Как работать с людьми разных поколений

Как работать с людьми разных поколений

События в истории создают поколения, и каждое поколение создает свои события в истории. Теория поколений — это инструмент, который показывает, как эра, в которой родился человек, влияет на его мировоззрение.
В ХХ веке, в эпоху индустриального развития, скорость жизни резко возросла, а сейчас, в информационную эру, когда складывается экономика отношений, быстрые изменения и технологии совместно с социальными изменениями придают каждому поколению свои, только им присущие ценности и опыт.
Различия между поколениями никогда не были настолько разительными, и даже драматическими, как сейчас.
Вот почему в наши дни, в условиях глобализации, теория поколений приобретает особое значение.
И решение лежит не столько в плоскости техник и умных стратегий, сколько в понимании того, что произошел глобальный сдвиг ценностей в обществе.
Система ценностей формируется у человека, в первые 10 лет жизни — друзьями, родителями, обществом, событиями в жизни и самой эрой, в которую родился человек.
«Мы не можем их удержать! Они всё равно уходят!» — это одно из самых частых высказываний или жалоб, которые в наши дни слышатся повсеместно и в разных отраслях хозяйства.

Как работать с людьми разных поколений

События в истории создают поколения, и каждое поколение создает свои события в истории. Теория поколений — это инструмент, который показывает, как эра, в которой родился человек, влияет на его мировоззрение.
В ХХ веке, в эпоху индустриального развития, скорость жизни резко возросла, а сейчас, в информационную эру, когда складывается экономика отношений, быстрые изменения и технологии совместно с социальными изменениями придают каждому поколению свои, только им присущие ценности и опыт.
Различия между поколениями никогда не были настолько разительными, и даже драматическими, как сейчас.
Вот почему в наши дни, в условиях глобализации, теория поколений приобретает особое значение.
И решение лежит не столько в плоскости техник и умных стратегий, сколько в понимании того, что произошел глобальный сдвиг ценностей в обществе.
Система ценностей формируется у человека, в первые 10 лет жизни — друзьями, родителями, обществом, событиями в жизни и самой эрой, в которую родился человек.
«Мы не можем их удержать! Они всё равно уходят!» — это одно из самых частых высказываний или жалоб, которые в наши дни слышатся повсеместно и в разных отраслях хозяйства.
Талантливые молодые специалисты надолго не задерживаются, а старшее поколение никак не может взять в толк, отчего же никакие из известных им и, казалось бы, не раз успешно опробованных схем мотивации не работают в отношении нового поколения.
Используя теорию поколений, можно посмотреть, как более молодое поколение развивается и как на них будут влиять события на их жизненном пути.
Можно обратиться к прошлому — и посмотреть на старшие поколения и на то, как они жили и кто они теперь, учитывая события и влияния, которые они испытывали, сложности во время их молодости.
К примеру, с конца 60-х до конца 80-х ХХ века мир находился в хаосе, а затем пришел пик событий, ознаменовавших собой смену ситуации.
В 1985 году начался заключительный этап конца «серой», или третьей фазы четвертого, заключительного, этапа развития государства российского.
В генеральные секретари пришел Горбачев, и тут началось то, что в стране назвали трагическим развалом, а на Западе радостно обозвали… «peresroike & uskorieny».
В Южной Африке пришел к власти Де Клерк и провозгласил конец апартеида, из тюрьмы вышел Нельсон Мандела, разрешили коммунистические партии.
С 1989 года начался ожидаемый развал стран коммунистического блока, и ЕС начал «открываться», постепенно становясь гейропией.
В Берлине в эти же годы пала стена, а в Китае — площадь Тянаньмэнь.
Поколение людей, родившихся в 70-х и 80-х годах, попало в такие тектонические сдвиги событий, под такие сильнейшие влияния событий времени, в котором в воздухе витал дух скептицизма к власти в целом, и по поводу людей, кто стоял у этой власти, — чувство непостоянства и прагматизма в отношении к этой власти и к властным структурам.
