Китель религиозного жандарма — мечта «прогрессивного человечества»

Китель религиозного жандарма — мечта «прогрессивного человечества»

Китель религиозного жандарма — мечта «прогрессивного человечества»

«Несколько десятилетий назад над Беларусью взошла Вифлеемская звезда. И имя ей — митрополит Филарет!» Эту фразу в различных вариациях уже несколько лет любит повторять католический первоиерарх Беларуси митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Не скажу, что у нас в стране отношения католиков и православных идеальные. Но нет такого напряжения и конфликтов, как, например, в Украине нет. Там другой Филарет и другой расклад.
Отстаем мы в этом плане от «прогрессивного» человечества. Но не беда. Волонтеры «сьвядомага кола» готовы исправить недоработку излишне памяркоўных сограждан.Китель религиозного жандарма — мечта «прогрессивного человечества»

Китель религиозного жандарма — мечта «прогрессивного человечества»

«Несколько десятилетий назад над Беларусью взошла Вифлеемская звезда. И имя ей — митрополит Филарет!» Эту фразу в различных вариациях уже несколько лет любит повторять католический первоиерарх Беларуси митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
Не скажу, что у нас в стране отношения католиков и православных идеальные. Но нет такого напряжения и конфликтов, как, например, в Украине нет. Там другой Филарет и другой расклад.
Отстаем мы в этом плане от «прогрессивного» человечества. Но не беда. Волонтеры «сьвядомага кола» готовы исправить недоработку излишне памяркоўных сограждан.
Намедни один из представителей «прогрессивной общественности» — архитектор, дизайнер, активный блогер и сооснователь одного из популярных брендов вышимаек Вадим Прокопчик разразился в соцсетях вот таким постом:
«Вынужден пояснить по РПЦ. Когда я призываю к запрету РПЦ в Беларуси, я не призываю к запрету православия как такового.
Я понимаю, что во многих умах «мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия». Но РПЦ — лишь малая часть мирового православия. И эта малая часть в Беларуси, на сегодняшний день, является:
— организацией, угрожающей национальной безопасности страны,
— организацией, разрушающей национальную уникальность и идентичность,
— организацией, пытающейся подменить беларуское православие московским,
— организацией, оскорбляющей национальные чувства беларусов,
— организацией, нарущающей писанные и неписанные законы страны,
— организацией, уничтожающей материальное культурное наследие страны
— организацией, так и не покаявшейся в своих деяниях на протяжении последних двух столетий.
Исходя из всего вышеизложенного и ради предотвращения возможных угроз со стороны иных деноминаций, предлагаю в принципе запретить на территории Беларуси все иностранные религиозные организации, за исключением всеобщей (католической) церкви».
Сколько культурных, исторических, богословских и политических слоев нашей многоэтажной жизни тут задето… По каждому пункту можно писать объемные диссертации, но так ничего и не понять, потому что Бог, религия — это океан.
А кому-то он — по колено.
Христианство учит нас прощать людей и отделять грех от грешника. Я полностью разделяю эту позицию. Но она не обязывает соглашаться с религиозным… фашизмом. Или шовинизмом. Тут не до точности дефиниций. Тут бы уяснить основное.
Пост про запрет РПЦ опубликовал не какой-то там маргинал, а представитель творческой интеллигенции, участник интересных арт- и бизнес-проектов.
Перед нами очередной случай, когда люди с имиджем «прогрессистов» показывают свое реальное лицо: жестокое, агрессивное, репрессивное.
И, конечно, тут не обошлось без игры в наперстки.
Нам говорят, что не против всего православия, но вот отдельные его части… Автор считает, что РПЦ — «малая часть православия». А я бы уточнил, что РПЦ — это поместная церковь, которая является частью единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Это уже более конкретно, чем какой-то размытый термин «православие», под которым иногда понимается просто некая мировая парадигма религиозной культуры.
Не будем углубляться в дебри богословия, но давайте вспомним одну простую вещь.
Православные, как и другие христиане, основывают свое единство на Евхаристии, то есть на таинстве Причастия. Грубо говоря, все кушают хлеб и вино из чаши и становятся частью одного большого церковного тела. Причем считается, что в нем все равны: и рука, и нога, и шея…
«Прогрессивная» же мысль говорит нам, что печень равнее желудка. Желудок надо удалять. Нет, мы не против всего тела, а только против желудка, ведь он угрожает национальной безопасности страны.
Чувствуется знакомый, но такой неприятный запах. Это из нашей генетической памяти. Пахнет репрессиями на религиозной почве.
По иронии судьбы скоро исполняется 100 лет начала долгой серии гонений христиан и других верующих. «Сьвядомае кола» вроде как любит вспоминать нехорошими словами те времена, нападать на памятники Ленину. А тут вдруг само останавливает вожделенный взгляд на кожаной куртке красного комиссара с наганом в шкафу древностей. Он же и прокурор.
Второй пункт его обвинения — разрушение национальной уникальности и идентичности.
Задам крамольный вопрос. А когда это целью Церкви было сохранение национальной идентичности?
Но в то же время Церковь по своей сути не против национальной культуры. Она в каком-то смысле даже коллекционирует эти идентичности, что выражается в некоторых особенностях богослужений в той или иной местности, в народных околоцерковных традициях.
Когда в этих традициях усматривают язычество, с ними борются. Когда считают, что это такая хорошая база для миссионерской работы, скажем, с молодежью, то даже берут народный компонент под свое крыло.
Пример — батлейка. Фактически она пришла от католиков, но в Беларуси была «оправославлена». Сейчас как раз БПЦ, которая входит в РПЦ, активно возрождает батлеечные традиции.
Православный Свято-Елисаветинский монастырь проводит каждый год фестиваль батлеек, куда с недавнего времени привозят свои вертеп украинцы и россияне. Там можно увидеть редкие, почти забытые виды батлеек. Например, витебского жлоба. Это такой театр теней…
И это только один пример того, как РПЦ возрождает и сохраняет в Беларуси народную идентичность.

