Матрицы советской идеологии

Матрицы советской идеологии

Жизненной потребностью может стать только то, что осмысленно и принято на уровне идеалов. В создании таких идеалов и состоит главная ценность идеологии.

Матрицы советской идеологии

Глава из книги «Духовные истоки советского социализма»
«Дух можно было бы определить

как волю к Совершенству — а также

к совершенствованию — в самом себе,

в своих деяниях и во внешнем мире».

И.А. Ильин
Еще в 1943 году, когда ещё шла война на территории СССР, И.В.Сталин начал задумываться над советскими идеалами, на основе которых возможно отражение грядущих идеологических агрессий.
Осмыслив опыт нацистской пропаганды, он уже тогда понял, что основным оружием в войне нового поколения будет Слово, а основным объектом уничтожения будет духовность народа. Были приняты меры по укреплению духовного единства в обществе, восстановлению связи времен и поколений.
Начинается издание серии книг о жизни и деятельности русских ученых, военных, полное собрание сочинений русских философов. Стало понятным, что именно в русской философии, основанной на диалектике и основах развития общества коллективистского типа, есть все необходимое для отражения западных идеологических атак против Русской цивилизации. В 1946 году вождь скажет об этом на встрече с советскими философами.
Но не только философия, Сталин защитил русский язык от тех, кто пытался распространить марксистскую идеологию и терминологию на сферы, не имевшие к ним никакого отношения и предложил формулу победы над западной идеологией. Формула победы проста — воспитание народа на ценностях Русской цивилизации и жесткая борьба с западной идеологией и её носителями внутри страны. Но чтобы понять и принять духовные ценности Русской цивилизации сталинскому руководству пришлось пройти тяжелый путь борьбы с марксистской догматикой.
Согласно марксизму материя первична, сознание вторично и следовательно, построение социализма воспитывает у людей социалистическое сознание. Марксисты верили, что по мере продвижения к социализму, укрепление социалистического бытия обеспечит такой уровень сознания людей, что каждый будет жить по принципу — давать обществу по своим способностям, а брать от общества по труду. Однако весь довоенный опыт строительства социализма показал, что социалистическое бытие не способно оказать принципиального значения на воспитание социалистического сознания у людей.
Оказалось, что развитие общества происходит по христианскому закону духовной жизни — дух общества творит формы для своего воплощения в бытии. Сталинское руководство начинает понимать, что дальнейшее развитие социализма в СССР и в перспективе построение коммунизма, требует отдельной и большой работы по воспитанию советского сознания.
Для этой работы нужна новая советская идеология, в основе которой будут идеалы и социокультурные технологии, способные обеспечить защиту советского сознания от идеологических диверсий Запада, а также обеспечить пассионарность или энергетику советского народа для новых социально-экономических свершений. Стоит напомнить, что в послевоенный период начинается борьба против космополитизма и за восстановление исторической памяти Русской цивилизации.
Марксист Сталин вдруг начинает поощрять возрождение культа русских царей. В народе упорно ходил слух о том, что Сталин возродит монархию, а себя сделает новым царем. Эта борьба с космополитизмом, регулярно отражаемая на страницах газет, в радиопередачах, на собраниях трудовых коллективов, стала мощным идеологическим фактором быстрого восстановления страны. Как и в любой идеологической кампании, борьба с космополитизмом содержала в себе немало глупостей и ошибок, но главный позитив в ней был в необходимости опоры на собственные силы.
Здесь важно понимать, что в рамках дискуссии о космополитизме шел процесс оформления новой советской идеологии.
Идеология — это текст, каждая фраза которого воплощена в организационных формах общества, которые предоставляют практические возможности каждому проявить себя и достичь определенного социального статуса. Идеология не только объясняет идеалы, исторические смыслы, цели и задачи развития общества но и предлагает механизмы самореализации личности в процессе ее общественно-полезной деятельности. Все смыслы идеологии вытекают из духовных ценностей религии, на основе которой эта идеология и была создана.
