендру Моди в том, что Соединённые Штаты могут стать «наилучшим партнёром» для его страны.

ПРОРЫВ НЕ СОСТОЯЛСЯ

Следует отметить, что выстраивать отношения с Нью-Дели США принялись после распада Советского Союза и значительно активизировали этот процесс после возрождения России и расширения нашей страной сотрудничества с КНР и Индией. Ведут его американцы сразу по нескольким направлениям:

• реанимируют проект создания «четырёхстороннего альянса» эпохи Джорджа Буша-младшего, который включал бы в себя США, Японию, Австралию и Индию и таким образом воспрепятствовал бы укреплению оси Россия – Индия – Китай, инициатором создания которой стала Москва;

• пытается увеличить в пять раз товарооборот между США и Индией (в настоящее время он составляет 100 млрд долларов) и тем самым превратить Нью-Дели в своего главного торгового партнёра. Одновременно Белый дом намерен увеличить инвестиции в индийскую экономику, чтобы сделать её конкурентоспособной по отношению к китайским товарам;

• укрепляют военное и военно-техническое сотрудничество с Индией, где в настоящее время доминирует Россия. Теперь, когда Моди устранил законы, ограничивающие иностранные инвестиции в этой сфере, у Соединённых Штатов появляется прекрасная возможность вкладывать деньги и таким образом контролировать внешнюю политику. С этой же целью Вашингтон предлагает Индии американское оружие;

• выделяют кредиты Индии (последние – в размере четырёх миллиардов долларов), пытаясь таким образом посадить страну в долговую яму, чтобы в последующем продвигать свои интересы.

Прагматизм и многовекторность Индии

В этом ключе и вёл переговоры в Нью-Дели Барак Обама. Однако, несмотря на поток лестных слов, сказанных им об Индии, совершить некий прорыв в американо-индийских отношениях ему не удалось. Стороны лишь обновили подписанное десять лет назад соглашение о военно-техническом сотрудничестве, включив в него меры, которые упростят передачу технологий и позволят перейти к совместным разработкам и производству в сфере обороны. В рамках этого соглашения США и Индия договорились совместно производить тактические БПЛА с дальностью полёта до десяти километров, мобильные электрогенераторы и средства защиты для солдата.

Как отметил эксперт по безопасности Центра политических исследований Индии Бхарата Карнад, взаимоотношения США и Индии в сфере ВТС ограничены отдельными сделками и Нью-Дели может рассчитывать лишь на технику, не имеющую наступательного значения, например на американские транспортные самолёты и малые беспилотники. По его мнению, Соединённые Штаты также не намерены участвовать в значимых для Индии стратегических проектах, таких как создание атомных подлодок с баллистическими ракетами и истребителей пятого поколения.
В ходе переговоров Барака Обамы и премьер-министра Индии Нарендры Моди была достигнута договорённость о взаимодействии в сфере мирного атома. Сторонам удалось уладить разногласия, которые препятствовали реализации «ядерной сделки» между США и Индией, заключённой в 2006 году. Вашингтон тогда требовал тотального контроля за поставляемым Индии ядерным топливом, с чем индийская сторона категорически не соглашалась. Помимо этого, американских поставщиков останавливал принятый индийским парламентом в 2010 году закон, который предусматривал их ответственность в случае ядерного инцидента. Несмотря на давление американской стороны, индийское руководство не изменило своей позиции по этому вопросу, и сотрудничество двух стран в области атомной энергетики в то время не смогло выйти на запланированный уровень.

В результате Барак Обама уехал из Индии, по сути, с пустыми руками.

ДОВЕРИЯ
К ВАШИНГТОНУ НЕТ

И это не случайно. Несмотря на сотрудничество США и Индии в разных сферах, в отношениях двух стран существует немало противоречий. В частности, действия Индии, направленные на поддержку национального производства, стали причиной торговых споров между Вашингтоном и Нью-Дели. Серьёзную обеспокоенность США вызвал демарш Индии во Всемирной торговой организации (ВТО), которая потребовала дополнительных льгот в сельском хозяйстве, а именно права субсидировать сельскохозяйственное производство в нормах, превышающих установленные ВТО.