Китель религиозного жандарма — мечта «прогрессивного человечества»

Теперь поговорим о «подмене» белорусского православия московским.
Не очень понятно, что такое белорусское православие, и чем от него отличается московское. Если это о языке богослужения, то все не так просто.
Служат у нас, как и в России, в основном на современном варианте церковно-славянского (ц.с.) языка. Он восходит корнями как раз к тому языку, на котором служили столетиями. Еще при ВКЛ.
Рассказы о том, что-де униаты служили в XVI веке на белорусском, а проклятые «москали» на якобы непонятном ц.с. — сказки.
Белорусскоязычное богослужение достаточно молодое. Как правило, исследователи сходятся во мнении, что оно появилось в начале XX века. Так что служить на ц.с. — наша давняя традиция.
Хотя лично я не против перевода служб на белорусский. Не против и епископат БПЦ, и даже Патриарх Кирилл, как и его предшественник, ныне покойный Алексий II-й. Среди местных православных есть противники перехода на белорусский, но это только часть духовенства и прихожан. Ни в коем случае они не выражают общецерковной позиции.
Внутри Церкви есть даже настоящие центры развития белорусской культуры, как, например, братство во имя Виленских мучеников при Петропавловском соборе Минска, который по ошибке многие «сьвядомые» считают бывшим униатским храмом.
Он таковым никогда не был. Его построило более 400 лет назад «тутэйшае» православное сообщество. И все это время собор был православным. Пережил нашествие наполеоновских солдат, переделку внешнего вида в угоду московским спонсорам, советские надругательства.
Сейчас внешний вид храма максимально приближен к первоначальному. И сделано это не без усилий нехорошей РПЦ, которая так не любит все белорусское.
Кстати, в этой церкви по субботам служится белорусскоязычная литургия. Но что-то не наблюдается огромного потока страждущих «сьвядомых». Хотя место удобное. Рядом метро…
Наверное, потому, что когда входим в храм, по идее, мы должны забывать, что мы — военные, дворники и налоговые инспекторы. Там мы — просто верующие.
В церковь идут не за языком, не за национальной идентичностью, а в поисках Бога. Неужели это оскорбляет национальные чувства белорусов, как пишет «прогрессист» в своей обвинительной речи?
Следующий его пункт — «организация, нарушающая писанные и неписанные законы страны».
Нарушителей закона можно найти даже в рядах милиции. Но с христианами история особенная. Христос нарушал писанные и неписанные законы страны. Основатель Церкви, кстати.
Что с этим поделать? Ума не приложу. Зато вся обвинительная речь товарища «прогрессиста» может быть воспринята как нарушение белорусских законов. Статью 130 Уголовного кодекса под названием «Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни» никто не отменял.
Далее. РПЦ, оказывается, уничтожает «материальное культурное наследие страны».
Видимо, для этого она открывает церковно-археологические кабинеты и музеи, для этого реставрирует и бережно хранит старинные иконы, для этого ищет средства на восстановление храмов, взорванных в советское время?
Если один, простите за слово, поп нарушил правила при ремонте старинной церкви, разве можно объявлять всех его единоверцев разрушителями истории?
И, наконец, РПЦ — это организация, «так и не покаявшаяся в своих деяниях на протяжении последних двух столетий».
Какие именно деяния имеются в виду? И были ли эти деяния сделаны от лица всей РПЦ? Может, опять речь об отдельных епископах, отдельных верующих?
Каждый из нас ответит за свои дела перед Богом. Выступать судьей давно умерших людей, а тем более целой поместной церкви — не слишком ли?
Ну а про запрет «всех иностранных религиозных организаций» — это вообще шедевр.
По большому счету все более-менее крупные конфессии в нашей стране в той или иной степени ориентируются на зарубежных богословских авторитетов.
Кто-то из внешних игроков может попытаться использовать это для влияния на ситуацию в Беларуси. Но тогда давайте запретим вообще всё, что идет из-за рубежа. Скаутов, йогов, проповедников вегетарианства…
«Прогрессист», видимо, это понимает. Предлагает нам одно исключение. Так уж и быть. Оставим «всеобщую (католическую) церковь».
Все же — уважения ради — лучше написать тогда Всеобщую (Католическую) Церковь и вспомнить, что православные тоже образуют Кафолическую (Вселенскую, Всеобщую) Церковь.
Между ними много различий, но немало и общего. И при большом желании обвинения, которые выставил «прогрессист», можно предъявить и католикам. Ватикан как раз известен не только религиозным, но и политическим влиянием.
Так что? Одним можно, а другим — нельзя?
http://imhoclub.by/ru/material/game_v_over-prokurora#ixzz4bMNB8chF

Добавить комментарий