Как остаться христианином в «демократическом» обществе?

левыми «независимыми» СМИ).левыми «независимыми» СМИ).
В области экономики, например, Х. Клинтон за углубление
социалистического строя, проталкиваемого президентом Обамой (её
оппонент, Дональд Трамп, Donald Trump , за свободу частной инициативы,
создавшей материальное благополучие Америки); она за «мир без границ»,
т.е. за неограниченный въезд в США жителей стран Третьего мира (Трамп за
тщательную проверку их на предмет преступности и отношения к Америке);
Клинтон за «права женщин» в смысле неограниченных абортов по любой
причине и в любой момент беременности (Трамп за запрет абортов за
исключением случаев опасности для жизни матери); Клинтон за ужесточение
ограничений на владение огнестрельным оружием (Трамп за свободу владения
огнестрельным оружием за исключениям сидевшим за уголовные
преступления); Клинтон никогда в своих речах не упоминает Бога (Трамп
заканчивает все свои выступления словами «Благослови вас Бог!»); Клинтон
с готовностью распускает любые непроверенные сплетни о Трампе (Трамп
использует исключительно факты, подтверждённые СМИ); Клинтон впервые в
американской истории является кандидатом, находящемся под расследованием
ФБР (Трамп никогда не был привлекаем к уголовной ответственности); и
т.д.
Но вот фокус – несмотря на такую антихристианскую, антиамериканскую и
антисоциальную репутацию, по имеющимся опросам мнения около половины
населения США готовы голосовать за Клинтон!
Здесь к месту подметить, что популярность Х. Клинтон достигает своего
апогея в момент, когда христианское мировоззрение перестало определять
поведение общества. Другими словами, до последнего времени, «по
умолчанию», критерий Добра и Зла определялся христианским
мировоззрением. Современное же общество всё больше и больше ведёт себя
по известному анекдоту, когда туземец, на вопрос, что «хорошо» и что
«плохо», отвечает: когда у меня украдут корову – это плохо, а когда я
украду корову – это хорошо.
Излишне говорить, что при такой морали построение правового общества невозможно.
Но попробуем ответить на вопрос – а как христианин должен вести себя в
современном, «супер мирском» обществе? Ведь часто, следуя завету Христа
быть «солью и светом» в этом падшем мире (Матфея 5:13-16), мы
оказываемся вовлечены не только в вопросы вечности, но и в вопросы
сиюминутной важности, т.е., что делать в данный конкретный момент.
Вспомним Слово Митрополита Виталия, Первоиерарха Русской
Православной Церкви заграницей («РПЦЗ»), сказанное им в день
празднования 50-летия Свято-Троицкой семинарии 25 августа 1998 г. —
«Правомыслие» (см. Православную Русь от 1/14 октября 1998 г.).
Увидев это слово, я сперва подумал, что наш иерарх уподобился А.
Солженицыну и решил изобрести новое слово. Но, заглянув в Даля, сразу же
нашёл его (у Ожегова этого слова не оказалось). У Даля оно поясняется
как «здравомыслие» (что, в общем-то, в наше время, тоже как-то не часто
услышишь).
Причина, по которой владыка Виталий употребил это слово та, что
он начал свою речь такими словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Всякое человеческое деяние начинается с мысли, с мысли хорошей или
плохой. Вот вам, как пример плохой мысли — коммунизм. Какой его
результат? Миллионы убитых невинных людей, голод, гонения, лишение
всякой свободы. Вот результат плохой мысли. Всякая мысль человеческая
имеет свою нравственную силу, она может быть положительная или
отрицательная. … Это очень важно — кто правильно мыслит, тот правильно
живёт. … Но качество всякой мысли, приходящей в наш мозг, сразу же
определяется нашей совестью и совесть безошибочно нам говорит, что это
плохая мысль и мы должны от неё отказаться, и даже в ней исповедываться,
чтобы Господь очистил нас от всякой неправильной мысли. Ибо
неправильная мысль создаёт неправильную жизнь не только в семье, но и в
целом государстве. Вот как важно правильно мыслить. … Мы видим, что
творится в мире от неправильной мысли. Миллионы жертв, полные тюрьмы
совершенно невинных людей. И всё это происходит от неправильной мысли,
от неправославной и нехристианской мысли».
