Зачем из сирот готовят иждивенцев

Зачем из сирот готовят иждивенцев

\»Они думают, все им должны\» — так характеризуют своих подопечных
воспитатели детских домов. То, как государство портит сирот, выяснили в ходе исследования эксперты НИУ
ВШЭ.

Воспитателей спрашивали, какие недостатки существуют в сегодняшней системе
\»казенного воспитания\». Педагоги ответили: государство выращивает лентяев и эгоистов. \»Они
очень хорошо знают свои права… Государство слишком много тратит на таких детей… Нужно больше приучать их к
работе\» — такими оказались основные ответы.

Зачем из сирот готовят иждивенцев

\»Они думают, все им должны\» — так характеризуют своих подопечных
воспитатели детских домов. То, как государство портит сирот, выяснили в ходе исследования эксперты НИУ
ВШЭ.

Воспитателей спрашивали, какие недостатки существуют в сегодняшней системе
\»казенного воспитания\». Педагоги ответили: государство выращивает лентяев и эгоистов. \»Они
очень хорошо знают свои права… Государство слишком много тратит на таких детей… Нужно больше приучать их к
работе\» — такими оказались основные ответы.
Действительно, никакими методиками трудового
воспитания
в современных детских домах и не пахнет: максимум, что разрешено делать детям — стирать трусы. И
то это касается исключительно девочек — мальчикам и трусы стирать не дают.
\»Он пришел в столовую — там уже все готовое. Ему даже хлеб не нужно резать, суп не надо
наливать. Все это работники подадут и поставят на стол! Они покушали — даже за собой не убирают посуду\», —
возмущается одна из воспитательниц.
Другая добавляет: \»То есть просто-напросто он остается таким же маленьким ребенком,
несмотря на возраст… С ним постоянно и воспитатель, и младший воспитатель… Зачастую приходится на одного
ребенка по два-три сотрудника\».
Возможность привлекать воспитанников к \»выполнению хозяйственно-бытовых
функций\» запрещена законодательно, возмущаются воспитатели.

\»Им заняться нечем, здесь все за них делают, труд запрещен у нас. Как можно их научить
домашнему хозяйству, если здесь уборщицы? Если у нас стиральщицы, мойщицы посуды? Дети ничего не делают\»,
— рассказывает педагог одного из детских домов.
По мнению педагогов, государство порождает в воспитанниках детских домов
инфантилизм и приспособленчество.

Так, первые полгода любой выпускник казенного учреждения, если он не пошел учиться и
работать, получает пособие в размере средней зарплаты по региону. \»В среднем 27 тысяч, они их получают
просто так. И как заставить их потом работать за десять? Это невозможно\», — сокрушаются респонденты.
Одна из воспитательниц рассказала, как бывшие воспитанники, получив по 55 тыс. руб. на
зимнюю одежду, накупили на эти деньги смартфонов и телефонов, работать не пошли, а потом всю зиму ходили по
снегу в кроссовках: \»Хотя у всех и телефоны, и планшеты были — в прошлом году мы всем дарили на Новый
год\».
Спросили социологи воспитателей и об их отношении к квотам при приеме на работу.
(Напомним, что в Госдуме в ближайшее время ожидается рассмотрение законопроекта о введении квот на детей —
выпускников казенных учреждений по аналогии с квотами по приему на работу инвалидов.)
Политика \»позитивной дискриминации\», когда социально уязвимым группам
предоставляют особые преференции в сфере реализации социальных прав, оценивается экспертами как вредная по
своим последствиям.
\»Чрезмерный патернализм государства в отношении детей-сирот усиливает
иждивенческие настроения\», — делают вывод эксперты. И обостряет социальную напряженность, добавим мы.
Ведь многочисленные меры господдержки воспринимаются сверстниками, не имеющими в 18 лет собственной
квартиры и льгот при поступлении в вуз, как несправедливые.
\»Чем виноват домашний ребенок, который из-за льготников не прошел в университет на
бюджетное отделение? Уж он-то точно реально учился бы и окончил колледж или вуз! А наши без конца в
розыске\», — возмущается одна из воспитательниц.
Не все педагоги одобряют и возможность воспитанников при выходе во взрослую жизнь
получить сразу все выходное пособие. Обычно накапливается сумма 500-600 тыс. руб. (алименты, пенсии по утере
кормильца и так далее).
\»Из детей-сирот в середине прошлого века вырастали достойные люди, нередко видные
ученые, военачальники. Сегодня же при такой заботе государства чаще всего вырастают лентяи\», —
комментирует социолог Роман Заваришин.
Впрочем, из домашних детей нередко вырастает то же самое. Но это уже другая тема.
Анна Александрова

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

16 − девять =