Фантазии «литвинов»: где «белая кость», а где — Белая Русь

Фантазии «литвинов»: где «белая кость», а где — Белая Русь

Одна из стержневых идей украинского радикального национализма заключается в том, что украинцы якобы являются «эксклюзивными» прямыми потомками древних русичей, антов и трипольцев. А вот русские, по версии украинских патриотов, к Древней Руси никакого отношения не имеют, их корни надо искать среди монголо-татар и угро-финнов. Похожие голоса в последнее время все чаще начали раздаваться и в Белоруссии. Правда, там патриотическая фолк-хистори имеет свои «национальные особенности». Идеи «расовой исключительности» белорусов, к счастью, не признаны в Минске официальной наукой, но они становятся все более популярны среди представителей прозападной части интеллигенции и в радикальной среде — в частности, фанатской. Активно продвигают их пресса и издательства с неоднозначной репутацией.

Фантазии «литвинов»: где «белая кость», а где — Белая Русь

Одна из стержневых идей украинского радикального национализма заключается в том, что украинцы якобы являются «эксклюзивными» прямыми потомками древних русичей, антов и трипольцев. А вот русские, по версии украинских патриотов, к Древней Руси никакого отношения не имеют, их корни надо искать среди монголо-татар и угро-финнов. Похожие голоса в последнее время все чаще начали раздаваться и в Белоруссии. Правда, там патриотическая фолк-хистори имеет свои «национальные особенности». Идеи «расовой исключительности» белорусов, к счастью, не признаны в Минске официальной наукой, но они становятся все более популярны среди представителей прозападной части интеллигенции и в радикальной среде — в частности, фанатской. Активно продвигают их пресса и издательства с неоднозначной репутацией.
«Литвинизм» и «белорусскую исключительность» отстаивают, в частности, «историк» (а по совместительству — специалист в сфере аномальных явлений и вампирологии) Вадим Деружинский, книгоиздатель и популяризатор боевых искусств Анатолий Тарас и некоторые другие не менее «авторитетные» авторы.
В произведениях большей части сторонников идей «особого происхождения белорусов» можно найти следующие тезисы:
— во времена Древней Руси предки белорусов не были частью одной народности с предшественниками русских и украинцев, а являлись самостоятельным этносом — кривичами (кстати, именно с этим сомнительным утверждением согласны и некоторые представители официальной белорусской науки);
— со временем предки современных белорусов приобрели этноним «литвины» и под этим именем стали ключевым этносом Великого княжества литовского;
— предки русских («московиты») — это смесь татар с финно-уграми, не имеющая с предками белорусов ничего общего, более того, московиты постоянно нападали и притесняли литвин;
— после присоединения литвинских земель к Российской империи цари, дабы литвины забыли о своем славном прошлом, навязали им имя «белорусы» и представления об «общей истории».
На самом деле ни одно из перечисленных утверждений не выдерживает ни малейшей критики.
Рассказывать о «кривичах», как об «эксклюзивных» предках белорусов, может только человек, совершенно далекий от истории. Пытаться увязывать конкретный славянский племенной союз с происхождением отдельного восточнославянского этноса — вообще дело неблагодарное. Помимо кривичей, несомненными предками белорусов являются еще и дреговичи. Причем кривичи одновременно являются предками русских, а дреговичи — украинцев. Сделали свой вклад в формирование белорусского народа и радимичи, являющиеся, судя по всему, в некоторой мере предками и для русских.
Если отвлечься на минуту от белорусов, то с украинцами история получается похожая. Северяне — «прапрапрадеды», как для украинцев, так и для русских. Это же в известной мере касается и полян. Они изначально жили в районе современного Киева, однако со временем их потомки массово мигрировали на северо-восток, в бассейн Оки. Это, кстати, подтверждается антропологическими данными.
Судя по историческим и лингвистическим материалам, в рамках Древнерусского государства существовала единая (русская или руськая) народность, а субэтносы, ставшие русскими, украинцами и белорусами, выделились в ней лишь в послемонгольский период.