Самое интересное в вышеприведенной цитате, наверно, то, что всё
высказываемое в ней мы — «знаем». Но «знать» далеко не значит
осознавать, или учитывать, или применять в нашей повседневной
деятельности. Мы знаем это всё, так сказать, теоретически, как о чём-то
отвлечённом, не имеющем применения в «настоящей\» жизни.
Творец и Вседержитель вселенной установил гражданское правительство
в качестве неотъемлемой части Его суверенного плана (Дан. 2:21). Как и
семья и церковь, гражданское правительство было создано для достижения
Божьих целей. Христиане должны славить своего Создателя и Спасителя в
каждой области жизни, в том числе гражданское правительство.
Как христиане, мы должны верить в Бога, а не человека (Пс. 20: 7).
Мы должны чётко осознавать, что ВСЕ проблемы, стоящие перед нами, по
сути своей духовные, а не политические. Эти «духовные» вопросы имеют
последствия для наших сообществ и нашей страны; и мы, как христиане,
особенно в западных странах, как Америка, обязаны принимать участие в их
решениях.
В Матфея 22:21 Иисус сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а
Божие Богу». Да, разговор шёл о налогах, но Иисус не выступал в роли
сборщика податей, а имел ввиду гораздо больше.
В самом деле, неужто правительство существует только для сбора
налогов? Хотя очень соблазнительно ответить на этот вопрос
утвердительно, но мы знаем, что правительство обязано заниматься и
многими другими вопросами. В частности, в США, народ имеет
правительство, как сказал Авраам Линкольн, «народное, волей народа, для
народа» (хотя бы в теории). Т.е., именно мы, «народ», определяем состав
правительство через людей, которых мы выбираем. Так как мы можем
определять состав нашего правительства, то именно нам, а не только
политиканам, придётся дать отчёт за то правительство, которое мы
выбрали!
Исход 18:21 намекает на вечные принципы отбора хороших правителей,
когда эта привилегия доступна для народа: «сойду и посмотрю, точно ли
они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет;
узнаю». В нашем современном компьютерном веке легко получить
исчерпывающую информацию о кандидатах, а затем молитвенно дать им
оценку.
Апостол Павел призывает верующих в первую очередь молиться за своих
правителей. Для того, чтобы молиться разумно, мы должны знать, что
происходит в правительстве. Он писал: «Итак прежде всего прошу совершать
молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и
за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во
всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему
Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания
истины».(1 Тимофею 2:1-4).
В частности, мы должны молиться за наших правителей, в том числе об их спасении и вразумлении.
Апостол Павел говорит об ответственности правительства наказывать
злодеев и наставляет нас: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии
служители, сим самым постоянно занятые». (Римлянам 13: 6). В то время
как наказание за зло или, точнее, обеспечение справедливости, особенно
для беззащитных (Иеремия 22: 3), должно быть главным приоритетом,
гражданское правительство имеет гораздо больше обязанностей. Гражданские
правители в Израиле имели право создавать инфраструктуру (Втор. 19: 3),
поддерживать честный рынок (Иезекииль 45: 9-10), обеспечивать
национальную безопасность (Втор. 20), защищать частную собственность (1
Царств 21:15, 21: 19), а также признавать и поддерживать авторитет семьи
(Втор. 21: 18-21). Таким образом, мы платим налоги, чтобы обеспечивать
участие и успех правительства во многих областях.
Но как быть, когда правительство транжирит народное состояние,
производит сомнительные расходы, или выпускает законы, продвигающие зло?
Апостол Пётр даёт кое-какие наставления на этот счёт: «Итак будьте
покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как
верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания
преступников и для поощрения делающих добро». (1 Пётр 2: 13-14).
