Нет цензуре — да Интернету

Нет цензуре — да Интернету

Если
Константин Райкин, а также все остальные гении кинематографа,
тележурналистики или театра, отметившиеся в дискуссии о цензуре, выйдут
на просторы Интернета, то станут самыми популярными блогерами —
благодаря своим именам и способностям. И наверняка начнут хорошо
зарабатывать. Но они предпочитают просить деньги у государства. Разве не
странно?
Сцена из моноспектакля-концерта «Константин Райкин. Своим голосом…». Фото stavropol.monavista.ru.
Владимир
Познер тоже включился в дискуссию о цензуре, которую своим ярким
выступлением на съезде театральных деятелей неделю назад начал Константин Райкин.
Хочу
поздравить Вас с Вашим недавним выступлением и выразить Вам свою полную
поддержку. И еще хотел бы просить Вас не обращать внимания на окрики и
оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа. Оставляю в
стороне то, что голос народа далеко не всегда достоин уважения: немецкий
народ поддерживал Гитлера, советский народ требовал «врагам народа»
собачьей смерти, хотя эти люди ни в чем не были виноваты. История
показывает, что власть, если того захочет, поворачивает народ именно
туда, куда ей, власти, надо. И народ совсем плохой судья, когда речь
идет об искусстве. Вспомните, как шельмовали великих Прокофьева и
Шостаковича, Пастернака и Ахматову при полной и весьма горячей поддержке
народа.

