«Рапторы» в утиль: конец эпохи истребителей пятого поколения

«Рапторы» в утиль: конец эпохи истребителей пятого поколения

Как осла не наряжай… Сама программа по созданию F-22 — это большой, даже правильнее сказать, ЛЮТЫЙ win американского концерна Lockheed. Дав в своё время взятку ВСЕМ начальникам штабов в США, которые составляют костяк NORAD и влияют на решения всей американской оборонки, \»Локхиды\» убили сразу всех зайцев — \»вырубили\» себе выгодный правительственный заказ, обеспечили себя и свои предприятия на целые годы вперёд. Сама же подоплёка к созданию самолёта пятого поколения была проста: нужно было что-то, что превосходило бы русских и было первым в мире по всем показателям. \»Раптор\» стал самолетом, в котором реализованы следующие принципы самолётостроения: полёт на сверхзвуке без использования форсажной камеры, малозаметность, летные характеристики (такие как скороподъёмность, радиус действия и т. д.). Безусловно, с точки зрения полётных характеристик \»Раптор\» хорош, однако, что толку от такого самолёта, если применять своё вооружение он не может? Скромный набор огневых средств \»Раптора\» для поражения наземных средств противника таков: две бомбы GBU-32 по 450кг или восемь бомб GBU-39 по 113кг каждая. На этом всё. В силу концентрации на стелс-технологиях \»Раптор\» был лишён серьёзной бомбовой нагрузки, а \»заправка\» боеприпасами \»под завязку\» не позволяет, ВНИМАНИЕ, размещать ракеты воздух-воздух. Безусловно, можно разместить ракеты воздух-воздух на внешних узлах подвески, но тогда самолёт пятого поколения легким движением руки превращается в самолёт поколения 4++, а то и вовсе четвертого.

«Рапторы» в утиль: конец эпохи истребителей пятого поколения

Как осла не наряжай…

Сама программа по созданию F-22 — это большой, даже правильнее сказать, ЛЮТЫЙ win американского концерна Lockheed. Дав в своё время взятку ВСЕМ начальникам штабов в США, которые составляют костяк NORAD и влияют на решения всей американской оборонки, \»Локхиды\» убили сразу всех зайцев — \»вырубили\» себе выгодный правительственный заказ, обеспечили себя и свои предприятия на целые годы вперёд. Сама же подоплёка к созданию самолёта пятого поколения была проста: нужно было что-то, что превосходило бы русских и было первым в мире по всем показателям. \»Раптор\» стал самолетом, в котором реализованы следующие принципы самолётостроения: полёт на сверхзвуке без использования форсажной камеры, малозаметность, летные характеристики (такие как скороподъёмность, радиус действия и т. д.). Безусловно, с точки зрения полётных характеристик \»Раптор\» хорош, однако, что толку от такого самолёта, если применять своё вооружение он не может? Скромный набор огневых средств \»Раптора\» для поражения наземных средств противника таков: две бомбы GBU-32 по 450кг или восемь бомб GBU-39 по 113кг каждая. На этом всё. В силу концентрации на стелс-технологиях \»Раптор\» был лишён серьёзной бомбовой нагрузки, а \»заправка\» боеприпасами \»под завязку\» не позволяет, ВНИМАНИЕ, размещать ракеты воздух-воздух. Безусловно, можно разместить ракеты воздух-воздух на внешних узлах подвески, но тогда самолёт пятого поколения легким движением руки превращается в самолёт поколения 4++, а то и вовсе четвертого.

