Обратный отсчёт пошёл

Обратный отсчёт пошёл

Недавние совместные исследования, проведенные российскими и шведскими учеными на шельфе восточной части Ледовитого океана, показали, что вероятность массового выброса в атмосферу газа метана, обладающего парниковыми свойствами, на порядок выше, чем предсказывалось ранее.
Если процесс разрушения донной многолетней мерзлоты будет продолжаться в том же темпе, что и в настоящее время, можно будет считать, что борьбу с ростом выбросов парниковых газов человечество уже проиграло, и главной задачей становится разработка методов компенсации нарастающих глобальных изменений климата.
В силу инерции климатической системы, и продолжающихся мощных выбросов парниковых газов нет оснований полагать, что процесс деградации вечной мерзлоты остановится и выбросов метана в атмосферу станет меньше — наоборот, процесс раскручивается все активнее. И то, что он происходит вдали от крупных мегаполисов, никак не умаляет его опасности — мало того, именно в мегаполисах люди могут оказаться под наибольшей угрозой.
Особенно это касается жителей низин, прибрежных городов. Под ударом будут столицы прибалтийских стран — прежде всего Копенгаген и Рига, а также такие города, как Гданьск, Клайпеда, Калининград и, конечно же, Санкт-Петербург.

Обратный отсчёт пошёл

Фото ispbguide.com
Она тает!
В ходе упомянутых исследований ученые заново перебурили четыре скважины, которые впервые были пройдены в 1982 и 1983 годах, и на основе сопоставления реальных данных обнаружили, что за последние 30 лет скорость деградации составляет в среднем 14 см в год.
Эти данные полностью опровергают бытовавшее ранее мнение, что разрушение мерзлоты, открывающее выход метана в атмосферу, займёт сотни и даже тысячи лет.
К сожалению, на основе целого комплекса исследований международная команда пришла к выводу, «что в некоторых районах Восточно-Сибирского шельфа кровля подводной мерзлоты уже достигла глубины зоны стабильности газогидратов, разрушение которых может приводить к массированным выбросам пузырькового метана».
Газогидраты — это относительно стабильные соединения метана с водой. Метан — это основная часть привычного нам «природного газа». В особых условиях, — например, при давлении в 25 атмосфер и в условиях достаточно низких температур, — вода и метан образуют вещество, напоминающее бежевый лед или плотный снег.
Обычно газогидраты находят на глубинах больше 250 метров, но на арктическом шельфе и на прибрежной суше оказалось возможным существование газогидратов, образовавшихся в те древние времена, когда эти участки были на большой глубине, а затем законсервировались в вечной мерзлоте.
Они могут оставаться стабильными длительное время, но при достижении нулевой температуры начинается неумолимый процесс их разрушения, и метан вырывается на свободу.

Обратный отсчёт пошёл

Недавние совместные исследования, проведенные российскими и шведскими учеными на шельфе восточной части Ледовитого океана, показали, что вероятность массового выброса в атмосферу газа метана, обладающего парниковыми свойствами, на порядок выше, чем предсказывалось ранее.
Если процесс разрушения донной многолетней мерзлоты будет продолжаться в том же темпе, что и в настоящее время, можно будет считать, что борьбу с ростом выбросов парниковых газов человечество уже проиграло, и главной задачей становится разработка методов компенсации нарастающих глобальных изменений климата.
В силу инерции климатической системы, и продолжающихся мощных выбросов парниковых газов нет оснований полагать, что процесс деградации вечной мерзлоты остановится и выбросов метана в атмосферу станет меньше — наоборот, процесс раскручивается все активнее. И то, что он происходит вдали от крупных мегаполисов, никак не умаляет его опасности — мало того, именно в мегаполисах люди могут оказаться под наибольшей угрозой.
Особенно это касается жителей низин, прибрежных городов. Под ударом будут столицы прибалтийских стран — прежде всего Копенгаген и Рига, а также такие города, как Гданьск, Клайпеда, Калининград и, конечно же, Санкт-Петербург.

Обратный отсчёт пошёл

Фото ispbguide.com
Она тает!
В ходе упомянутых исследований ученые заново перебурили четыре скважины, которые впервые были пройдены в 1982 и 1983 годах, и на основе сопоставления реальных данных обнаружили, что за последние 30 лет скорость деградации составляет в среднем 14 см в год.
Эти данные полностью опровергают бытовавшее ранее мнение, что разрушение мерзлоты, открывающее выход метана в атмосферу, займёт сотни и даже тысячи лет.
К сожалению, на основе целого комплекса исследований международная команда пришла к выводу, «что в некоторых районах Восточно-Сибирского шельфа кровля подводной мерзлоты уже достигла глубины зоны стабильности газогидратов, разрушение которых может приводить к массированным выбросам пузырькового метана».
Газогидраты — это относительно стабильные соединения метана с водой. Метан — это основная часть привычного нам «природного газа». В особых условиях, — например, при давлении в 25 атмосфер и в условиях достаточно низких температур, — вода и метан образуют вещество, напоминающее бежевый лед или плотный снег.
Обычно газогидраты находят на глубинах больше 250 метров, но на арктическом шельфе и на прибрежной суше оказалось возможным существование газогидратов, образовавшихся в те древние времена, когда эти участки были на большой глубине, а затем законсервировались в вечной мерзлоте.
Они могут оставаться стабильными длительное время, но при достижении нулевой температуры начинается неумолимый процесс их разрушения, и метан вырывается на свободу.