Новая советская идеология создавалась на основе православных духовных ценностей — любви к ближнему и справедливости, что обеспечивало каждому советскому человеку гарантированное государством право на жизнь. Эти ценности и стали матрицами советской идеологии. Марксизм в ней присутствовал только в виде словесных форм объясняющих необходимость Великой Октябрьской социалистической революции.
Советская идеология определяла систему правил организации общества, выполняя которые каждый человек поднимается на социальном лифте до высоты соответствующей своему образованию и способностям. Советское жизнеустройство предлагало людям разнообразные социальные лифты, дающие возможности простым людям подниматься на самые верхи управления государством. В этом и было сталинское понимание идеологии, как цивилизационного мировоззрения и механизма самореализации личности с помощью государства. Но эту идеологию еще нужно было оформить в стройную концепцию.
В 1946 году на мартовском пленуме ЦК Сталин поручил Андрею Жданову возглавить работу идеологической комиссии по выработке проекта новой программы ВКП(б). Осенью будущего года проект был готов. Он предусматривал осуществление целого комплекса широкомасштабных политических реформ.
Так, предполагалось включить в управление СССР всех его граждан. Все они должны были, по очереди, выполнять государственные функции, не прекращая трудиться в собственной профессиональной сфере. Любая государственная должность в СССР могла быть только выборной. При этом следовало проводить всенародные референдумы по всем важнейшим вопросам. Гражданам и общественным организациям планировалось предоставить право законодательной инициативы.
Мы видим, что эта программа давала реальные возможности участия каждого в государственном управлении с учетом его образования и способностей. Расширялись возможности народовластия и здоровой конкуренции при движении социальных лифтов.
Таким образом, гарантированное государством право на жизнь для каждого дополнялось социокультурными возможностями самореализации своих способностей и талантов в здоровой конкуренции.
Сталин прекрасно понимал, что создание концепции советской идеологии требует времени и серьезных интеллектуальных усилий. Сын Андрея Жданова — Юрий, бывший одно время заведующим отделом науки ЦК, вспоминает слова вождя: «Без теории нам смерть».
В 1952 году по инициативе Сталина было создано три отдела ЦК: философии и истории, экономики и права, естественных и технических наук. Эти отделы стали инициаторами дискуссий по важнейшим вопросам жизни общества. Предполагалось, что эти отделы станут интеллектуальными центрами по дальнейшей разработке и общественному обсуждению советской идеологии.
Так, например, в 1951 году провели широкую дискуссию на экономические темы, в ходе которой высказывались самые разные, порой довольно неожиданные мнения. Например, заведующий кафедрой Московского финансового института А. Яковлев отметил плачевное состояние советской экономической мысли. Причину он видел в следующем — ученые ждут, пока за них все сделает Сталин и боятся обвинений в «антиленинизме». После смерти И.В. Сталина эти отделы были сразу же упразднены, партократии развитие идеологии было не нужно, ей нужна была личная власть. Несмотря на это, в своих выступлениях и статьях 30-50-х годов вождь успел выдвинуть ряд теоретических положений для развития советской идеологии.
Вождь считал, что достижение национальной независимости является главным условием повышения жизненного уровня народа. Вначале социальное освобождение с помощью создания мощного государственного сектора промышленности и сельского хозяйства, затем постепенное повышение жизненного уровня населения и создание пакета социальных благ, обеспечивающего стабильные социальные перспективы любому и каждому. Право на жизнь для каждого в СССР было практически воплощено.
Советская идеология при Сталине и после него — это прежде всего патриотизм.
Патриотизм Сталина проявился, как государственный патриотизм, соединенный с социализмом. Сам же марксизм, взятый в его целостности, Иосифа Виссарионовича явно не устраивал — своими целями. Государственнику Сталину никак не могли импонировать идеи отмирания семьи, государства, наций и национальных культур. Согласно христианскому учению, патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о своем народе. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ — но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа. А историю России товарищ Сталин знал очень хорошо.
