Диагностика нацистских партий

Диагностика нацистских партий

[/i]Только что в издательстве «Алетейа» в соавторстве Натальи Ереминой и Сергея Середенко вышла книга «Правый радикализм в партийно-политических системах современных европейских государств».
В книге исследуется широкий спектр концепций и подходов к крайне правым
партиям и ультранационалистической идеологии, а также правовых и
политических дискурсов, в которые они погружены. Книга дает
многостороннее исследование эволюции крайне правых и их воздействия на
современную европейскую политическую и партийную систему, общество и
государство.
Специально для ИМХОклуба Сергей Середенко предложил фрагмент из
новой книги: «Примерная диагностика нацистских партий на примере
Всеукраинского Объединения «Свобода».

[i]Решения
Нюрнбергского трибунала морально обязывают к тому, чтобы партия,
диагностированная как нацистская, была немедленно ликвидирована.
Вместе с тем в общественном сознании нацистских партий просто не
существует, т.к. военный разгром нацизма в 1945 году, Нюрнбергский
трибунал и законы о денацификации Контрольного Совета должны были
поставить в истории нацизма жирную точку.
Реальность, однако, демонстрирует, что нацизм оказался более живучим, чем предполагалось.[/i]

Ранее было показано, что для
ликвидации общественно-опасных партий не обязательна их диагностика как
нацистских — достаточно выявления умышленного пересечения партией
«границы запретного». Вместе с тем, как это следует из приведенного
примера с Всеукраинским Объединением «Свобода», диагностика партии
именно как нацистской вполне может стать задачей суда, от которой тот же
украинский суд в свое время фактически устранился. Однако задача эта
вполне решаемая, и алгоритм ее решения приводится ниже.

Диагностика нацистских партий

[/i]Только что в издательстве «Алетейа» в соавторстве Натальи Ереминой и Сергея Середенко вышла книга «Правый радикализм в партийно-политических системах современных европейских государств».
В книге исследуется широкий спектр концепций и подходов к крайне правым
партиям и ультранационалистической идеологии, а также правовых и
политических дискурсов, в которые они погружены. Книга дает
многостороннее исследование эволюции крайне правых и их воздействия на
современную европейскую политическую и партийную систему, общество и
государство.
Специально для ИМХОклуба Сергей Середенко предложил фрагмент из
новой книги: «Примерная диагностика нацистских партий на примере
Всеукраинского Объединения «Свобода».

[i]Решения
Нюрнбергского трибунала морально обязывают к тому, чтобы партия,
диагностированная как нацистская, была немедленно ликвидирована.
Вместе с тем в общественном сознании нацистских партий просто не
существует, т.к. военный разгром нацизма в 1945 году, Нюрнбергский
трибунал и законы о денацификации Контрольного Совета должны были
поставить в истории нацизма жирную точку.
Реальность, однако, демонстрирует, что нацизм оказался более живучим, чем предполагалось.[/i]
Ранее было показано, что для
ликвидации общественно-опасных партий не обязательна их диагностика как
нацистских — достаточно выявления умышленного пересечения партией
«границы запретного». Вместе с тем, как это следует из приведенного
примера с Всеукраинским Объединением «Свобода», диагностика партии
именно как нацистской вполне может стать задачей суда, от которой тот же
украинский суд в свое время фактически устранился. Однако задача эта
вполне решаемая, и алгоритм ее решения приводится ниже.
Предлагаемая ниже схема диагностики нацистских партий для судов исходит
из критериев «необходимого и достаточного», т.е. предлагается
минимальный набор маркеров, образующих при своем одновременном наличии
«состав преступления» нацизма. Факультативные дополнительные маркеры
даны отдельно. При этом должно быть понятно, что поводом, триггером
обращения в суд будут являться, скорее всего, не партийные документы, а
броские публичные заявления, призывы типа «топить жидов в крови
москалей» (данный призыв очень характерен, так как и в отношении евреев,
и в отношении русских использованы нисходящие этнонимы). Партийные
документы актуализируются именно в свете подобного рода призывов или
действий, и становятся основой для анализа именно потому, что в них
выражена коллективная воля партии.
Схема диагностики приводится на примере проекта Национальной Конституции
Украины (далее НКУ) и Программы Всеукраинского Объединения «Свобода»
(далее ПС), при этом ПС с определенной натяжкой может рассматриваться
как пояснительная записка к НКУ.