Обратный отсчёт пошёл

Стремящийся на свободу метан, СН4, — весьма активный парниковый газ. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН (IPCC), его активность как парникового газа в первые 20 лет после выброса в атмосферу в 84 раза больше чем у углекислого газа, и даже через сто лет она будет превышать показатели углекислого газа в 34 раза.
То есть выбросы метана в атмосферу реально и эффективно будут стимулировать парниковый эффект на планете.
При этом чем больше метана будет выбрасываться в атмосферу, тем больше будет расти температура, и значит — его будет выбрасываться еще больше.
Выделение метана растет не только на арктическом шельфе. Газы вырываются и в тундре, образуя воронки большего или меньшего размера. По данным гляциологов Субарктического научно-учебного полигона, на Ямале неуклонно растет температура вечной мерзлоты — за последние 40 лет она поднялась с минус 8 до минус 3 градусов.
Подобная ситуация фиксируется не только на российском побережье. Проблемы с выделением метана в результате разрушения многолетнемерзлых пород и ледников характерна и для северного побережья Аляски, архипелагов Канады и в Гренландии.
Усиливают опасность движения мощные торосы и айсберги, которые во время движения вспахивают морское дно на глубину в несколько метров, стимулируя выбросы метана, и его концентрация над водой превышает фоновые значения в 2-4 раза.

Обратный отсчёт пошёл

Фото: climatestate.com
Недавние данные, полученные российско-шведской экспедицией, подтверждают опасения, которые высказал восемь лет назад другой научный коллектив. Специалисты из Канады, России и США тогда изучали естественные выделения метана восточной части арктического шельфа России, где обнаружили так называемые «плюмы» — зоны активного выделения этого газа из морского дна.
Тогда и были высказаны предположения, что реликтовые газогидраты находятся в пограничном состоянии, и уже начинают разрушаться.
Поэтому можно считать, что человечество уже проигрывает борьбу с выбросами углекислоты в атмосферу.
И хотя опускать руки нельзя и с выбросами надо бороться — но нужно уже думать о том, каковы будет последствия грядущего стремительного изменения климата.
От коровы до плиты
Углекислый газ и его выбросы — наиболее раскрученная в СМИ тема, но специалисты призывают обращать внимание на проблему роста концентрации метана в атмосфере. Если забыть об этом, отмечают климатологи, то глобальное потепление будет продолжаться, несмотря на все попытки ограничить выбросы собственно углекислого газа.
Прежде всего, метан выделяется из самых разных источников. Это и кишечные процессы в желудках крупного рогатого скота (тут не стоит смеяться — скотины много на планете), и утечки при добыче нефти и газа, и, что важно — глобальные процессы гниения. Ведь всё живое в естественном состоянии после смерти в итоге превращается в том числе в этот самый простой кирпичик органического мира.

Обратный отсчёт пошёл

Обратный отсчёт пошёл

Источник: globalmethane.org
Однако метан не так прост, как кажется.
Прежде всего нужно учитывать, что не только он сам экранирует тепловое излучение от Земли в космос — он, поднимаясь к границе стратосферы под действием ультрафиолета вступает в целую цепочку химических реакций, в результате чего образуется тот же самый углекислый газ, который медленно размешивается в атмосфере, потихоньку оседая.
Так метан способствует росту углекислого газа без выбросов из автомобилей или топок электростанций. Точнее — это неявный его источник, о котором мало говорится.
Самое неприятное — современная наука не может четко описать все механизмы появления метана в атмосфере и его суммарного взаимодействия с другими парниковыми газами.
Многое известно, но еще больше вопросов, что настораживает специалистов — в истории наблюдений уже были неожиданные скачки концентрации этого газа и странные остановки роста его содержания, совершенно необъяснимые на нынешнем уровне знаний.
Напрасные надежды
В течение нескольких месяцев политики ряда стран — в том числе известных автопроизводителей, таких как Великобритания и Франция, заявили, что к 2040 году полностью прекратят выпуск машин на углеводородном топливе.
Заявления яркие, но насколько такие меры могут помочь сокращению выбросов той же углекислоты — не совсем понятно.
Мировой автопарк в 2010 году достиг уровня в 1000 млн единиц. В 2014 — он уже превысил 1200 млн единиц, и предполагается, что к 2035 году он составит 2000 млн автомашин. Однако по мнению Green Car Congress, всего 2,5 процента из них будут полностью электрическими или работать на топливных элементах, еще 8 процентов гибридно-электрическими или использовать природный газ.

Обратный отсчёт пошёл

Фото: carnovato.ru
В 2016 году было продано во всем мире 88,1 млн легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей. При этом, согласно самым оптимистическим прогнозам, доля рынка электрокаров к 2030 году составит 30%, что, конечно, гораздо больше, чем сейчас, но не настолько, чтобы изменить кардинально баланс выбросов в атмосферу.
Тем более что расцвет электрокаров будет начинаться в развитых странах мира, где они просто займут место старых бензиновых машин — а в развивающемся мире, где и наблюдается самый активный прирост автомобилей, будут рады как раз более дешевым бензиновым и дизельным машинам.
К сожалению, инициативы развитых стран, в первую очередь Скандинавских и Финляндии, в области контроля за выбросами парниковых газов в обозримом будущем не найдут поддержки в глобальном масштабе.
Сотни миллионов людей хотят как раз увеличивать свое потребление — и к предупреждениям ученых относятся крайне скептически.
Разумеется, привычный стиль жизни не поменять в одночасье, однако нужно хотя бы начать планирование своих действий в случае тех или иных неблагоприятных сценариев — тем более что уже есть общедоступные расчеты.
Изменения климата уже все чувствуют на себе. Говоря образно, время спорить, кому должен принадлежать Исаакий, уходит — нужно думать, куда его перенести, пока творение Монферрана не рухнуло в мутные воды разлившейся Маркизовой лужи. Обратный отсчет уже пошел.
fontanka.ru
IMHOclub.by

Добавить комментарий