Поэтому неслучайно в 30-е годы началось возрождение русского цивилизационного патриотизма и продолжилось в послевоенный период. Вот, что писал Георгий Федотов в 1936 году: «Ребенок и юноша поставлены непосредственно под воздействие благородных традиций русской литературы. Пушкин, Толстой — пусть вместе с Горьким — становятся воспитателями народа. Никогда еще влияние Пушкина в России не было столь широким. Народ впервые нашел своего поэта. Через него он открывает собственную свою историю. Он перестает чувствовать себя голым зачинателем новой жизни, будущее связывается с прошлым. В удушенную рационализмом, технически ориентированную душу вторгаются влияния и образы иного мира, полнозвучного и всечеловечного. Со всем богатством этических и даже религиозных эмоций. Этот мир уже не под запретом». Обратите внимание — через произведения Пушкина советские люди открывают свою историю, осуществляют связь прошлого с настоящим.
Еще задолго до Великой Отечественной войны вождь понял, что Русская цивилизация держится на духовных ценностях Православия. Существуют три документа 1923, 1933 и 1939 годов за личной подписью Иосифа Сталина, в которых он делает попытки защитить Православие. Окончательное возрождение Православие произойдет в 1943 году. В 1948 году Сталин вынужден будет уступить давлению богоборцев, разрешив им приступить к подготовке специального постановления ЦК ВКП(б) о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Через некоторое время, отвергнув многие идеи разработчиков, И.В. Сталин фактически похоронил этот документ.
Более того, из официальных партийных и государственных документов в это время исчезают сами термины «антирелигиозная» и «атеистическая» работа. Едва ли не впервые за всю историю партии большевиков эти понятия отсутствовали в отчетном докладе ЦК ВКП(б) XIX съезду партии в октябре 1952 года. Русская Православная Церковь стремительно восстанавливает свои позиции.
Сталин был категорическим противником марксистского положения об отмирании наций при коммунизме.
В работе «Марксизм и вопросы языкознания» изданной в 1950 году, он утверждал, что нация и национальный язык являются элементами высшего значения и не могут быть включены в систему классового анализа, созданную марксизмом. Они стоят над классами и не подчиняются диалектическим изменениям, которые являются следствием борьбы классов. Сталин провозглашает, что нация и язык, связывают в одно целое поколения прошлого, настоящего и будущего. Поэтому нация и язык переживут классы и благополучно сохранятся в бесклассовом обществе.
Более того, именно нация сохраняет общество, раздираемое классовой борьбой. Лишь благодаря нации «…классовый бой, каким бы острым он ни был, не приводит к распаду общества». Нация и язык связывают в единое целое поколения прошлого, настоящего и будущего. Поэтому они переживут классы и благополучно сохранятся в «безклассовом обществе». Здесь следует добавить, что Сталин создал государственную программу межнационального диалога и сближения, которая получила название «Дружбы народов».
В рамках этой программы проводили дни национальных культур, издавались огромными тиражами книги национальных писателей, поэтов, устраивались выставки картин национальных художников, концерты композиторов. Радио, пресса, театры транслировали произведения национальных деятелей культуры, работали школы на национальных языках.
Сталин считал, что общество должно пройти ряд этапов экономического и культурного воспитания, в течение которых труд из средства только поддержания жизни будет превращен в глазах общества в первую жизненную потребность, а общественная собственность — в незыблемую и неприкосновенную основу существования общества. Но жизненной потребностью может стать только то, что осмысленно и принято на уровне идеалов. В создании таких идеалов и состоит главная ценность идеологии.
Таковы основные матрицы советской идеологии, которой так и не суждено будет сформироваться в полной мере. После смерти вождя развитие советской идеологии фактически будет остановлено. Однако в обществе утвердится идеологический феномен — советское сознание, в котором неагрессивный атеизм сочетался с евангельскими заповедями.
Читайте также:

Валерий Бухвалов. Духовные истоки советского социализма

IMHOclub.by

Добавить комментарий