ВО «Свобода» взята в пример, во-первых, в связи с актуальностью событий
на Украине, и, во-вторых, из-за того, что нацизм в исполнении «Свободы» —
наивный, «чистый», не маскирующийся под что-либо иное (хоть и не
признающий публично себя таковым, как уже было показано). В-третьих,
диагностика именно на этом примере позволит «продолжить» начатый в
украинском суде спор о том, является ли «Свобода» нацистской партией.
Актуальная фактура по событиям на Украине — богатейшая, и в триггерах
недостатка нет. Приведем лишь один факт, имеющий непосредственное
отношение к теме ликвидации общественно-опасных партий и ассоциаций. Как
сообщало агентство РИА Новости, 28 марта 2014 года украинские силовики
провели ночью экстренное оперативное совещание в связи с событиями
вокруг Верховной Рады, обсудив возможность запрета радикального движения
«Правый сектор». По информации агентства, во встрече приняли участие, в
частности, глава Совета национальной безопасности Украины (СНБУ) Андрей
Парубий и депутат, а также лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок. В ходе
встречи министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, с учетом
радикализации «Правого сектора», предложил ввести полный запрет этой
организации. «О.Тягнибок не занял определенной позиции, а А.Парубий
поддержал А.Авакова, сказав, что такое решение позволит самим
присутствующим перестать считаться радикалами», — рассказал
представитель партии «Батькивщины» информационному агентству РИА1.
Подобная борьба пауков в банке позволяет, помимо прочего, определить
современную фазу развертывания украинского нацизма — между 3 и 4 (см.
главу 5).
Сам «нацизм» в предлагаемой схеме практической диагностики
рассматривается в определении Р.Гриффина как «популистский
палингенетический ультранационализм». Соответственно, для диагностики
важны три основных маркера — палингенезис, ультранационализм
(агрессивный национализм), популизм. В качестве факультативных маркеров
приводятся гипертрофированная роль государства, тоталитаризм,
глорификация нацизма, особые представления о Lebensraum, милитаризм.
Авторы считают также нужным отметить, что маркеры, отнесенные выше к
условному разряду «эзотерических», в данном практическом приложении не
рассматриваются по нескольким причинам. Во-первых, потому, что, исходя
из названия, эти маркеры являются тайными, и для демонстрации их наличия
требуется определенная розыскная деятельность, которая не всегда может
быть проведена. Во-вторых, эзотерическая «составляющая» нацизма
относится скорее к режиму в целом, а не к партии, как к таковой.
Ahnenerbe, например, была «исследовательским институтом» под личным
патронажем главы «черного ордена» СС Г.Гиммлера, и к НСДАП
непосредственного отношения не имела. Из сказанного можно сделать
доказательный вывод о том, что при наличии и демонстрации
«экзотерических» составляющих нацизма в идеологии партии «эзотерическую»
составляющую следует презумировать, т.к. в подавляющем большинстве
случаев, и ВО «Свобода» тут не исключение, нацисты тщательно скрывают
свою нацистскую сущность от «непосвященнах».
Ниже по каждому выделенному «экзотерическому» маркеру мы приводим
конкретный текст, который подтверждает наличие данного маркера и
позволяет отнести партию «Свобода» к разряду нацистских партий.
Повторимся, что недостатка в фактическом материале в отношении ВО
«Свобода» нет, в связи с чем авторами исследуются не все приведенные в
главе 5 возможные виды доказательств (например, несколько ультраправых
партий отказались от сотрудничества с ВО «Свобода»), а только два
партийных документа, необходимым и достаточным образом изобличающих
«Свободу», как нацистскую партию.
1. Палингенезис.
В основе нацизма — миф о
возрождении былого величия нации (подлинного или мнимого). Причем
«возрождение» следует понимать буквально, как прохождение через «смерть»
— национальную трагедию, унижение. Сам термин «палингенезис» взят
Р.Гриффином из геологии, и означает повторное «отвердевание», «спекание»
рассыпавшихся пород.
С точки зрения палингенезиса, наиболее содержательной является преамбула
проекта НКУ Партии Свобода, в которой отражены как «золотой век» и
«национальная трагедия», так и «континуитет», т.е. преемственность
современного государства прошлому.
1.1. «Золотой век».
