Тяжёлый крест политических партий Беларуси

Тяжёлый крест политических партий Беларуси

Остались считанные дни, когда будет дана отмашка старту важной политической кампании в Беларуси – выборам в местные советы депутатов. Известный медиаэксперт Павлюк Быковский верно отметил национальные особенности нынешней избирательной кампании: «У оппозиции некому наблюдать за местными выборами».
С чем нельзя согласиться, так это с выводами автора, что
«в последние годы наблюдение на выборах выступало одним из немногих объединяющих факторов для белорусской оппозиции».

Какое тут объединение, если дело обстоит иначе – наблюдение разъединяет политические партии. Сам медиаэксперт приводит примеры существования сразу нескольких параллельных центров, координировавших процесс наблюдения. Но надо открыто признать, что наблюдение не объединяет, а лишь притягивает к штабам, располагающих финансовыми ресурсами,представителей разнополярных политических сил.
Ныне с финансами в стране и в стане оппозиции ситуация напряжённая. И тут, и там слышны грустные романсы на тему безденежья. Только по этой причине массового наплыва в наблюдатели не ожидается. Здесь автор прав в своих выводах. Странно лишь, что, анализируя притягательную силу механизма наблюдения за ходом избирательной кампании, медиаэксперт не заметил, или не захотел увидеть, примкнувшей к наблюдению за выборами партийной инициативы «За справедливые выборы».
Как мне представляется, наблюдение, вернее, излишняя сосредоточенность на этом процессе политических партий, принесло, приносит и будет приносить больше вреда, нежели пользы.

Тяжёлый крест политических партий Беларуси

Остались считанные дни, когда будет дана отмашка старту важной политической кампании в Беларуси – выборам в местные советы депутатов. Известный медиаэксперт Павлюк Быковский верно отметил национальные особенности нынешней избирательной кампании: «У оппозиции некому наблюдать за местными выборами».
С чем нельзя согласиться, так это с выводами автора, что
«в последние годы наблюдение на выборах выступало одним из немногих объединяющих факторов для белорусской оппозиции».

Какое тут объединение, если дело обстоит иначе – наблюдение разъединяет политические партии. Сам медиаэксперт приводит примеры существования сразу нескольких параллельных центров, координировавших процесс наблюдения. Но надо открыто признать, что наблюдение не объединяет, а лишь притягивает к штабам, располагающих финансовыми ресурсами,представителей разнополярных политических сил.
Ныне с финансами в стране и в стане оппозиции ситуация напряжённая. И тут, и там слышны грустные романсы на тему безденежья. Только по этой причине массового наплыва в наблюдатели не ожидается. Здесь автор прав в своих выводах. Странно лишь, что, анализируя притягательную силу механизма наблюдения за ходом избирательной кампании, медиаэксперт не заметил, или не захотел увидеть, примкнувшей к наблюдению за выборами партийной инициативы «За справедливые выборы».
Как мне представляется, наблюдение, вернее, излишняя сосредоточенность на этом процессе политических партий, принесло, приносит и будет приносить больше вреда, нежели пользы.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь,
«политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах». (Статья 5) 
Избирательный кодекс, законодательство о политических партиях и правоприменительная практика, при всех их недостатках, дают партиям достаточно возможностей для участия в выборах и мониторинга соблюдения норм избирательного процесса. Образование центров наблюдения и примкнувшим к ним инициатив не требуется.
Контроль над соблюдением все выборных процедур – особенно на выборах в местные советы – можно и нужно осуществлять силами выдвинутых кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, членов инициативных групп по выдвижению кандидатов, членов избирательных комиссий. Наконец, редакция партийной газеты имеет законное право направить на любой избирательный участок и заседание избирательной комиссии своего представителя с удостоверением журналиста. Но самое главное то, что участие члена политической партии в избирательном процессе резко сужает его возможности как политического бойца и представителя главного субъекта избирательного процесса. Ведь Избирательный кодекс (статья 13) чётко определяет, что наблюдатель не вправе
«заниматься агитацией в любой её форме».
Чем больше политическая партия делегирует в наблюдатели своих членов, и чем больше их присасывается к всевозможным центрам притяжения наблюдателей, тем меньше остаётся бойцов для информационно-пропагандистской атаки.
Читаем далее. Наблюдатель не вправе
«оказывать кандидатам в депутаты местных Советов депутатов «какую-либо информационно методическую, финансовую и иную помощь».
На практике, конечно, это правило сплошь и рядом игнорируется.
И здесь либо надо «трусы надевать», либо «крестик», свидетельствующий о статусе наблюдателя, снимать.
Желание усидеть на двух стульях для политических партий оборачивается тем, что они больше теряют, чем приобретают. Собственно, это подтверждается и отрицательной динамикой количества выдвиженцев в кандидаты. Из года в год этот показатель, характеризующий политическую силу партии, её способность вести политическую агитацию, падает. В реальной жизни мы видим, что политические партии Беларуси не способны выдвинуть даже в областные советы депутатов хотя бы своих лидеров в регионах. Не сочтите меня за провокатора, но, к сожалению, местечковые вожди предпочитают «мониторить» избирательный процесс – дело это и не обременительное, и выгодное. Вот только, как показывает практика, политических дивидендов оно не приносит. А времени и сил забирает много. Освободиться от бремени наблюдения – значит сосредоточиться на реальной политической работе с населением.
Николай Петрушенко

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

тринадцать − 7 =