Это так называемое «поколение Х», представители которого сейчас входят в средний возраст и становятся людьми, которые принимают большинство решений в мире.
Чтобы понимать и успешно сотрудничать с представителями разных поколений, необходимо знать, что заставляет их принимать решения.
Молчаливое поколение
(года рождения: 1920-1940)
Это наиболее старшее поколение на рынке труда.
В 2017 году некоторым людям этого поколения уже от 77 до 97 лет.
Люди этого поколения — конформисты, консерваторы, по жизни у них всё «как положено», они любят четкие правила, иерархию, жесткие приказы, логичность, последовательность, исполнительность и дисциплину.
В работе — точнее, в общении с ними — лучше основываться и использовать только очень хорошо проверенные и успешные методики и примеры.
Они предпочитает абсолютно структурированную и лишенную всяких рисков и неожиданностей обстановку, не любят неформальность, сленг в речи — и особенно осторожно относятся к тем, кто с ними излишне фамильярен. Поэтому надо быть внимательным и осторожным, прежде чем сказать шутку, каламбур или анекдот, так как всему этому они предпочитают логические доводы.
Это поколение было замотивировано на обучение, если цели мероприятия увязывались с ростом их благосостояния.
Предпочтительный стиль обучения: жесткий и прямолинейный, прогрессивный, основанный на фактах, богатый на информацию, стабильный, упорядоченный, не рискованный, даже класс для занятий лучше выбирать с классическими партами — столами.
Обучая их, следовало придерживаться плана, от начала и до конца, и ни в коем случае не отходить от него, иначе, это будет воспринято как крайняя степень непрофессионализма.
Не следовало торопиться — это поколение предпочитает замедленную скорость прохождения учебного материала и любит приобретать навыки скорее приватно, чем в группе, особенно если речь о новых технологиях.
Представители этого поколения не могли терпеть быть на виду, поэтому они не приветствовали различные игры и групповые упражнения, особенно если группа составлена из представителей разных возрастов.
Для достижения согласия в группе необходимо признание их опыта и достижений и уважительное отношение к ним.
Раздаточные материалы для мероприятий должны были содержать краткие аннотации об обучении, не должно быть грамматических и стилистических ошибок, никаких мелких, и уж тем более нестандартных шрифтов!
Даже если бы они и умели бы пользоваться компьютером, то не надо думать, что они что-то скачали бы из интернета, потому что они предпочитают получать материал скорее в бумажном, чем в электронном виде.
Наилучший вариант преподавателя для людей этого поколения — преподаватель-эксперт, желательно из консерваторов, как и они сами.
Люди этого поколения верили в понятие «должность», поэтому преподаватель должен был им рассказать о своем профессиональном опыте и о достижениях, а также включить в раздаточные материалы краткую, отпечатанную стандартным шрифтом на пишущей машинке справку о своей персоне.
Хорошо, чтобы во время обучения у него имелись определенные правила поведения, которые люди этого поколения с готовностью бы приняли и которым они бы следовали.
Представители этого поколения реже других спорили бы или вступали в полемику, поэтому преподаватель мог быть в неведении об эффективности обучения, пока какие-то задания не были бы выполнены.
Шумное поколение
(года рождения: 1940-1960)
В 2017 году людям этого поколения от 57 до 77 лет.
В событиях жизни людей этого были рок-энд-ролл, хиппи, броские вещи, освоение космоса и великие начинания, идеалистические воззрения политиков, борющихся за свободы — вот спутники людей этого поствоенного поколения.
Это поколение оптимистов, попробовавших всё, склонных искать выход из ситуации самостоятельно, замотивировано, восхищенные наличием в их жизни идеи или некоего духа.
Представители этого поколения нажили больше материального добра, чем любое другое поколение.
