Оставаться людьми…

Оставаться людьми...

Холокост в Латвии — тема тяжелая. И про злодейства команды Виктора Арайса много написано, и про подвиг Жаниса Липке. И про разнузданную пропаганду антисемитизма в прессе в первые месяцы нацистской оккупации. И про злорадные усмешки прохожих в спины своих бывших соседей, уходящих со скарбом по мостовой в сторону гетто.
А что делали простые обыватели — продавцы, покупатели?..
Рупором нацистской пропаганды тогда была газета «Тевия». С навязчивой регулярностью она призывала латышских продавцов не обслуживать еврейских покупателей, а латышей — не покупать евреям продуктов.

Оставаться людьми...

Tevija, 1 июля 1941 года
Но, как показывает сама «Тевия», и призывы эти, и репрессивные меры полного результата не достигли. Находились и такие, кто явно или косвенно игнорировал запреты, хоть как-то помогая попавшим в беду.
4 июля 1941 года. «Ни один латыш никоим образом не должен оказывать услуг жидам»
«Нам сообщают о продавцах-латышах, которые в свои магазины через задние двери запускают жидов и продают им яйца, молоко, сметану и другие товары, которые сейчас сложно раздобыть. […] Нам сообщают о многочисленных подобных случаях, о дамах преклонного возраста, о домработницах, которые подобным образом выручают жидов. Редакции известны и латышские имена этих «помощников».

Оставаться людьми...

Холокост в Латвии — тема тяжелая. И про злодейства команды Виктора Арайса много написано, и про подвиг Жаниса Липке. И про разнузданную пропаганду антисемитизма в прессе в первые месяцы нацистской оккупации. И про злорадные усмешки прохожих в спины своих бывших соседей, уходящих со скарбом по мостовой в сторону гетто.
А что делали простые обыватели — продавцы, покупатели?..
Рупором нацистской пропаганды тогда была газета «Тевия». С навязчивой регулярностью она призывала латышских продавцов не обслуживать еврейских покупателей, а латышей — не покупать евреям продуктов.

Оставаться людьми...

Tevija, 1 июля 1941 года
Но, как показывает сама «Тевия», и призывы эти, и репрессивные меры полного результата не достигли. Находились и такие, кто явно или косвенно игнорировал запреты, хоть как-то помогая попавшим в беду.
4 июля 1941 года. «Ни один латыш никоим образом не должен оказывать услуг жидам»
«Нам сообщают о продавцах-латышах, которые в свои магазины через задние двери запускают жидов и продают им яйца, молоко, сметану и другие товары, которые сейчас сложно раздобыть. […] Нам сообщают о многочисленных подобных случаях, о дамах преклонного возраста, о домработницах, которые подобным образом выручают жидов. Редакции известны и латышские имена этих «помощников».

Оставаться людьми...

Фотопроект «Рига 1941-2013». Рижское гетто: ул. Кална / ул. Даугавпилс. Надпись на немецком и латышском языках: «Лица, пересекшие забор и вступившие в контакт с жителями гетто, расстреливаются на месте». Фотоколлаж Сергея Ларенкова
7 июля 1941 года. «О действиях сознательных покупателей в торговле»
«С глубоким сожалением приходится констатировать, что в очередях можно встретить и таких латышей, которые стоят по заданию жидов. Эти граждане позорят не только себя, но и весь наш народ. За противные гроши они продают свое латышское самосознание и помогают самым большим врагам нашего народа».
7 июля 1941 года. «Бакалейщик — друг жидов»

Оставаться людьми...

«Сегодня утром наш сотрудник видел, как из продуктового магазина на Блауманя, 27, вышло много жидовок с полными бутылками молока. Несмотря на запрет германских властей, в очереди в магазине стояли жидовки. Когда наш сотрудник зашел в магазин, какая-то жидовка получала различные товары, а остальным латышам пришлось стоять в очереди. Соответствующим учреждениям следует незамедлительно установить личность этого торговца, друга жидов, и побеспокоиться о том, чтобы он свою преступную деятельность продолжать не смог».
16 июля 1941 года. «Латыши не должны служить жидам»
«Уже неоднократно указывалось тем несознательным латышам, которые по причине своего «чувствительного» сердца еще оказывают различные услуги жидам. Речь идет о стоящих в очередях за продуктами, куда пропускают также и жидов. Так быть не должно, ведь распоряжение предусматривает, что жиды могут закупаться только тогда, когда остальные покупатели уже совершили покупки. Нам также известно, что жиды все еще становятся [в очереди] рядом с обслуживаемыми латышками. Латыши не должны быть в услужении у жидов».