Разногласия между Вашингтоном и Нью-Дели варьируются от недовольства индийской стороны стремлением США ужесточить миграционное законодательство до беспокойства по поводу вывода американских войск из Афганистана и роста террористической угрозы для Индии. Кроме того, Нью-Дели по-прежнему с подозрением относится к отношениям США с Пакистаном.
Несмотря на поток лестных слов, сказанных Бараком Обамой об Индии, совершить некий прорыв в американо-индийских отношениях ему не удалось
Помимо прочего, известный скандал с прослушиванием американскими спецслужбами телефонов руководителей иностранных государств, среди которых оказалось и руководство Индии, оставил соответствующий осадок у индийской стороны. На последовавшие американские извинения и заверения Индии в приверженности дружбе и партнёрству индийский министр иностранных дел Сушма Сварадж ответила, что «друзья не шпионят друг за другом».

Индия ясно даёт понять, что она не намерена участвовать в планах США по сдерживанию Китая и не нуждается в посредничестве при разрешении территориальных споров с ним. Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что Индия и Китай способны решить пограничные проблемы путём прямых переговоров.

Индия также отказалась от американского приглашения присоединиться к коалиции, действующей против боевиков группировки «Исламское государство» в Сирии и Ираке. Индия готова к антитеррористическому сотрудничеству лишь в прилегающих регионах, имеющих непосредственное значение для самой страны.
Несмотря на предупреждения США, что «сейчас не время вести дела с Россией», Индия заключает выгодные контракты с РФ. Индийская сторона чётко высказалась против санкций в отношении России, не участвует в обсуждении проблемы Украины, признавая наличие у России законных интересов.

СОТРУДНИЧЕСТВО, ПРОВЕРЕННОЕ ВРЕМЕНЕМ

Прагматизм и многовекторность Индии

Второй по счёту официальный визит президента США Барака Обамы в Индию, который СМИ назвали беспрецедентным, явно уступил по своей плодотворности визиту на полуостров главы Российского государства Владимира Путина. Президент России приехал в Индию с большим количеством конкретных проектов и предложений. В ходе визита было подписано 25 соглашений на сумму в несколько десятков миллиардов долларов.

«Россия не только самый близкий друг Индии, но ещё и привилегированный стратегический парт­нёр», – заявил премьер-министр Ин­дии Нарендра Моди. Он подчеркнул, что Индия всегда поддерживала и будет поддерживать Россию в её борьбе с новыми вызовами. «Всё меняется, но значение наших отношений неизменно. Значимость двусторонних связей будет усиливаться и в будущем», – заверил Моди.

В ходе переговоров состоялось подписание крупного контракта по возведению третьего и четвёртого энергоблоков атомной электростанции «Куданкулам». Первый и второй энергоблоки также были построены российскими специалистами. Всего в течение 20 лет Россия собирается возвести в Индии не менее 12 энергоблоков.
Сотрудничество с Россией в атомной сфере выгодно для Индии по финансовым условиям, так как оно учитывает возможности страны и позволяет развивать атомную энергетику без значительной нагрузки на бюджет.

Россия и Индия договорились укреплять уже имеющееся успешное военно-техническое сотрудничество. В частности, высокоточные индийские ракеты «БраМос» выпускаются по российским технологиям. Договорились о совместной работе и создании новейшего истребителя пятого поколения, а также о выпуске снарядов «Манго» для танков Т-90, которые также собираются в Индии. Новым этапом сотрудничества индийский премьер-министр назвал сборку и дальнейший экспорт военных вертолётов с территории республики. Индийская сторона также дала согласие на создание совместного предприятия по внедрению в Индии российской навигационной системы ГЛОНАСС.

Впервые в истории российско-индийских торговых отношений странам удалось договориться о поставках нефти, в которой нуждается Индия. Подписанный контракт предусматривает десятилетние поставки нефти в количестве 10 миллионов тонн сырья в год. Эта сделка подразумевает долговременное стратегическое сотрудничество, что подтверждается готовностью Индии совместно с Россией разрабатывать нефтяные месторождения в Сибири и Арктике, заменив европейцев и американцев.

Что касается российско-индийского сотрудничества в экономической сфере, то, по данным Федеральной статистической службы России, с 2000 по 2012 год показатель объёма товарооборота без учёта поставок по линии ВТС вырос с 1,6 млрд до 11 млрд долларов. Важнейшей торгово-экономической задачей, поставленной руководством Индии и России, является увеличение объёма двусторонней торговли до 20 млрд долларов к 2015 году. Российские инвестиции в экономику Индии направлены в основном в атомную промышленность, машиностроение, энергетику, строительство инфраструктуры, в области связи и телекоммуникаций.

Добавить комментарий