У многих людей этого поколения имеются определенные трудности с властью, поэтому они негодуют или обижаются, если в отношении к ним применяют насилие и власть.
Люди этого поколения большей частью сфокусированы на стратегии и видении, чем на конкретных действиях и способах их воплощения.
Люди этого поколения имеют тенденцию к интеллектуализации, и порой «не в курсе», что из знаний надо было получать еще и навыки.
Как правило, они действительно могли научиться многим знаниям, но эти знания касались в основном теории.
Люди этого поколения подходили к работе со всей страстностью.
Главным мотивом для людей этого поколения являлась стратегия
Они любят решать проблемы, двигая всё вокруг себя.
У людей этого поколения есть потребность всем доказывать свою значимость и свою преданность в работе.
И эта преданность проявляется в обучении: мотивация на обучении, если они верят, что новые навыки могут найти для них новые пути в достижении успеха в работе.
Предпочтительная обстановка для обучения — интерактивная и не авторитарная, классический класс, в котором можно проводить командные упражнения.
Люди этого поколения любят следовать предсказуемой линии, но с охотой откликаются на мозговой штурм, «латеральное мышление», «как сделали бы вы», упражнения на конкуренцию и на мотивацию.
Люди этого поколения не пугаются физического контакта, любят интерактивные виды активности, однако они не очень-то хорошо относятся к ролевым играм.
Могут работать в малых группах, в которых удобнее сосредоточиться на личных целях, чтобы работать над практическими навыками, даже несмотря на их нелюбовь к публичному разбору полетов, это для наиболее ценится.
Раздаточный материал для людей этого поколения должен выглядеть профессионально и блестяще, быть понятным и отвечать общим принципам.
В качестве примера лектор мог взять статью с ссылками.
Вот — информация, и вот — ответ на ваш вопрос, если хотите, а вот — дополнительная информация, если вопросов нет, тогда, эта вся информация.
Наилучший вариант преподавателя для людей этого поколения — преподаватель-друг, который ведет себя на равных, не выглядит неприступным, может привести личные примеры, рассказать о своих слабостях. Тогда он будет принят, понятен и получит поддержку.
Такой вот лектор, балансирующий между включенностью в процесс и абсолютной отстраненностью от него, с основной целью помочь глубоко осознать имеющуюся проблему или поставленную задачу и найти пути ее решения.
Новое поколение
(годы рождения: 1960-1980)
В 2017 году людям этого поколения от 37 до 57 лет.
Это новое поколение — дети эры кризиса, разрыва отношений, поколение от «падения занавеса» до падения коммунизма.
Такие люди презирают строгий контроль, ценят разнообразие и гибкость, предпочитают свободу, любят удобное рабочее место, борются за баланс в их жизни и работают для того, чтобы жить — вместо того, чтобы жить для того, чтобы работать.
Для людей этого поколения свойственно подозревать, что люди старше их не знают, что делают.
Людей этого поколения легко можно ввести в состояние скуки, поэтому им постоянно нужны перемены, встряски и различные энерджайзеры.
Такое новое поколение выросло с чувством разочарования от классической системы образования в условиях современного мира, поэтому для них образование — это центростремительность, с установкой на обучение длиною в жизнь.
Их интересуют не столько сертификаты, сколько знания, которые пригодятся в жизни.
Они замотивированы на то, что обучение позволяет им улучшить личные навыки и повысить их рыночную стоимость.
Обучение для людей этого поколения должно быть активным, многозадачным, нелинейным — это ученики, которые задают много вопросов.
И если они заинтересованы в вопросе, то захотят провести дополнительное исследование.
Лектору надо быть готовым предоставить им дополнительный материал и отойти в сторону, позволив процессу идти.
Люди этого поколения могут прыгать и ползать, не опасаясь, что это может показаться смешным или глупым.
С людьми этого поколения не получается использовать элемент ролевой игры в полной мере.
