Читаем учебники истории

Читаем учебники истории

Любимый первый ход догматиков в любой дискуссии — их фирменное E2-E4 — обвинить оппонента в полной неграмотности и послать читать школьные учебники.

Читаем учебники истории

Вместо предисловия
Диалог с фанатично верующими — дело опасное и непредсказуемое, ибо могут и покусать. Революционное (религиозное) правосознание, которое с успехом заменяет логику, факты и даже сам предмет дискуссии, неминуемо приводит к тому, что в споре с фанатиками рождается всё что угодно, кроме истины.
Задача религиозного фанатика — не переубедить оппонента и даже не отстоять свою точку зрения. Его задача — пометить нехитрым маркером своих и чужих, после чего поддержать своих, какую бы чушь они ни мололи, и душить чужих, какие бы аргументы они ни приводили, ибо «те, кто не согласны с нами, наверняка способны и на другие подлости…».
В интернете эта сетевая саранча впервые массово нарисовалась в виде укров, выкопавших Чёрное море, но затем бескрайние сетевые просторы начали бодро осваивать и другие сектанты от политики, религии и особенно от гуманитарных наук. То есть все те, в чьих нерукотворных трудах аргумент «я так считаю» является вполне научным и не требующим дополнительных доказательств.
Любимый первый ход догматиков в любой дискуссии — их фирменное E2-E4 — обвинить оппонента в полной круглосуточной неграмотности и послать читать школьные учебники.
Сегодня мы воспользуемся их советом и сделаем именно то, на чем постоянно настаивает одна из сетевых сект, условно называемая историками-традиционалистами. Мы будем читать литературу, рекомендованную исключительно ими, одобренную минобразом в качестве источника «доброго и вечного» для российских детей и юношества, причем не ограничимся учебниками по истории для школ, но и заглянем между страниц вузовских скрижалей, чтобы знать, «откуда есть пошла» такая волна «ах, каких отечественных гуманитариев!»…
Для тех, кто не следит за ожесточенной дискуссией жрецов традиционной истории с нами, простыми смертными — краткая предыстория:
Всё началось с сомнений в правдивости исторических сведений о «несметных монгольских полчищах», насчитывающих сотни тысяч всадников (Плано Карпини говорил о 650 000).
Сомнения также вызывал инженерный гений осадной мысли средневековых «зольдатен», строящий осадные башни по 10-15 метров высотой, которые затем легко перемещались по пересеченной местности, а также камнемётные машины, швыряющие каменюки весом по 100 кило и расшибающие каменную кладку вдребезги и пополам.
Эти чудо-инженеры и их чудо-машины рождали естественные вопросы, которые я постарался изложить в нижеуказанных статьях:
Неудобные вопросы историкам
Зачем нужно кидать камни в историков?
…после чего получил:
а) предложение заткнуться,
б) предложение учиться,
в) предложение извиниться, так как НИКТО, НИГДЕ в учебных программах НИКОГДА такого не писал…
Ну что ж, помолясь, приступим.
Начнем мы скромно — с учебника для школ, взяв самый первый попавшийся под руку в инете — История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс. Киселев А.Ф., Попов В.П. Москва 2012 год.
На первых страницах этого произведения находим, что:
«Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по истории России для 6 класса. Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников. Авторы учебника знакомят школьников с основными политическими, социально-экономическими и культурными событиями истории России. Особое место уделено показу жизни различных народов, населявших территорию нашей страны. Методический аппарат учебника содержит систему вопросов и заданий, ориентирует школьников на усвоение основных дат и терминов, предусматривает работу с историческими документами, картами и схемами».
Давайте же и мы возьмём в руки учебник и погрузимся в прекрасное… ну или в то, что приготовили для нас титулованные дяди-академики и откроем его сразу на главе 4: «Монгольское нашествие на Русь…».
И говорит нам учебник голосом академического историка-традиционалиста:
Стр 122: «Длительные усобицы между отдельными родами и племенами закончились, когда один из вождей, Темучин, объединил монголов в одно государство под своей властью. В 1206 году на берегу реки ОНОН на курултае монгольская знать провозгласила кааном всех монголов с титулом «Чингисхан»…»
Далее авторы закавыченным текстом передают основную цель и высшие ценности нового руководителя, почему-то один в один совпадающие с современными ценностями неограниченного потребления…
Что из этого должны понять детишки? А то, что бродили-бродили по степи кочевые монголы, драли нещадно чубы друг дружке, и тут ВДРУГ один из них останавливается и вопрошает:
— Слышь, пацаны, а чего это мы друг друга-то месим?
И остальные сразу же:
— Дык, привыкли типа, а чего делать-то надо?
— Ну это, завязывайте давайте и сбивайтесь в одно государство уже один раз.
— А для чего?
— Ну как? Во-первых, для того чтобы мне было кем командовать. А во-вторых — пойдем — завоюем весь мир, унизим завоёванных, они нам будут ноги целовать, а мы на них будем сверху плевать.
(Полный монолог Чингисхана на эту тему, озвученный голосом Леонова, — с планами и набором жизненных ценностей, по вопросу колонизации «Плюка», — смотри в фильме «Кин-дза-дза».)
На вопрос: «А почему вдруг кочевники решили сбиться в одно государство и завоевать весь мир?» авторы учебника гордо молчат, что соответствует ответу простому и всеобъемлющему: «А по кочану! Вот захотелось им забабахать грандиозу — и всё тут…»