Золотой телёнок

Однако невозможность полноценного использования \»Раптора\» в современных реалиях в полной мере ощущается тогда, когда… комиссия сената США по вооружениям начинает выяснять, против каких целей может применяться F-22. Недавний доклад руководителя службы перспективных проектов Lockheed Martin Джима Харриса говорит о том, что применение F-22 может быть эффективно только против стран, \»стратегические объекты которых защищены системами ПВО второго поколения\». Попросту говоря, F-22 может летать над каким-нибудь Ираком, Ливией, у которых на вооружении старые системы ПВО типа советской С-75. Однако против С-300/400 (и подавно С-500) F-22 бессилен. Специалисты концерна \»Ростех\» уже в 2012 году доказали на выставке \»Росвооружение\», что новые системы, которыми уже оснащаются полки С-300 и С-400, гарантированно засекают F-22 едва ли не за тысячу, а поражают за 500 километров.
\»При всех своих уникальных качествах F-22 не может использоваться в современных условиях войны\». Таков вывод комиссии сената по вооружениям, который приводит портал \»JANES\». Американский эксперт в области перспективных вооружений Джей Гарольд Симмонс в своём письме комиссии по вооружениям приводит следующие слова: \»Прошу вас пояснить, как вышло так, что самолёт, на который потрачено 80 млрд. долларов не может выполнять возложенные на него задачи\».

В свете выхода более дорогого и еще более сложного истребителя F-35, который по стоимости проекта может легко тягаться с лунной программой США, про F-22, уже устаревающий в техническом отношении самолёт, начали вскрываться разного рода неприятные подробности. В частности, WikiLeaks в марте 2015 \»слил\» в сеть данные о \»боевом\» патрулировании \»Рапторов\» на территории США. Оказалось, что процент отказа двигателей во время тренировочных полётов был близок к 40, а общий уровень морально-психологической подготовки пилотов для этого самолёта вообще пугает: у 3 из 10 пилотов была выявлена острая медикаментозная зависимость.

\»Рапторы\» в утиль

Неприятный вывод, к которому после долгих аудиторских проверок пришли федеральные эксперты, навестившие одну из авиабаз США на Гавайях, потряс руководителей ВВС США: \»Рапторы смогут эффективно выполнять полёты еще два-три года\». Авиабаза ВВС США Хикэм, что на Гаваяйх, одной из первых подверглась внезапной проверке состояния \»Рапторов\». Поднятые по тревоге истребители показали втрое большее число ошибок и критических \»сигналов\» системы, чем во время запланированных полётов. После целого ряда проверок специалисты Lockheed сделали вывод, что F-22, несмотря на длительную эксплуатацию действительно нуждается в доработке… и попросили на это дело у американских властей еще 15 ярдов зелени. Таким подходом, пожалуй, можно удивить кого угодно, но не Пентагон. К счастью, в Вооруженных Силах США еще находятся здравомыслящие люди. В частности, таким человеком является командующий ВВС США Дебора Ли Джеймс, которая заявила на сенатских слушаниях буквально следующее : \»Если силами компании Lockheed не будет предложено устраивающего ВВС варианта модернизации истребителя вплоть до 2016 года, то в 2018 году мы будем вынуждены принять решение о снятии самолёта с боевого применения, патрулирования и любого другого использования в военных целях в виду его неэффективности\».

Утилизация \»Рапторов\» фактически стартовала. В первую очередь потому, что у США попросту нечем заменить эту уникальную во многих отношениях боевую машину. Стремительно дорожающий F-35, который пытаются из хирургического лазера превратить в универсальный топор войны, вряд ли сможет заменить всю истребительную авиацию в США, а учитывая тот факт, что, помимо истребительной авиации, в США назрел кризис и в нише штурмовой авиации (самолёт А-10 снимают с вооружения и замены ему в данный момент нет). Брешь в авиационной промышленности военного назначения США такова, что все имеющиеся самолёты пятого поколения уже сейчас заведомо не смогут выполнить возложенных на них задач. И грядущая \»утилизация рапторов\» в этом провале — только начало. \»Косяки\», которые обнаружились в \»Рапторе\» спустя долгие годы эксплуатации, грозят всей программе истребителя пятого поколения полным забвением. Ситуация с американским чудом инженерной мысли до того серьёзна, что еще пара лет, и \»Раптор\» будет эффективен разве что на красивых фотографиях и небольших авиашоу внутриамериканского масштаба.

Добавить комментарий