Текст преамбулы этого НКУ выглядит следующим образом:
«Мы, граждане Украины, понимая, что Украинская нация является
наследницей развитой духовной и материальной культуры трипольцев, скифов
и сотен последующих поколений украинцев, что континуитет современного
Украинского государства был основан в Киевской Руси, а продлен
Галицко-Волынским княжеством, Казацкой Республикой периода Гетманщины,
Украинской народной Республикой, Западно-Украинской народной
Республикой, Карпатской Украины и Украинской Державой, восстановленной
Актом 30 июня 1941, что Независимая Украина возникла как следствие более
чем трехсотлетней национально-освободительной борьбы украинцев,
Зная, что Украинская нация находилась в тяжелом, более чем трехсотлетнем
колониальном ярме, что она пережила страшный геноцид в годы Голодомора,
который подорвал ее генофонд, что в течение сотен лет уничтожались ее
язык и культура, что против украинцев направлялось острие
коммунистических репрессий,
Осознавая свой долг и ответственность перед Творцом, погибшими в борьбе
за свободу Украины, нынешним и грядущими поколениями украинцев,
Желая утвердить идеалы справедливости и верховенства права в Украинском Государстве,
Считая, что Государство является гордостью и делом чести свободолюбивых
украинцев, а свобода — это средство достижения счастья и благополучной
жизни,
Руководствуясь собственной совестью и Божьей волей,
Опираясь на славное историческое наследие развития народоправного
государства и совершенное и развитое украинское право периода
Гетманщины,
Договариваемся развивать национальное, неделимое, правовое, социальное и
справедливое Украинское Государство, которое должно стать гарантом прав
и свобод Украинской нации в целом и каждого украинца в частности».
Понятно, что «золотой век нации» может быть как подлинным, так и мнимым,
выдуманным — во втором случае на службу нацизму поступает процесс
«переписывания истории», на котором ниже придется остановиться отдельно.
В качестве примера приведем статью 23 проекта НКУ Партии Свобода:
«Национальным Гербом Украины является Тризуб — Знак Княжеского
Государства Владимира Великого».
1.2. Национальная трагедия.
В логике нацизма «золотой век»
нации обязательно должен закончиться национальной трагедией, или даже
национальным унижением — «обрывом» нации. При этом национальная трагедия
обязательно должна иметь внешний виновный источник — слепая природная
сила, типа извержения Везувия, в расчет не принимается. В результате
возникает причудливый психологический гибрид героя-жертвы. Статус
жертвы, с точки зрения авторов, необходим нацистской партии для того,
чтобы, во-первых, освободиться от ответственности (жертва не отвечает, в
частности, за «самооборону») и, во-вторых, легитимизировать право
требования — к инородцам, инакомыслящим и другим государствам в борьбе
за «жизненное пространство». Если обычный «расклад» партий в обществе
является слепком хронологии конфликтов в этом обществе — партии
возникают как потребность общества в выражении конфликта, то нацисты
характерны тем, что формально выражают не актуальный, а застарелый
конфликт, поднимают тему исторически недавнего национального унижения, и
в этом смысле имеют полное право называться реваншистами.
Национальной трагедией, с точки зрения ВО «Свобода», является все, что
связывает Украину с Россией. Вслед за государствами Прибалтики Украина
стала одним из крупнейших производителей русофобии. Исследование
показывает, что чем сомнительнее «золотой век», тем оглушительнее должна
быть «национальная трагедия», позволяющая утверждать не «ах, как хорошо
мы жили!», а «ах, как бы мы жили, если бы не…». «Национальной трагедии»
посвящен, помимо преамбулы НКУ, еще целый VI раздел ПС:
«2. Признать факт оккупации Украины большевистской Россией 1918-1991
гг., следствием чего стал беспрецедентный геноцид украинцев.
3. Добиться от Верховной Рады Украины, ООН, Европарламента, парламентов
стран мира признания геноцида украинцев в ХХ в., в результате которого
уничтожено 20,5 млн. украинцев, преступлением против человечества
(террор и грабежи мирного населения во время войны большевистской России
против Украинской народной республики 1918-1921 гг.; раскулачивание и
насильственная коллективизация; искусственные голодоморы 1921 г.,
1932-1933 гг., 1947 г., несколько волн физического уничтожения
украинской элиты в 1920-1930-1940 гг. и 1970-х гг.; физическое
уничтожение мирного населения в военный период; принудительный вывоз
украинцев на чужбину; операция «Висла»; истязания в тюрьмах и
издевательства методами карательной психиатрии над украинскими
патриотами до распада советской империи; ограбление народного хозяйства,
исторических и культурных ценностей; ограбление и уничтожение
украинских церквей; преследования по национальному и религиозному
признакам; планомерное уничтожение украинской культуры и языка,
тотальная русификация).