Оставаться людьми...

Фотопроект «Рига 1941-2013». Рижское гетто: ул. Ерсикас / ул. Маза Кална. Фотоколлаж Сергея Ларенкова
19 июля 1941 года. «Не будем способствовать жидовским капризам»
«Несмотря на запрет немецкими учреждениями жидам стоять в очередях у магазинов, это явление еще не изжито. И в этом виноваты сами латыши, которые своей мягкотелостью и доверчивостью только провоцируют жидовские трюки. Один из них — когда вместо взрослого жида в очереди стоит ребенок. И если какой-нибудь латыш начинает возмущаться, незамедлительно появляются сострадальцы, которые берут жидят под свое покровительство. […] Иногда жидята пытаются скрыть свою национальность, выдавая себя за латышей. И наши легковерные соплеменники сразу готовы поддержать подобные трюки. О жидах значительно беспокоились и в молочном магазине Эгле, на Гертрудинской, 60. Что латышам было недоступно, было доступно жидам в полном ассортименте. При обнаружении спрятанных продуктов продавщица пояснила, что они приготовлены для рабочих. Хотя жидов никто не называл рабочими, но именно они были теми, кто получал сметану, картофель и другие запрятанные продукты. Воистину удивительна несознательность таких латышей».
4 августа 1941 года. «Друзья жидов и спекулянты в торговле»

Оставаться людьми...

«Сотрудники торговой инспекции отметили беззакония и нарушения в работе магазинов. В продуктовом магазине Вальдемара Биринcа на Антонинской, 3, владелец магазина оказывал жидам особую благосклонность. Жиду Людвигу Геллеру Биринс продал кефир и картофель, была обслужена еще одна жидовка, но в это же самое время в очереди стояли солдаты армии Великой Германии и многие латыши. […] Виновный торговец передан для наказания. Особое внимание жидам оказала Марта Курочкина, в продуктовом магазине на Динабургской, 76, обслуживая жидовку Зелту Клезер с Кольбахской, 12-20. Она продала все, что жидовка попросила, а потом вместе с ней пошла в рядом расположенный молочный магазин, открыла его и продала жидовке молоко. В Латгальском предместье это не единственный магазин, где продавцы оказывают внимание жидам. Впредь они должны знать, что соответствующие учреждения это оценят должным образом и виновные будут безжалостно наказаны».
27 октября 1941 года. «Наказаны поставщики товаров жидам»
«Составлены протоколы в отношении А.Кондратьева, Ревельская, 94-22, — за продажу картофеля жидам, Т.Лемешева, Гертрудинская, 101-5, — за продажу мяса жидам, Л.Кириллова, Гертрудинская, 69/71-24, — за передачу свертка жидовке через ограду гетто, Я.Балтыня, Артиллерийская, 13-27, З.Лукина, Каменная, 18-7, — за доставку картофеля жидам в район гетто, А.Крониса, Имерская, 23-32, — за продажу продуктов жидам, Л.Вилкштрем — за продажу яблок жидам и спекуляцию, П.Петерсон, Бривземниека, 22-5, — за поставку продуктов жидам».
Сейчас сложно сказать, что руководило действиями этих людей. Вряд ли жажда наживы: заработать несколько лишних рублей или марок под угрозой наказания да и еще работая в продуктовом магазине в военное время — оно того явно не стоило. И получается, что отдельные обыватели, даже вопреки оголтелой нацистской пропаганде, тем не менее просто оставались людьми, пытаясь в меру своих сил и возможностей хоть как-то помочь несчастным.
А потом ворота гетто окончательно захлопнулись. И еще через несколько недель его обитателей расстреляли в Румбуле…

Оставаться людьми...

Фотопроект «Рига 1941-2013». Рижское гетто: ул Лудзас. Фотоколлаж Сергея Ларенкова
«Сегодня», 31 июля 2017 года
IMHOclub.by

Добавить комментарий