Они хотят быть вовлеченными в то, что они изучают, экспериментировать и получать обратную связь.
Представители этого нового поколения лучше всего реагируют на материалы, в которых меньше слов, потому что одна из особенностей этого поколения в том, что они не очень любят читать, даже быстро, используя скорочтение по диагонали — в отличие от людей старшего поколения. И что удивительно — более молодого поколения.
В учебных материалах должны быть выделены текст, подзаголовки, цитаты, картинки, списки, а материал подан как некое шоу, и главное — ненавязчиво.
Наилучший вариант преподавателя для них — это преподаватель-гид, безотносительно возраста, который хорошо разбирается в предмете, вне зависимости от своей квалификации, подающий материал доходчиво.
Преподаватель должен только показывать направление — и уходить в тень, позволяя им обучение через опыт.
Уважение людей этого нового поколения нужно еще заслужить.
Пограничное поколение
(годы рождения: 1980-2000)
В 2017 году людям этого поколения — от 17 до 37 лет.
Пограничное поколение — «дети миллениума» — сильное, самоуверенное поколение, с глобальными перспективами, с предчувствием необходимых изменений, со способностью адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
Люди гиперактивные, способные интуитивно предчувствовать события в будущем и прогнозировать перспективы.
Это поколение испытало на себе развал Советского Союза и строительство суверенного государства России.
Люди этого поколения живут в эру беспрецедентного разнообразия и открытости между культурами.
«Дети миллениума» чем-то похожи на своих дедов и прадедов — представителей «молчаливого поколения».
Они более требовательны к вопросам морали, им есть дело до манер, и они верят в гражданские иски.
Они очень хорошо относятся к представителям власти, уважают квалификацию и опыт специалистов, профессионалов.
Людей этого поколения трудно чем-то испугать — даже их личные неудачи не наводят на них страх.
«Дети миллениума», попадая на рынок труда, будут требовать к себе намного большего внимания от начальников.
Любимое их окружение — личный вызов, командная работа, технологии.
«Дети миллениума» замотивированы на обучение экономически, поскольку новые знания и навыки позволят им сделать их жизнь менее стрессовой и лучше раскрыть их личный потенциал, удовлетворив их потребности.
«Дети миллениума» с удовольствием будут ходить на тренинги, которые выходят за рамки их служебных обязанностей: развитие навыков, уход за детьми, темы семьи и брака, управление личных финансов, поддержание своего здоровья.
Мотив на обучение у «детей миллениума» прочно увязан с экономической составляющей.
Они с желанием и охотой обучаются не только содержательным вещам, но и процессным, чтобы уметь обучаться и после того, как обучение в классе закончилось.
Люди нового поколения и «дети миллениума» предпочитают виды активности, которые несут в себе долю развлечения.
Печатные материалы должны быть живые и разнообразные, с выделенным текстом, подзаголовками, цитатами, картинками, списками. Эти люди любят мультимедийные материалы.
И в самом начале обучения лекторам обязательно придется рассказывать людям этих поколений о пользе всего происходящего.
В комнате, где собрались дети миллениума, лекторам придется приготовить для каждого свое задание, а когда кто-то закончит, лектор должен позволить им помочь остальным.
Наилучший вариант преподавателя для них — это преподаватель-наставник.
Это человек, который мыслит нелинейно, способный привлечь внимание к информации и наделить ее ясной структурой.
Почему знать это всё и понимать — так важно?
Потому, что произошли огромные перемены со времен индустриальной эры и поколения с «человеком организации» — до эры глобализации и нового поколения с их «молодым и умным».
Раньше ходили на работу в форменном костюме, «правильно» относились к работе, как к чему-то, что заканчивается в 65 лет.
Теперь представители нового поколения носят всё с собой в ноутбуке и гаджетах, приходя на работу в джинсах, не проявляя при этом большой лояльности по отношению к представителям «шумного поколения», которые основали эту компанию из всего того, что было под ногами, под руками или перед глазами во время очередного экономического витка.