Греческое слово «покоряться» означает «стать в строй по команде
властей». Бог установил власть для поддержания порядка, и мы должны
подчиняться законным властям. Но, в республике, как США, правители
служат избирателям и должны подобным же образом подчиняться верховенству
закона. Тот, кто восстаёт против верховенства закона, по сути, восстаёт
против Бога (Римлянам 13: 1-2).
Означает ли это, что у нас нет никаких возможностей обращения за
помощью против несправедливых законов или плохого правительства? Нет,
это вовсе не значит, что нет. В конституционной республики, мы
контролируем выборных государственных должностных лиц и заставляем их
нести ответственность за их поступки при помощи нашего голоса. Кроме
того, мы должны высказываться каждый раз, когда правительство продвигает
законы и политику, идущие вразрез с библейскими истинами и принципами.
Выражать свои библейские убеждения можно многими различными
способами: написанием выборным должностным лицам, письмами в редакцию
газет, участием в митингах, посещением собраний в городских управах, или
даже участвовать в организованных протестах (одно из основных прав в
рамках Билля о правах). Возможно даже стать кандидатом на должность
против нерадивого выбранного чиновника.
Иногда количество правительственных «обид» заставляет нас опускать
руки, и, в минуты слабости, мы можем сомневаться: что может сделать один
человек? Однако мы обязаны не унывать и публично заявлять о
трансцендентной истине Божьего Слова, которое должно направлять политику
и законы правового общества.
Естественно, человеку невозможно сражаться на всех фронтах и я не
думаю, что Бог ожидает от нас непосильного. Тем не менее, некоторые
вопросы требуют нашего пристального участия. Эти вопросы чётко
определены в Писании, чаще всего в качестве поведения, которое резко
осуждалось и приводило суд Божий на народы. Одним из них является
пролитие невинной крови (Иеремия 7: 6) – аборты. Мы должны открыто
выражать праведное негодование по поводу этой несправедливости: «не
будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови
на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе». Другой
наболевший вопрос разрывает ткань обществ по всему миру – переосмысление
Божьего плана для брака, который Он ясно определил в Бытие 2 и Христос
повторил в Евангелии от Марка 10: 6-9 как союз мужчины и женщины. Мы
обязаны крикнуть нашим избранным представителям: «Хватит! Эти безобразия
должны быть прекращены!» В противном случае, наше молчание может быть
истолковано как молчаливое одобрение.
Согласно Римлянам 13, государственные правители есть «слуги Божьи».
Как я уже говорил, пожалуй, самый прямой путь к участию в политике –
через выборные должности. Писание упоминает многих верующих, которых Бог
воздвиг и благословил в правительстве. Иосиф помог дать пищу своему
народу. Дебора помогла защитить своих людей, вдохновляя Божьего человека
к действию. Есфирь рисковала своей жизнью, используя своё влияние на
царя, чтобы помочь спасти свой народ. А Неемия объединил людей в работе
над проектом, который обеспечил их безопасность. Выборные должностные
лица не являются обязательно злыми, но должны быть «рабами Божьими»,
которые, в свою очередь, обязаны служить обществу.
Христиане имеют много возможностей исполнить повеление Христа
«воздать кесарю», Матфея 22:21, и внести положительный вклад «соли и
света» (Матфея 5:13-16). Христианин может и молиться, и голосовать, и
платить налоги, и подчиняться верховенству закона, и выступать за Бога
почитая законы и протестовать против законов «Цезаря», когда они
нарушают Божьи законы…
Суммируя, вне зависимости от политических убеждений, американцы
имеют право определять состав правительства. Как христиане, мы обязаны
участвовать в формировании правительства. Более того, мы должны чётко
осознавать, что каждый из нас, в конечном счёте, ответит перед Богом за
свои действия и подаваемые нами голоса.
Интересно, что в таком общепризнанном руководстве как «Закон
Божий», написанном протоиереем Серафимом Слободским и «взятым на
вооружение» в РФ, среди дюжины приведенных в нём молитв, нет молитвы «О
правителях»!
П. Будзилович
Ноябрь 2016 г.

Добавить комментарий