Проблема литвинизма в Беларуси

В последнее время слово «литвинизм» я слышу все чаще. Как правило, в любой националистической «суполке» обязательно можно обнаружить хотя бы одного сторонника этой в некотором роде абсурдной концепции.

Если описать ее в двух словах, то придется прибегнуть к традиционным критериям этнического национализма.

Во-первых, литвины страстно ненавидят не только русских (что традиционно для белорусских оппозиционеров), но и все сопредельные народы. Это прежде всего относится к истории Великого княжества Литовского. Особенно часто в роли противников этнических шовинистов выступают те, кто считает, что история ВКЛ принадлежит не только Беларуси, но и всем народам, которые входили в состав княжества. Кроме того, для литвинистов также характерно полное отрицание участия современных литовцев в формировании ВКЛ, а великих князей вроде Гедимина или Витовта они целиком и полностью причисляют к литвинам.

Во-вторых, характерной чертой литвинизма является полное отрицание этнонима «белорусы». Принято считать, что его придумала Екатерина II для ассимиляции местного населения. На самом деле Белая Русь упоминается уже в титуле отца Петра Великого Алексея Михайловича и последующих русских царей. Для подтверждения этого достаточно заглянуть в энциклопедии.

Для популяризации своих идей литвинисты создали группы в социальных сетях. Особенно активны они в сети Фейсбуке.  В комментариях литвинисты яростно ругаются с литовцами по вопросам общей истории. Белорусские шовинисты не признают за литовцами права называться своим историческим именем и именуют их летувисами или жмудинами. Те, в свою очередь, справедливо указывают, что Жмудь – это только один из регионов современной Литвы.

Я не стану опровергать все измышления националистов. На мой взгляд, в Интернете есть достаточно много материалов, способных поставить точку в этом вопросе. Наиболее яркая подборка фактов присутствует на этом сайте. Выскажу лишь свое отношение к вопросу.

В первую очередь я считаю, что белорусы, литовцы и украинцы имеют равное право на историю ВКЛ. До определенного момента их разделяло лишь вероисповедание.

Вопреки распространенным мифам, жители этого княжества вовсе не испытывали ненависти к предкам современных русских. Дети князя Ольгерда – Андрей и Дмитрий – принимали участие в Куликовской битве, а некоторые их потомки стали основателями знаменитых княжеских династий Голицыных, Трубецких, Куракиных и Хованских, известных нам по русской истории.

Памятник на Куликовом поле. «Ратникам единой дружины Пскова и Полоцка, героически сражавшимся под руководством князя Андрея Ольгердовича на Куликовом поле за землю Русскую, от благодарных жителей Пскова (Россия) и Полоцка (Беларусь)».

Уничтожение средневекового белорусского языка – следствие усиленной полонизации в Речи Посполитой, а не политики русских императоров. К 1795 году почти все образованные люди разговаривали исключительно на польском языке. А конституция 1791 года полностью ликвидировала даже тень автономности ВКЛ.

Для чего нужен литвинизм на современном этапе? Я думаю, что, как и в случае с Вейшнорией, мы имеем дело с попыткой идеализировать прошлое. Не секрет, что современные белорусы не устраивают белорусских националистов. Они слишком реальные. Если нужные качества не присутствуют в естественной среде обитания, то их нужно придумать для оправдания своих бредовых концепций.

Я не думаю, что литвинизм когда-нибудь выйдет за рамки узкого круга недалеких людей. Прежде всего потому, что он изначально не основан на чем-то реальном. Даже многие националисты относятся к нему враждебно. Поэтому его удел – служить пугалом для всех здравомыслящих людей, считающих, что мир в обществе должен быть основан на гражданском патриотизме, а не на этническом шовинизме…

Читать дальше: Проблема литвинизма в Беларуси