Раньше было проще: работник приходил в организацию, разделяя и принимая ее ценности, методы и процедуры, продавая продукцию. Другими словами, человек становился временно вне рынка труда, поскольку работа была настолько долгой, насколько он это мог и хотел.
Работники, по сути, работали как рабы в течение нескольких лет — в обмен за это организация могла предложить им повышение через несколько лет пахоты.
Однако сейчас, когда все поколения, с их ценностями, ожиданиями, амбициями, позициями, сталкиваются между собой, резко возросло значение трудового ресурса для конкурентноспособности в работе и в бизнесе.
В современной виртуальной среде конкуренты стали практически трудноразличимыми, с точки зрения готового продукта, который они предлагают на продажу, или услуги, которую оказывают.
Кроме того, их конкуренты предлагают такой же товар по таким же ценам, используя одни и те же каналы сбыта, рекламируя товар одними и теми же способами в одних и те же СМИ.
Поэтому конкурентные преимущества любой компании или человека связаны теперь не столько с тем, что они продают, сколько с тем, что это за компания или что это за человек. Главной ценностью становится личность человека, его индивидуальность, талант.
Теперь, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда и иметь успех в любой отрасли, необходимо знать и понимать, как и чем привлекать, как и кого, для чего нанимать, как и чем мотивировать талантливый персонал.
Жизненно важным становится помощь работникам в развитии их способностей и навыков, создание обстановки, в которой ценятся гибкость, свобода выбора, обратная связь в любом деле, которым они занимаются, где сотрудники смогут индивидуально и коллективно добиваться того, чего они не могут добиться в других компаниях.
Самый главный наш актив
Новое поколение — 18-29-летних — как раз готово к таким подходам и изменениям, они высоко ценят гибкость и свободу выбора, сколько, когда и где трудиться.
Они хуже, чем их старшие коллеги, чувствуют себя в ролях наемных работников.
Для таких их жизнь — это увлекательный процесс, а возможность выбора, комфорт, личное время и пространство гораздо важнее их карьерных амбиций и профессиональной самореализации, присущих 30-40-летним.
Люди молодого поколения не терпят ответов типа «система не позволяет», они прекрасно знают, что любая система может быть изменена или отменена, поэтому они требуют индивидуального подхода от компаний, с которыми имеют дело, и заботятся о том, чтобы это были не просто пустые слова.
Таких работников привлекают компании, в которых им предлагаются опции: спортивный клуб, места отдыха, ясли и детские сады, места для развлечений.
Им нужна работа, в которой они смогут делать личные телефонные звонки и посылать письма по е-почте.
Они могут задавать вопросы: если я отвечу на письма сегодня, смогу я сходить в кино утром? И если я возьму работу на дом, смогу ли завтра не выйти на работу?
Особенно их раздражает сверхурочная работа.
Они больше беспокоятся за свое здоровье и нехватку времени для личной жизни, чем их старшие коллеги.
Современные молодые сотрудники уже не понимают, как это «оставить свою личную жизнь дома», им требуется понимание их личных проблем, которые могут возникнуть в рабочее время.
Это не значит, что все молодые — «никчемные бездельники», просто у них другие ценности и многие привычные методы мотивации с ними не срабатывают.
Новое поколение хорошо понимает, что люди получают зарплату за результат, а не за форму галстука и не за то, что они приходят вовремя на работу. Что за все нужно платить!
Обязательства выливаются в ответственность, и они готовы вкладываться по серьезному, получая признание и вознаграждение за свои труд.
Они как раз готовы к этому и требует этого же от работодателей.
И им нужно больше внимания руководства, чем старшему поколению.
Многие методы мотивации, ориентированные на более взрослых сотрудников, агрессивно делающих карьеру, неэффективны в отношении молодых.