Что же касается «Литвы», то на днях была 1008-я годовщина упоминания этого термина. 14 февраля 1009 года в Кведлинбургских анналах была сделана запись об убийстве на границе Пруссии, Руси и Литвы миссионера Бруно Квертфуртского (Бонифация). Как видим, даже авторы западных источников все три термина четко дифференцировали. Причем, исходя из банальных географических соображений, можно смело утверждать, что под границей Руси в данном случае имеется в виду территория северо-запада современной Белоруссии…
Упоминается Литва неоднократно и в «Повести временных лет». Вне всяких сомнений, речь идет о «литве», как о балтском племени.
Действительно, балты (в частности, литва и ятвяги) жили на северо-западных территориях современной Белоруссии, но здесь они были ассимилированы двигавшимся с юга восточнославянским населением, послужившего затем основой для белорусского этногенеза. Балтские же племена, жившие к северу, со временем начали объединяться в единый литовский этнос.
В XIII веке, воспользовавшись центробежными тенденциями в Древнерусском государстве и родственными связями с некоторыми русскими княжескими родами, вожди литовских племен захватили власть над большей частью славянского населения, проживающего на территории современной Белоруссии. А затем, на протяжении примерно полутора столетий распространяли свое влияние на землях современной Украины.
Так Великое княжество Литовское расширилось от Балтийского до Черного моря за счет бывших владений Рюриковичей. А термин «литвин» обрел двойное значение. Основное — этническое — потомок «литвы» и предок современных литовцев. Вспомогательное — политическое — подданный ВКЛ вне зависимости от «национальности». Во втором значении в «литвины» записывали и предков литовцев, и предков украинцев, и предков белорусов. Причем, хоть кому-то, наверное, это и не очень приятно осознавать, но в ВКЛ восточные славяне имели сугубо подчиненную роль. «Господами» были балты-литовцы, хоть и воспринявшие более высокую русскую культуру и русский язык…
Из восточнославянских народов быстро создать свое независимое государство смогли только предки современных русских, которые, нужно сказать, не забыли, что к западу от них проживают такие же русские («прапрадеды» современных украинцев и белорусов), и в конечном итоге помогли собратьям освободиться из-под власти «инородцев».
О том, что литвины (в этническом понимании) и предки современных белорусов (местная часть русинов, русских) — это два разных народа, свидетельствуют многочисленные источники того времени. В Статуте ВКЛ фигурировал русский язык, а Василь Тяпинский упоминал русский народ, Мелетий Смотрицкий обобщенно называл российским народом жителей современных Белоруссии и Украины. Полоцк в «Хронике Польши» за 1382 год именуется «крепостью Белой Руси». Многие авторы называли территорию Белоруссии и Украины «Литовской Русью» в противовес исторической «Литве», бывшей «центром» ВКЛ. Во французских изданиях XVII — XVIII веков ставится знак равенства между Литовской и Белой Русью, и подчеркивается, что Московия и Великая Русь (Великая Россия) — это одно и то же. Четко разделяются понятия «Литва» и «Литовская Русь» на немецких и английских картах. То есть вся Европа прекрасно знала, что Литовская Русь — это Русские земли, захваченные литовцами (если хотите — литвинами), но населенные русскими людьми.
Что же касается мифов о «московской орде», происходящей якобы от татар и угро-финнов, то подобные лживые утверждения могли восприниматься кем-то во времена Гитлера, но не сегодня, когда на помощь этнологии пришла генетика.
Проведя в последние годы ряд исследований, ученые убедительно доказали, что никаких ощутимых генетических различий между русскими, украинцами и белорусами — нет. Последних от жителей центральной полосы России — просто не отличить. Кстати, очень близки к восточным славянам по крови… поляки. Никаких заметных «восточных» примесей в крови россиян тоже нет. Львиная доля населения России, Украины и Белоруссии является носителями гаплогруппы R1a, распространение которой ученые связывают с миграциями индоевропейских народов. Вот так просто разбиваются сказки об отдельной «белорусской расе» и утраченном «славном литвинском» прошлом. Однако разыгрывающие ультраправую карту пропагандисты не унимаются. Они, как и мастера информационной войны в Киеве 2013 — 2014 года, делают ставку на неграмотных людей, не представляющих себе, что такое генетика или археология и готовых поверить из соображений «собственной важности» в любую ахинею. Ну а затем эта «вера» будет чревата тем же, чем чреват любой национал-радикализм (вспоминаем опять Украину-2014).
Святослав Князев

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

девятнадцать − двенадцать =