Про Ослика Иа и политический этикет

Про Ослика Иа и политический этикет

Недавно лента «Фейсбука» принесла мне две похожих заметки. Российский историк Александр Дюков делился впечатлениями от просмотра в Минске фильма «Жёлтый песочек», снятого по одноименному рассказу Василя Быкова и повествующего о расстрелах в урочище Куропаты. А украинский журналист Андрей Манчук поведал о своей беседе со случайным попутчиком — национально-сознательным белорусским юношей.
Суть обоих высказываний была простой — мамочки, мы провалились куда-то в начало

90-х.
Историк — к слову, написавший пару толковых статей о Куропатах, — слегка обалдел от 100 тысяч расстрелянных за год, противоречащего элементарной логике сюжета и воплей «Жыве Беларусь!» в зале. Диагноз — мы имеем дело с уходящей натурой, совершенно неконкурентоспособной в современном мире.
Журналист угорал с интеллигентного хлопчика у которого повышение тарифов в Беларуси — диктатор последнюю шкуру дерет, а в Украине — сложный период болезненных, но необходимых реформ. Учения — зло, потому что милитаризм, но Смоленск мы заберем — ибо наш. Тоже, в общем, архаика и трэш.
Просто они ту-упы-ые! — добавил я в уме голосом Михаила Задорнова. Но потом подумал — а ведь этому явлению уже сорок лет, и оно совсем не собирается загибаться. Так что я бы не спешил сомневаться в его конкурентоспособности.
В следующем году прогрессивная Беларусь начнет с пафосом отмечать юбилеи. В 1968-м в самиздате вышла книжка Миколы Ермаловича «По следам одного мифа». Княжество Литовское как древнебелорусское государство — это оттуда. И этому фолк-хистори, на минуточку, уже полвека.
А в 2019-м у нас отмечается день рождения Беларускай спеўна-драматычнайя майстроўні — этому счастью стукнет сорок. В 1979-м непростые минские студенты объединились в эту неформальную организацию с целью двинуть вперед идеи «нацыянальнага адраджэння».
С приходом к власти не задалось. Все эти идеи и «факты», выкованные в эпоху позднего Брежнева и закаленные в горниле перестроечной шизухи, выглядят все более дико и все меньше соотносятся с реальностью. Однако — сюрприз! — они уже сорок лет отлично воспроизводятся в новых поклонениях и находят немало сторонников.
Потому что самих себя эти дети местной интеллигенции и номенклатуры двинули будь здоров. И теперь весь медиа- и культурный слой, тонко размазанный по корке нашей государственности, — это той волны «адраджэнцы».
Понятно, что мечты и идеалы молодости они на помойку не выбросят. Они их даже не скорректируют — не та публика.
Но что заставляет молодую поросль это заучивать и старательно воспроизводить?
Некоторые грешат на отсутствие ума. Сомневаюсь — повторяющие все это молодые попугайчики в обычной жизни образованы и неглупы. Некоторые думают, что это слепая вера.
Мне кажется, все проще. Нашим «адраджэнцам» в частности — и перестроечного разлива антисоветчикам вообще — не удалось распространить свои идеи ни в качестве веры ни, тем более, в качестве знания. Но им таки удалось навязать их в определенной прослойке в качестве этикета — своего рода хорошего тона для своих.

Про Ослика Иа и политический этикет

Недавно лента «Фейсбука» принесла мне две похожих заметки. Российский историк Александр Дюков делился впечатлениями от просмотра в Минске фильма «Жёлтый песочек», снятого по одноименному рассказу Василя Быкова и повествующего о расстрелах в урочище Куропаты. А украинский журналист Андрей Манчук поведал о своей беседе со случайным попутчиком — национально-сознательным белорусским юношей.
Суть обоих высказываний была простой — мамочки, мы провалились куда-то в начало