5. Обновить уголовное дело по факту Голодомора 1932-1933 гг., который
признан государством геноцидом украинского народа, то есть
преступлением, к которому не применяются сроки давности. Осуществить
публичный судебный процесс над коммунизмом. Добиться в судебном порядке
запрета коммунистической идеологии как человеконенавистнической и такой,
что нанесла непоправимый вред украинскому народу.
6. Ввести строгую уголовную ответственность за публичное отрицание Голодомора как геноцида украинской нации.
9. Требовать от Москвы официального признания, извинения и компенсации
за геноцид украинцев. Добиться от России возвращения сбережений граждан
Украины (83 млрд. руб. по состоянию на 1991 г.). Настаивать на передаче
Украине принадлежащей ей доли Алмазного фонда, золотых и валютных
запасов, зарубежного имущества бывшего СССР.
10. Выплатить компенсации репрессированным украинцам и их потомкам в размерах, соответствующих их страданиям.
11. Предоставить жителям Украинской Кубани, Холмщины, Надсяння,
Подляшья, Лемковщины, насильно выселенным из родных земель, статус
депортированных со всеми социальными гарантиями».
«Геноцид украинского народа» не мог не привести к «демографическому
кризису». Для преодоления данного кризиса в пункте 3 главы III ПС
предлагается, в частности, «реализовать программу «Репродуктивное
здоровье нации» — запретить прерывания беременности, кроме случаев,
обусловленных медицинскими показаниями и доказанных в судебном порядке
фактов изнасилования. Приравнять в уголовном законодательстве незаконное
осуществление абортов к покушению на убийство».

Диагностика нацистских партий

1.3. «Очищение»
Идея «возрождения» тесным образом
связана с идеей «очищения», т.к. в огне, в котором сгорает феникс,
должно сгореть и все лишнее, наносное, вредное, в том числе, весь
политический и национальный «мусор», с точки зрения Партии Свобода, —
«жиды», «москали», поляки, гомосексуалисты, мигранты, коррупционеры,
наркоманы, коммунисты. Первая глава ПС так и называется — «Власть и
общество. Коренное очищение и справедливый строй»:
«1. Провести люстрацию власти. Отстранить от власти агентуру КГБ и
госслужащих, которые работали на руководящих должностях в КПСС.
2. Обнародовать списки агентов КГБ СССР, которые находились или
находятся на государственной службе в Украине и других общественно
значимых должностях.
3. Назначать на освободившиеся после люстрации вакансии молодых
специалистов, выпускников украинских вузов, отобранных по принципам
патриотизма и профессионализма, после повышения квалификации на
специальных государственных управленческих курсах.
4. Установить обязательную проверку госслужащих и кандидатов на выборные
должности с помощью полиграфа («детектора лжи») на причастность к
коррупционным действиям, сотрудничеству с иностранными спецслужбами и на
наличие двойного гражданства».
Задаче «очищения», точнее, отделения «чистых» от «нечистых» служит и пункт 7 Программы Партии Свобода:
«Установить в паспорте и свидетельстве о рождении графу
«национальность». Определять национальность по Свидетельствам о рождении
или Свидетельствам о рождении родителей, учитывая пожелания гражданина
Украины».
В развитие этой темы в пункте 14 данной главы предлагается «обязать
кандидатов на все выборные должности указывать в официальных биографиях
национальную принадлежность, все предыдущие (от советских времен)
партийные и государственные должности и судимости — не только
непогашенные, но и погашенные, и снимать кандидатов с регистрации из-за
сокрытия биографических фактов или лишать депутатов мандата, если
сокрытие выявится после выборов».
«Очищение» должно произойти и в экономике: согласно пункту 12 главы II ПС надлежит:
«Проверить законность приватизации всех крупных предприятий (в которых
среднесписочная численность работников превышает тысячу человек в год
или объем валового дохода от реализации продукта в год превышает
пятьдесят миллионов гривен). Вернуть незаконно приватизированные объекты
в государственную собственность и собственность трудовых коллективов».
Согласно пункту 8 главы III ПС нелегкие годы предстоят как наркоманам, так и представителям ЛГБТ сообщества:
«Запретить рекламу табачных изделий и алкогольных напитков в любой форме
на всей территории Украины. Установить уголовную ответственность за
пропаганду наркомании (в том числе так называемых «легких наркотиков») и
сексуальных извращений».
Согласно пункту 12 главы IV надлежит «ввести строгие антииммиграционные
мероприятия и усовершенствовать систему содержания и депортации
иностранцев — нелегалов».