Им нужно дать возможность почувствовать себя востребованными, поощрять их труд во имя качества и скорости обслуживания и выполнения операций, постоянно подчеркивая значимость того, что они делают — вот это будет их мотивировать.
Новое поколение предпочитает, чтобы ему говорили, что конкретно необходимо сделать, а затем не ходили за ним по пятам, не контролировали, а оставляли делать работу самостоятельно.
В ситуации демографического и квалификационного кризиса надо растить молодежь — в будущем это окупится!
Лозунг «Люди — это самый главный наш актив» должен перестать быть просто лозунгом, это утверждение должно стать реальностью в мире, в котором мы живем.
Однако сами по себе такие инициативы расти и развиваться не будут, чтобы адаптироваться к новому поколению в наше время, необходимо изменить свое отношение, поменять мировоззрение, если хотите.
Необходимы систематические изменения в организационной структуре самой компании, потому что простая коррекция политики управления персоналом, как раньше, здесь не поможет и не окупится!
Нет профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим будущим
Мир профессий меняется очень быстро, динамика изменений на рынке труда неуклонно растет, ряд профессий, еще актуальных сейчас, в скором будущем окажется не у дел.
Появятся новые специальности, обретут актуальность профессии, мало востребованные в настоящее время.
Новые профессии возникают не из образовательных стандартов, которые едва успевают зафиксировать настоящее (что уж говорить о прогнозировании будущего), а из профессиональных сообществ, которые и определяют современный мир профессий.
И потому сейчас на первое место возвращается «свой бренд», то есть люди опять предпочитают лечиться, учиться, строиться у «своих», кому доверяют, а не у тех, у кого «круче» реклама или офис.
При этом, кстати, совсем не обязательно, что у «своих» дешевле.
Продаваться и цениться, сейчас и в будущем, будет сам человек и его личный профессионализм.
Еще в недавнем прошлом на первом месте во всем мире была сфера производства и услуг и создания новых технологий.
Поэтому и появились профессии: страховой агент, финансист, аудитор, менеджеры по продажам, технический и инженерный персонал, специалисты IT-сферы, юристы, продавцы и брокеры.
Популярность завоевали рекламисты, маркетологи, HR, но сегодня такого спроса на них не нет.
Потому что если ранее для решения задач, стоящих перед специалистом по управлению человеческим капиталом, достаточно было владеть инструментарием HR и PR-менеджера, сегодня к этому обязательно необходимо добавить искусство взаимоотношений, сочетать в себе креативность, стратегическое мышление, научиться разрабатывать современные стратегии для компаний, искать наиболее интересные услуги для все более требовательного клиента.
Теперь узких знаний в области своего предмета становится недостаточно, чтобы решать практические задачи и проблемы, поскольку все начинает носить межпредметный характер.
Все больше усиливается взаимопроникновение специализаций друг в друга. Наступает век объектно-ориентированного профессионализма.
Появилась тенденция к транспрофессионализму — и потому возникли совершенно новые профессии, такие как «спасатель»-коуч, переговорщик, а уже завтра может появиться профессия «лидер-коммуникатор». В ближайшем будущем можно прогнозировать большой спрос на междисциплинарных специалистов — инженер-психолог или бизнес-культуролог.
Чтобы оставаться востребованным специалистом, человеку надо будет постоянно обновлять свои знания, углубляясь в особенности других профессий, иначе невозможно будет успевать за переменами и справляться еще и со своими задачами.
Умение перестраиваться, меняться, учить и учиться — это гуманитарная технология, которая уже сегодня очень востребована во многих современных образовательных программах.
Таким образом, большой спрос в ближайшем будущем будет на междисциплинарных специалистов, получивших образование на стыке различных дисциплин.
Более того, через несколько лет успешный и востребованный профессионал должен будет соответствовать следующему набору характеристик:
кросс-культурная и компьютерная образованность, знание глобальной, политической, экономической и финансовой ситуации в мире.