После такого урока истории шестиклассники должны прекратить задавать и другие глупые вопросы, касающиеся действий своих и иностранных политиков, ибо на примере Чингисхана и монголов всё ясно — с утра проснулся, оделся и пошел завоёвывать мир, чисто по велению своей левой ноги и 16-го чувства.
Дальше, на стр.123, авторы усердно копают вглубь:
1) «Чингисхан разделил монгольские племена на военно-территориальные единицы — «тысячи»
— бесстрастно сообщает учебник. И детишки, конечно, сразу понимают, что административно-территориальное деление — это просто естественное состояние кочевников. Они потому так и называются, что кочуют строго в заданном квадрате…
2) «Чингисхан создал личную гвардию в составе 10 000 воинов».
Ну вот, начинают появляться первые цифры несметных монгольских полчищ… Личная гвардия — это не просто войска, это — элита, в которую отбирают лучших из лучших… Как там у Гумилёва?
«Все гвардейцы (кэшиктэн) должны быть аристократического происхождения. Ныне, когда Небо повелело мне править всеми народами, для моей охранной стражи, кэшик, стрелков и других, — повелел Чингис-хан, — пусть наберут десять тысяч человек из тех тысяч и сотен. Этих людей, которые будут находиться при моей особе, должно набрать из детей чиновных и свободного состояния лиц, и избрать ловких, статных и крепких. кто из тысячников, сотников, и десятников, и людей свободных воспротивится, тот, как виновный, подвергается наказанию». Эта аристократическая гвардия пользуется различными привилегиями и особым почетом. «Телохранитель моей охранной стражи (кэшиктэн), — повелевает Чингис, — выше внешних (т.е. линейных, армейских) тысячников; домашние их выше внешних сотников и десятников. Если внешний тысячник, считая себя равным кэшиктэну охранной стражи, заспорит и будет драться с ним, то подвергается наказанию».
ЭТОТ конкретный учебник не сообщает о численности ВСЕХ монгольских войск. Зато численность гвардии предоставляет возможность спроецировать эти размеры, а по ним определить численность населения, необходимого и достаточного для формирования такой армии.
Забегая вперед, скажу: учебники истории для вузов их конкретизируют, и я обещаю — цифры вам понравятся. Однако — далее.
3) На странице 124 детишки должны узнать, что
«Снабжения войск не существовало, каждый воин добывал всё необходимое в боях…» !!!
Еще раз, если кто не понял: снабжение отсутствовало совсем. Никаких обозов, никаких фуражиров, никакого тылового обеспечения. Всё, что нашел в карманах врага — тем и питаешься… Пошли-завоевали-отняли-съели-пошли дальше… Не спешите спорить с авторами, в этом же учебнике они сами себя опровергнут…
4) Чингисхан — автор «Ясы» — свода законов, по которому жила вся монгольская империя, покорившая полмира…
Однако, внимание, на той же 124-й странице:
«Яса» была записана с его слов, поскольку предводитель монголов не владел грамотой»…
Нда… Тут дело не в том, что неграмотный руководитель придумывает свод законов для целой империи, и даже не в том, насколько это вообще реально — написать свод законов для такого количества людей, не зная грамоты…
Вопрос в том, что хотели этим сказать авторы, ибо получилось примерно следующее: «Дети! А зачем учиться? Вон, Чингисхан, тот вообще был неграмотный, и ничего — государства создавал, законы издавал, полмира завоевал, чем не пример для тех, кто еще не знает, с кого делать жизнь свою?..»
Вообще «Яса Чингисхана» — это отдельная песня.
У меня, как у дипломированного юриста, по ней имеется примерно с полсотни вопросов к господам историкам. Об этом в следующий раз. А сейчас мы медленно, но верно подползаем к главному — к нашествию монголов на Русь… И вот тут начинает вырисовываться истинный масштаб монгольской армии.
В битве на Калке:
Стр 127: По сообщению летописца, вернулся один из десяти. Историк В.Н. Татищев писал, что погибли 12 князей и около 70 000 воинов»…
Та-а-а-ак… Значит, 70 000 павших русских воинов из общего количества 77 000… Интересно, сколько при этом пало монголов и сколько их вообще было? Все равно не угадаете. Про это мы прочитаем в других — вузовских учебниках.
А пока — вместе с шестиклассниками, «пользуясь иллюстрацией (с.127), схемой (с.126), интернет-ресурсами и дополнительной литературой, составьте свой рассказ о битве на Калке» (вопросы и задания к теме, стр. 128)». А заодно — про социально-экономические возможности комплектации такого войска в 1223 году… Только умоляю — без мата. Модератор не поймёт…
Мы приступаем к самым эпичным эпизодам традиционной — ни разу не фантастической — отечественной истории «Нашествие Батыя на Русь», параграф 19 этого в высшей степени высоконаучного учебника для шестиклассников:
Стр 129: (Неугомонный монгольский) «Курултай в 1229 году принял решение об организации похода в Европу».
С какого перепугу монголы ломились туда, где не было места для свободных кочевий, непонятно никому, кроме авторов учебника, но они эти знания держат в секрете, как настоящие масоны высокой степени посвящения.
Численность войск монголов ЭТОТ учебник опять упорно опускает, сразу хватая за рога рязанского быка:
«16 декабря 1237 года войско Батыя осадило Рязань. Многократно превосходящие числом монголы непрерывно штурмовали город. Бои шли до 21 декабря. Неприятель разрушил крепостные укрепления и сровнял Рязань с землёй…»
Художник Е.Дешалыт предлагает детишкам наглядно посмотреть, как это выглядело:

Читаем учебники истории

Оборона Рязани
Меня лично на этой картинке восхитили:
1) Белокаменная церковь и деревянные укрепления.
2) Аккуратные проломы в городских стенах симметрично по обе стороны от воротовой башни, неизвестно как появившиеся и чем пробитые…Ну прогрызли, наверно, снабжения-то не было. А с голодухи что не сделаешь…
Я бы ни слова не сказал про картинки, если бы они не появились в академическом учебнике. Посему, если будет интерес, стоит поподробнее рассмотреть всю диараму художника как канонизированного иллюстратора учебных текстов по истории Отечества.
Далее монголы отличились под городом Владимиром:
Стр 131: «В Феврале 1238 года монгольские отряды подошли к Владимиру. ГОРОД ОБНЕСЛИ ЧАСТОКОЛОМ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ МОГ ЕГО ПОКИНУТЬ…»
Говоря голосом «Сеньора Робинзона», «после такой выходки дикарки на меня напал столбняк». В феврале построить частокол вокруг осажденного города… Строительный монгольский гений лично для меня заиграл новыми красками…
«Монголы подтянули пороки и катапульты и начали штурм. 8 февраля они ворвались в город…»
Считаем «трудодни»:
1) Загнать защитников за крепостные стены и не дать им высунуться.
2) Нарубить «дровишек».
3) Построить частокол.
4) Собрать катапульты и пороки.
5) Ломануться на штурм.
6) Ворваться в город.
И всё это за 8 дней…
Объем проделанных работ, потраченных пиломатериалов, необходимое и достаточное количество задействованных рабочих рук считать будем?
Я лично предлагаю сразу следственно-научный эксперимент — раздать ученым историкам кайло-топоры и предложить В ФЕВРАЛЕ повторить этот подвиг — построить из подручных материалов частокол вокруг города Владимира… ну хотя бы вокруг его исторического центра. Во Владимире тоже люди живут — они тоже хотят зрелищ…