В уже приводившейся главе VI ПС, носящей название «Историческая
справедливость, преемственность государства и преодоление последствий
оккупации», предлагается также:
«7. Ликвидировать и запретить использование издевательских для украинцев
имперско-большевистских символов, отмечаний дат, памятников и названий в
честь палачей Украины. Запретить установку на территории Украины любых
имперских памятников и символов, прославляющих историю
государств-оккупантов.
8. Создать специальную следственную структуру для розыска преступников,
которые уничтожали украинскую нацию, и после обнаружения привлекать их к
уголовной ответственности.
15. Отменить специальные пенсии для прислужников советского режима,
руководителей коммунистической партии, комсомола и карательных органов
СССР».
Понятно, что тема «очищения» не так развита в НКУ, как в ПС, но в
проекте конституции все же нашлось место для чистоты кадров в спорте:
«Статья 39. Запрещено заключать контракты с иностранными гражданами или
лицами без гражданства для их участия в украинских спортивных
соревнованиях и в спортивных соревнованиях на международной арене от
имени Украины».
1.4. Переписывание истории.
Два встречных потока — производство альтернативной истории и борьба за
чистоту «истинной» истории порождают при пересечении попытки
законодательных запретов «фальсификации истории». Противостояние это в
глобальном масштабе зашло уже слишком далеко. Типичными приемами тут
являются современные политические оценки, подающиеся как «исторические
факты», результатом которых стала повсеместная политизация истории.
«Переписывание истории» в интересующем нас контексте палингенезиса
происходит в двух основных направлениях: конструировании и нанесении
позолоты на «золотой век» и, соответственно, в конструировании и
усугублении «национальной трагедии». При этом следует отметить, что
понимание того, что «с историей что-то делают не так», есть и у
международного сообщества, однако четкого выделения этих двух маркеров
применительно к нацизму нет. Так, например, в пункте 98 Дурбанской
декларации отмечается лишь, что «Мы подчеркиваем важность и
необходимость преподавания фактов и правдивых сведений об истории
человечества, начиная с античных времен и до недавнего прошлого, а также
преподавания фактов и правдивых сведений об истории, причинах,
характере и последствиях расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и
связанной с ними нетерпимости в целях обеспечения всеобъемлющих и
объективных знаний о трагедиях прошлого».
Четкая программа «переписывания истории» представлена в главе VI ПС:
«12. Разработать и внедрить государственную просветительскую программу
«Правда о геноциде украинцев». Ввести отдельную учебную дисциплину
«История геноцида украинцев в ХХ в.» во всех учебных заведениях.
13. Признать борьбу, которую до конца 1950-х годов проводила Организация
Украинских Националистов (ОУН) и Украинская Повстанческая Армия (УПА),
национально-освободительной борьбой украинского народа. Признать воинов
УПА и подпольщиков ОУН участниками национально-освободительной борьбы за
государственную Независимость Украины.
16. Распространять правду об Освободительной борьбе украинцев в ХХ в.
средствами социальной рекламы, открытых парламентских слушаний,
документальных и художественных фильмов, книгоиздания и тому подобного.
Ввести специальный курс изучения истории Освободительной борьбы
украинцев в XX в. во всех учебных заведениях.
17. Учредить Государственный музей-мемориал украинской победы (Вооруженной борьбы Украинской Нации за независимость).
19. Объявить 14 октября (св. Покровы — покровительницы украинского
казачества, день создания УПА) государственным праздником — Днем
Украинского Оружия. Отменить празднование 23 февраля — так называемого
«Дня защитника отечества» (советской армии)».
1.5. Другое государство.
И нацизм, и коммунизм строят «другое» государство — государство,
отличное от существующего. В отношении коммунизма наиболее говорящими
являются строки из Интернационала:
[i]«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим…»[/i]
Нацизм является более «щадящим» к существующему государству и готов в
принципе приспосабливать какие-то институты существующего государства
под свои нужды, не требуя обязательного разрушения «до основанья».
Принципиальным для нацизма является возрождение образа былого величия и
переход к величию будущему. Из преамбулы ПС:
«Главной целью Всеукраинского объединения «Свобода» является построение
мощного Украинского Государства на принципах социальной и национальной
справедливости. Государства, которое займет достойное место среди
ведущих стран мира и обеспечит непрерывное развитие украинской нации».