90-х.
Историк — к слову, написавший пару толковых статей о Куропатах, — слегка обалдел от 100 тысяч расстрелянных за год, противоречащего элементарной логике сюжета и воплей «Жыве Беларусь!» в зале. Диагноз — мы имеем дело с уходящей натурой, совершенно неконкурентоспособной в современном мире.
Журналист угорал с интеллигентного хлопчика у которого повышение тарифов в Беларуси — диктатор последнюю шкуру дерет, а в Украине — сложный период болезненных, но необходимых реформ. Учения — зло, потому что милитаризм, но Смоленск мы заберем — ибо наш. Тоже, в общем, архаика и трэш.
Просто они ту-упы-ые! — добавил я в уме голосом Михаила Задорнова. Но потом подумал — а ведь этому явлению уже сорок лет, и оно совсем не собирается загибаться. Так что я бы не спешил сомневаться в его конкурентоспособности.
В следующем году прогрессивная Беларусь начнет с пафосом отмечать юбилеи. В 1968-м в самиздате вышла книжка Миколы Ермаловича «По следам одного мифа». Княжество Литовское как древнебелорусское государство — это оттуда. И этому фолк-хистори, на минуточку, уже полвека.
А в 2019-м у нас отмечается день рождения Беларускай спеўна-драматычнайя майстроўні — этому счастью стукнет сорок. В 1979-м непростые минские студенты объединились в эту неформальную организацию с целью двинуть вперед идеи «нацыянальнага адраджэння».
С приходом к власти не задалось. Все эти идеи и «факты», выкованные в эпоху позднего Брежнева и закаленные в горниле перестроечной шизухи, выглядят все более дико и все меньше соотносятся с реальностью. Однако — сюрприз! — они уже сорок лет отлично воспроизводятся в новых поклонениях и находят немало сторонников.
Потому что самих себя эти дети местной интеллигенции и номенклатуры двинули будь здоров. И теперь весь медиа- и культурный слой, тонко размазанный по корке нашей государственности, — это той волны «адраджэнцы».
Понятно, что мечты и идеалы молодости они на помойку не выбросят. Они их даже не скорректируют — не та публика.
Но что заставляет молодую поросль это заучивать и старательно воспроизводить?
Некоторые грешат на отсутствие ума. Сомневаюсь — повторяющие все это молодые попугайчики в обычной жизни образованы и неглупы. Некоторые думают, что это слепая вера.
Мне кажется, все проще. Нашим «адраджэнцам» в частности — и перестроечного разлива антисоветчикам вообще — не удалось распространить свои идеи ни в качестве веры ни, тем более, в качестве знания. Но им таки удалось навязать их в определенной прослойке в качестве этикета — своего рода хорошего тона для своих.
Когда мы говорим «добрый день», мы не имеем ввиду ничего буквально — но все сразу видят что перед нами человек воспитанный, а не хам. Этикет может выглядеть архаично и смешно, вроде реверанса — ножку назад, колени согнуть, юбочку приподнять. Но свою функцию он выполняет. Для хорошего тона совсем не нужно думать, его даже не нужно принимать близко к сердцу — достаточно запомнить и ввести в привычку.
У культурно-медийного слоя свой этикет — скривиться при упоминании СССР, намекнуть на «вернём Смоленск» и «Крым-ненаш», помянуть президента-«колхозника» и «совковое быдло». И ты сразу рукопожатен, хорош и свой в доску. Коммунист или анархист? — ох, детка… Врезал про «сраную БССР» — о, а ведь из парня еще может выйти толк!
Может показаться, что раз оно всё так, значит и проблема эта весьма поверхностного свойства. Но фокус в том, что именно по этой причине над ней не властны разум и просвещение.
Когда Ослик Иа из известного мультфильма на «доброе утро» отвечает «доброе… в чем я лично сомневаюсь» — это трогательно, но немного неадекватно, а потому и смешно. Сомневаясь в путинской агрессии против Украины или в благостности радикальных рыночных реформ, вы не побуждаете правого оппонента к размышлению — вы выставляете себя в его глазах то ли чудаковатым Осликом Иа, то ли мужланом, который вытирает пальцы о занавески. Нормальные люди такого не делают и не говорят.
Думаю, не только в Беларуси сталкивались с ситуацией, когда какого-нибудь умницу, для которого важен этот размазанный по корке государственности слой, внезапно начинает трясти и корёжить от «совка». Хотя раньше он его не чесал — и всё было ОК. Почему? Вот поэтому.
Со временем хороший тон усваивается и перерастает во внутреннюю потребность. И наверно, по привычке или, может быть, со скуки я кладу на место спички и зачем-то мою руки — как писала Агния наша Барто. И зачем-то Путин, Сталин, литвино-белорусы, свобода предпринимательства и «быдлосовки» начинают вываливаться изо рта при любом подходящем и не очень случае.
Вопрос в том, что со всем этим делать? Учитывая, что разум и просвещение не властны над этим явлением, а чувством собственного достоинства не поделишься — либо есть, либо нет.
Надо понимать, что решить проблему концептуально могут только процессы тектонического масштаба — массовое революционное движение, основанное на противоположных этой догматике принципах, или вторжение инопланетян — если оно сметет всю устанавливающую правила прослойку, вместе с её ценностями и этикетом.
В отсутствии таких процессов проблему взаимодействия с излишне «воспитанными» согражданами каждому приходится решать на своем личном уровне.
Тактики здесь видится только две.
Можно подойти к вопросу жестко — у нас свой хороший тон, извольте соответствовать ему, или нафиг с пляжа. А можно — по-доброму и снисходительно. Держа в уме то, что хорошие мальчики и девочки сейчас просто хотят конфетку, а не становиться осликами иа. Но как только глобальная тектоника поставит под вопрос нынешние правила, их всех попустит.
Правда, добиться этого чертовски тяжело.
liva.com.ua
IMHOclub.by

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

двенадцать − 12 =