Читаем учебники истории

Монголы под стенами русского города
Моё старое предложение при этом остаётся в силе — попробовать господам историкам весело и с песней в ФЕВРАЛЕ, по снежку и морозцу, подкатить пороки и катапульты во-о-о-он к тем стенам, которые изобразил канонический художник. Там в горку недалеко будет, если по прямой, но зато очень сильно освежит историческую мысль насчет осадных монгольских технологий в начале 13-го века…
А мы пока перейдём к самому драматическому моменту учебника, который хорошо иллюстирует каноническая карта:

Читаем учебники истории

Если верить этой карте и рассматриваемому учебнику, отмахав в 1236 году 4000 км от Каракорума до Булгарии, вступив на территорию русских княжеств зимой 1237 года, с 16 декабря 1237 (осада Рязани) по 3 апреля 1238 года (начало осады Козельска) монгольская армия «намотала на счётчик» от 1700 до 2800 километров (у кого есть более точные измерения — не стесняйтесь, поправляйте).
И тут откуда ни возьмись…
На стр 132: Батый двигался на северо-запад, его манило богатство Новгорода. Однако ранняя весна, половодье, бездорожье, НЕХВАТКА ФУРАЖА ДЛЯ КОННИЦЫ и непроходимые леса заставили Батыя за 100 вёрст до Новгорода повернуть назад…
Простите, у меня капслок сам включился… Одной этой фразой оказалось перечёркнуто всё… Вообще всё…
Сколько было сказано монголофилами красивых слов про бесподобных монгольских чудо-лошадей, которые ВООБЩЕ не требуют никакого корма, самостоятельно и в любом количестве добывая его из-под любого снежного покрова, не забывая при этом совершать в 20-градусный мороз 40-80-километровые марши по утоптанному снегу и льду БЕЗ ПОДКОВ, да еще и участвовать в сражениях.
Не далее как на странице 124 этого же учебника его авторы втирали детишкам, что «Снабжения войск не существовало, каждый воин добывал всё необходимое в боях…», и тут вдруг, через 8 страниц появляется непонятное слово «фураж», причем появляется это слово аккурат в то время, когда уже не надо ничего откапывать из под снега, а на проталинах вместе с подснежниками начинает зеленеть свежая трава..
Бездорожье, отсутствие фуража и непроходимые леса зимой Батыя не пугали, а весной вдруг р-раз — и заставили повернуть домой… Мне одному кажется, что «подследственный» путается в показаниях?
То ли еще будет!
Стр 133: «До монгольского нашествия по данным археологов, на Руси насчитывалось до полутора тысяч укрепленных поселений, из них треть — города. После походов Батыя в русские земли от многих городов остались только их названия».
Как же хочется задать несколько вопросов этим археологам! Ну, например:
— Чем отличаются руины городов в результате междоусобных войн русских князей от руин городов в результате нашествия монголов?
— По каким таким археологическим признакам определяется точная дата пожара и его причина?
— И чем эти руины отличаются от тех, что образовались за месяц до Батыя, или через месяц после него?
Да-да, знаю-знаю, что ответят адепты традиционной истории — всё это уже написано в учебниках, поэтому продолжаем читать:
Стр 137: Хан бо?льшую часть года находился в ставке, кочуя в степи…
Это словосочетание — «ставка, кочующая в степи» — привела в абсолютный восторг всех, кто её прочитал. Кстати, вы видели, как она кочевала? Нет? Тогда смотрите — канонический художник изобразил это документально точно в школьном учебнике:

Читаем учебники истории

Дальше читать текст учебника могут только психологически устойчивые школьники:
Стр 137: Основным жилищем монгола была юрта…
Стр 138: Дома монголов были небольшими, квадратными и однокомнатными, с деревянными или необожжённого кирпича (сырца) стенами…
Стр 139: Дома монгольской знати представляли собой дворцы. Их строили из обожжённого кирпича с использованием известкового раствора, НО БЕЗ ФУНДАМЕНТА…
Лично я не строитель, поэтому прошу специалистов отозваться и подсказать, какой дворец можно построить из кирпича, но без фундамента. Для меня — чайника в строительстве — монгольский строительный гений пробил новый потолок…
Всем остальным, не строителям, предлагаю вместе со школьниками ответить на вопрос: «Какие причины обусловили бурное строительство городов в Золотой Орде?» (стр 140) Перефразирую, для тех, кто не проникся: «С какого перепугу кочевники стали строить города, а если они начали это делать, могут ли они продолжать называться кочевниками?»
Ну и лично для меня — привести списочек этих городов, а чтобы два раза не вставать — перечислить признаки, по которым можно сейчас безошибочно определить, какой город был построен монголами, а какой — населением, которое даже не подозревало, что строит что-то для кочевников.
Предлагаю учебник 6-го класса по истории далее не препарировать, хотя там еще много такого, что вызывало бы смех, если бы не было так грустно.
В заключение — вместо анонса учебников для вузов, следующих после школьных, приведу небольшую цитату, в которой указывается-таки точное количество монгольских войск, участвовавших в монгольских походах:
«История России с древнейших времен до конца XVII века» — уникальное учебное пособие, созданное коллективом авторов МГУ под редакцией Л.В.Милова — известного историка, академика РАН, лауреата Государственной премии РФ.
Глава 7: В начале 20-х гг. XIII в. войска Чингисхана, насчитывавшие 150—200 тыс. человек, вторглись в Среднюю Азию.
Численность войск опять же бодрит, не правда ли? Как и численность задействованных в разведывательной операции:
После завоевания в течение 1219—1221 гг. Средней Азии 30-тысячное монгольское войско во главе с военачальниками Джебе и Субедеем пошло в разведывательный поход на Запад.
(Именно эта разведка якобы раздолбала вдребезги и пополам все русские войска, убив

70 000 человек)
И, наконец, основная армия вторжения:
Огромное войско (по оценке Плано Карпини, в 160 тыс. монголов и 450 тыс. из покоренных племен) в основной своей части состояло из конницы, делившейся на десятки, сотни и тысячи, объединенной под единым командованием и действовавшей по единому плану. Оно было усилено огнеметными и камнеметными орудиями, а также стенобитными машинами, против которых не могли устоять деревянные стены русских крепостей.
Вот тут появился, живее всех живых, и Плано Карпини, которого (как уверяли меня господа традиционные исторические сектанты) никто из уважающих себя историков не цитирует. Вот и его цифры, которые поданы в учебники безальтернативно, то есть как истина в последней инстанции.
Мне лично понравилась фраза про усиление войска огнеметными и камнеметными орудиями, о которых мы поговорим еще отдельно. Уж очень нравится мне эта инженерная тема.
А сейчас, чтобы не показаться безальтернативным, приведу еще одну цифру из еще одного учебника для вузов — для обучающихся по специальности «История». Тоже МГУ, исторический фаультет, рекомендовано научно-методическим советом Университетов РФ по истории в качестве учебника для студентов вузов:
Стр. 57: Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале 14-го столетия она могла выставить 300-тысячное войско…
На этом процес цитирования считаю законченным и предлагаю перейти к прениям, в ходе которых освежить данные о возможности передвижения в условиях русской зимы по пересеченной местности армии в 300—650 тысяч человек (900 — 1 млн 800 тысяч коней) без обозов, без снабжения и самое главное — без какой-либо надежды на покрытие хотя бы части расходов на эту военную операцию.
Истерики сектантов от истории с обвинением меня в ереси принимаются. Продолжение следует.
cont.ws

IMHOclub.by

Добавить комментарий