Нет цензуре — да Интернету

Если
Константин Райкин, а также все остальные гении кинематографа,
тележурналистики или театра, отметившиеся в дискуссии о цензуре, выйдут
на просторы Интернета, то станут самыми популярными блогерами —
благодаря своим именам и способностям. И наверняка начнут хорошо
зарабатывать. Но они предпочитают просить деньги у государства. Разве не
странно?
Сцена из моноспектакля-концерта «Константин Райкин. Своим голосом…». Фото stavropol.monavista.ru.
Владимир
Познер тоже включился в дискуссию о цензуре, которую своим ярким
выступлением на съезде театральных деятелей неделю назад начал Константин Райкин.
Хочу
поздравить Вас с Вашим недавним выступлением и выразить Вам свою полную
поддержку. И еще хотел бы просить Вас не обращать внимания на окрики и
оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа. Оставляю в
стороне то, что голос народа далеко не всегда достоин уважения: немецкий
народ поддерживал Гитлера, советский народ требовал «врагам народа»
собачьей смерти, хотя эти люди ни в чем не были виноваты. История
показывает, что власть, если того захочет, поворачивает народ именно
туда, куда ей, власти, надо. И народ совсем плохой судья, когда речь
идет об искусстве. Вспомните, как шельмовали великих Прокофьева и
Шостаковича, Пастернака и Ахматову при полной и весьма горячей поддержке
народа.
http://pozneronline.ru/2016/10/17291
И,
конечно, увел дискуссию от ее сути. Как, впрочем, и все предыдущие люди
искусства, известные и не очень, кого можно назвать единомышленниками
Константина Райкина.
Андрей Могучий, художественный руководитель
БДТ имени Г. А. Товстоногова: «Искусство должно быть свободно. Я
абсолютно поддерживаю Константина Аркадьевича Райкина, для меня его
недавнее выступление, его Поступок — образец порядочности, честности,
человеческого достоинства, которое редко случается встретить в наши дни.
То, что он говорит о взаимоотношениях художника с властью, о той
ситуации, которая сложилась в профессиональном сообществе, — очень
важные сейчас темы».
http://www.fontanka.ru/2016/10/27/034
Андрей
Звягинцев, режиссер: «Совершенно очевидно, что в пространство
культурной жизни страны цензура вошла в полный рост. Отрицать это может
только лжец или невежда. Запрет спектакля, запрет выставки, запрет
публикации текста — все это и есть цензура. Просто невероятно, с какой
легкостью сейчас происходит подмена понятий. Никто даже и не морщится.
Мы говорим: «Это цензура», они говорят: «Это госзаказ». И еще нам же
предлагают «не путать понятия». Вы сможете назвать хоть один оперный
театр или хотя бы с десяток кинокартин, созданных без участия
государства?».
http://www.kommersant.ru/doc/3126654
Власть
обозначила свою позицию с самого начала: «Если государство дает деньги
на какую-то постановку, государство вправе обозначить ту или иную тему,
государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему в
рамках тех программ, которые находятся в имплементации», — заявил
пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже на следующий день после выступления Константина Райкина. И был
фактически подвергнут остракизму: творцы не желают обсуждать проблему в
рамках товарно-денежных отношений, они раздвигают эти рамки до границ
страны и населяющего ее народа, пытаясь по привычке воздействовать на
общественное мнение.
Однако те, кто часто ходит по кремлевским
коридорам, давно знают позицию Владимира Путина: на собственные средства
делайте, что угодно — разумеется, в рамках закона. То есть, без
экстремизма, пропаганды гомосексуализма на детских спектаклях и в кино и
без порнографии.
Например, весьма осведомленный Юрий Кобаладзе в свое время в интервью «Снобу» заявил буквально следующее:
Знаете,
что Путин сказал о Лесневской, чей New Times мочит его со страшной
силой? Когда ему доложили, он спросил: «Откуда у нее деньги?» Ему
отвечают: «Деньги свои». — «Значит, имеет право».
https://snob.ru/selected/entry/53979
Периодически
вспоминает о цензуре Виктор Шендерович, который до сих пор, по-моему,
не смирился с закрытием «Кукол». Эта персона, несомненно, представляет
интерес как концентрация леволиберальных взглядов. Как и персоны Сергея
Пархоменко и Светланы Сорокиной — бывших сотрудников НТВ, птенцов гнезда
Владимира Гусинского. Они по-прежнему считают экс-олигарха гениальным
медиаменеджером, хотя в свое время он их ужасно подвел, не сумев вернуть
кредит «Газпрому». Телекомпанию у него просто забрали за долги.
Владимира
Гусинского пытались сравнивать с Тедом Тернером, создателем CNN.
Напомню, что «звездный час» американской телекомпании пришелся на «Бурю в
пустыне» 1991 г. — первой акции усмирения Ирака. CNN поддержала
собственного президента, несмотря на явную неоднозначность вторжения в
суверенную страну, и рассказывала о военной операции по крайней мере
нейтрально.
НТВ рассказывала о второй — «путинской» войне в Чечне,
мягко говоря, иначе. Тед Тернер проявил себя, на мой взгляд, более
дальновидно.
Есть и еще одно отличие: американец создавал CNN за
свои деньги. «Телекомпания CNN была основана 1 июня 1980 г. бизнесменом
Тедом Тернером, уверенным в том, что у кабельной новостной службы
большая потенциальная аудитория и что проект в ближайшем будущем начнет
приносить прибыль. Однако в первый год существования CNN приносила
Тернеру только убытки. Станция теряла более $2 млн ежемесячно, и спустя
год банки, финансировавшие создание CNN, потребовали от Тернера погасить
долги и закрыть канал. По словам самого медиамагната, он не бросил
канал только из-за собственного идеализма. Тернер убедил банки продлить
срок кредитов, правда, при этом ставки по ним были повышены с 9% до 18%
годовых», — пишет Sostav.Ru.
Хозяин
НТВ должен был найти компромисс или с кредитором, или с исполнительной
властью, или гордо вернуть деньги. Только в этом случае его можно было
бы сравнивать с американским коллегой. В отличие от американского
медиамагната, российский не потрудился сделать ни первого, ни второго,
ни третьего.
Трудно понять, почему Виктор Шендерович, Владимир
Познер или Константин Райкин так привязаны к кремлевским деньгам,
государственному телевидению или театру, почему они не продолжают свою
работу самостоятельно, без оглядки на власть. Как может великий артист
обижаться на какого-то замминистра культуры Аристархова, поминать его в
своей речи как главное вселенское зло, мешающее ставить гениальные
спектакли?
Сегодня есть все возможности не обращать внимания на
министерства. Не продлили контракт? Не проблема: есть свободный YouTube —
творите! Договоритесь со спонсорами о стартовых инвестициях (они
сравнительно небольшие), выкладывайте свои работы на видеохостинг,
собирайте подписчиков, лайки — капитализируйте проект. Станьте
по-настоящему независимыми, в конце концов.
Признаться, я вообще
не понимаю, о какой цензуре идет речь. У меня, как сегодня у многих,
есть собственный блог, где я самовыражаюсь без редактора, корректора и,
конечно, без всевидящего ока главлита. Однако Андрей Звягинцев почему-то
сообщает обществу о существующем тайном запрете на публикацию текстов.
Это
ложь — сотни тысяч всевозможных письменных опусов, фотографий,
видеороликов разных форм и на разные темы гуляют по бескрайним просторам
интернета,. Среди этой массы есть откровенно слабые, среднего уровня и
поразительно талантливые. Никогда еще литература, кино и другие виды
искусства не знали ни такой свободы, ни таких тиражей. Разумеется, если
гении кинематографа, тележурналистики или театра, отметившиеся в
дискуссии о цензуре, выйдут на эти просторы, они мигом станут самыми
популярными блогерами благодаря своим именам и своим недюжинным
способностям.
Другое дело, что за такое народное творчество редко
или мало платят, особенно поначалу. Но ведь Константин Райкин говорил не
о деньгах.
Или все же о деньгах?
____________________
Отвечая на критику, замминстра культуры Александр Журавский удивился: «Мы поддерживаем современную драматургию, молодую режиссуру,
поддерживаем и осуществляем грантовую поддержку регионов». Вряд ли
Константина Райкина можно отнести к молодым режиссерам. Тем не менее, финансирование он получил — буквально вчера. Умеют люди вышибать деньги из государства.
По-моему, прав Лев Новоженов,
напомнив о том, кому действительно худрук «Сатирикона» обязан славой:
«Как-то в пылу дискуссии о цензуре мимо ушей прошло, что Аркадий
Исаакович состоялся именно в условиях дьявольской цензуры, благодаря
чему состоялся вслед Константин Аркадьевич уже в либеральной России,
получивший в наследство свою фамилию и заодно целый театр».
А потом добавил,
отвечая комментатору: «Серое большинство, как тут один высказался.
Быдло. Зомбированные. Это серое большинство пошло умирать за вас в 41-м и
последующих годах. Оно роет канавы, строит дома и дороги, водит
самолеты и поезда, лечит, преподает, вытаскивает из горящего дома,
убирает ваше говно, выживает, как может, и — да! — именно оно покупает
билеты в театр. Да здравствует серое большинство!».
Лучше не скажешь.

Источник

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

15 + шестнадцать =