Информационная революция, стремительное развитие высоких технологий требуют новых знаний и навыков, поэтому и в дальнейшем будут необходимы специалисты по созданию и разработке программного обеспечения.
В дальнейшем появится множество профессий, связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики: информационный маклер, информолог, специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник, гелеоэнергетик, шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам.
Сегодня особое внимание обращается на такие области, как инновационное предпринимательство, организационный дизайн, стратегии и процедуры управления интеллектуальной собственностью, управление стоимостью и развитием компании, создание нового продукта, развитие и управление кроссфункциональными командами, в том числе и виртуальными.
Многие компании заменяют старые принципы планирования новыми, бизнес-процессы автоматизируются и оптимизируются.
Поэтому задача сегодняшнего бизнес-аналитика — разработка полной и гармоничной модели, подходящей только для этой конкретной компании, учитывающей глобальную, политическую, экономическую и финансовую ситуацию в мире.
Для того чтобы сделать успешную карьеру, понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, психологические навыки общения с людьми, умение быстро находить выход из сложных ситуаций.
Потребуется отказаться от жестких рамок, шаблонов — и научиться быть игроком по природе, подобно фигурам на шахматной доске.
Через некоторое время востребованными окажутся специалисты в области квантовой физики, интенсивно будет развиваться физика твердого тела и полимеров. Разработки в области гравитации приведут к перевороту в энергетике и освоении космоса.
Будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Как и сегодня, крайне востребованными будут химики, занимающиеся органическим синтезом, молекулярной биологией и генетикой, биохимией и генной инженерией.
Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики и в сельском хозяйстве, появится новое направление — промышленное растениеводство.
Также появятся новые специализации в медицине: медик-сонографист, координатор трансплантации, врач-танцетерапевт, специалист по криологии.
В гуманитарных науках появится потребность в специалистах, занимающихся историей, лингвистикой, филологией.
Возникнет потребность в специалистах, обладающих способностью к «аутопедагогике», т.е. умеющих не только учить, но и постоянно учиться.
Реестр профессий, особенно в гуманитарной области, будет непрерывно меняться, и необходимыми станут специалисты, умеющие непрерывно переучиваться и меняться.
Потребуются коммуникаторы очень широкого спектра знаний и умений.
Будет необходимо уметь описать себя как «проект», представить себя перед заказчиком как уникального профессионала.
Поэтому возникнет потребность в гуманитарных экспертах, являющихся «штучным продуктом» среди 90% манипулируемого и «глобализированного» населения.
Эти эксперты окажутся в роли абсолютных авторитетов пророков, экспертов.
Узкоспециализированные гуманитарии сохранятся, но их будет в тысячи раз меньше — один на миллион.
Массового гуманитарного образования не будет, но традиционные гуманитарии будут необходимы для обучения будущих гуманитариев широкого профиля.
И общество наконец осознает, что гуманитарное знание является необходимой составляющей развития любого человека и технологий.
Что же касается личных консультантов по всевозможным услугам в самых разных сферах жизни, то это вообще особое направление.
Человек будет получать индивидуальные консультации по многим вопросам — начиная с диет и заканчивая выбором одежды. Востребованными будут дизайнеры в области живописи, фотографии, архитектуры, реставрации и моделирования.
Появится много консультантов по подбору профессий, по организации досуга, по цвету, по здоровому образу жизни.
Таким образом, профессии будущего начнут требовать смены мышления от линейного к нелинейному, системному и интегральному, от узкой до широкой специализации.
В условиях растущего информационного бума и новых технологий профессионалу необходимо будет оперировать множеством данных, полагаясь как на анализ, так и на интуицию.
Поэтому полезным окажется всестороннее образование — знание языков, интернет-технологий, коммуникативные способности, а также готовность к постоянным изменениям, профессиональному и личностному развитию.
IMHOclub.by

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

16 + 6 =