Анализ проекта НКУ показывает, что Украинское государство — это не
совсем Украина, т.к., например, украинские нацисты планируют глубокую
институциональную реформу. Так, например, Верховная Рада Украины
становится Национальной Радой, а круг источников права разрастается до
неопределимого:
«Статья 6. В Украине действует принцип верховенства права. Источником
права является настоящая Конституция, правовые законы и другие
нормативно-правовые акты, национальная правовая традиция, общее право
(здравый смысл), нормы права справедливости, судебный прецедент,
международные договоры и конвенции, ратифицированные Национальной Радой
Украины. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия».
Очерки институциональной реформы даны в главе VII проекта НКУ «Заключительные и переходные положения»:
«6. Национальная Рада Украины обязана в течение шести месяцев привести
законодательство в соответствие с Конституцией Украины. Национальная
Рада Украины должна принять конституционные законы «О Президенте
Украины», «О Правительстве Украины», «О Национальной Раде Украины», «Об
административно-территориальном устройстве», «О судоустройстве», «О
местном самоуправлении», Кодекс Украины о выборах, референдумах и
плебисцитах».
Ряд признаков позволяет вынести суждение о том, что не все граждане Украины останутся ее гражданами в дальнейшем:
«Статья 9. Гражданами Украины являются лица, родившиеся на ее
территории. Гражданами Украины становятся этнические украинцы, которые
вернулись из-за границы для постоянного проживания и работы в Украине.
Лица без гражданства, которые проживают в Украине не менее 10 лет,
свободно владеют украинским языком, знают историю Украинского
Государства и содержание Конституции Украины, в исключительных случаях
могут стать гражданами Украины. Указанные лица не могут получить
гражданство Украины, если их привлекали к уголовной ответственности.
Государство обязано заключить договоры с соседними странами о реадмиссии
иммигрантов. Двойное гражданство запрещено. Гражданин Украины, который
скрыл, что он является гражданином другого государства, теряет
украинское гражданство».
Сюжет с «лицами без гражданства» (а он повторяется в НКУ подозрительно
часто) явно заимствован из Прибалтики, где в начале 1990-х гг.
состоялась массовая кража гражданства стран проживания у русскоязычного
населения в Эстонии, Латвии и Литве. В этом смысле показательна игра с
«Украиной» и «Украинским Государством» — гражданами второго будут отнюдь
не все. Борьба с двойным гражданством (на Украине много граждан России и
Украины одновременно) мыслится как начальная мера — вытеснение уже
неграждан Украины (граждан России) из политической жизни страны2.
В качестве триггеров тут можно рассмотреть заявление лидера Партии
«Свобода» О.Тягнибока о том, что лица, открыто призывающие к расколу
Украины и поддерживающие «российскую оккупацию» Крыма, должны быть
лишены украинского гражданства. Первым в списке оказался депутат
Верховной Рады В.Колесниченко. «В интервью российским СМИ этот негодяй
позволяет себе высказывания, которые неприемлемы не только для
украинского политика, но и гражданина Украины. Ему наплевать на Украину.
Всё это является веской причиной лишить его депутатских полномочий и
украинского гражданства», — отметил фюрер Партии «Свобода». «Враги
народа не могут быть гражданами Украины, а тем более заседать в
парламенте и состоять на государственной службе», — подытожил
О.Тягнибок»3.
«Другое государство» действительно требует для себя «других граждан», в
связи с чем, например, согласно статье 10 «иностранцам и лицам без
гражданства приобретать право собственности на землю запрещено».
1.6. Вариации — континуитет.
Ранее было показано, что вариацией
мифа о возрождении является «континуитет» (другие названия,
используемые, например, в прибалтийских государствах, — правовая
преемственность, государственная преемственность, юридическая
преемственность, правовая тождественность). Миф о Фениксе заменен на
сказку о Белоснежке, в связи с чем новыми красками начинает играть гимн
Украины «Ще не вмерла Украина…». Вместе с тем конструкция
государственного континуитета, помимо того, что очевидно является
спорной, еще и сложна, и видно, что авторы, работавшие над НКУ и ПС, так
в ней и не разобрались. В ПС идея континуитета внесена в пункте 1 главы
VI в такой формулировке:
«Указать в Конституции Украины, что правопреемственность современного
Украинского Государства была начата еще в Киевской Руси, продолжена
Галицко-Волынским княжеством, Казацкой Республикой периода Гетманщины,
Украинской Народной Республикой, Западно-Украинской Народной
Республикой, Карпатской Украиной и Украинской Державой, восстановленной
Актом 30 июня в 1941 году, и что Независимая Украина возникла как
следствие более чем трехсотлетней национально-освободительной борьбы
украинцев».
Как видно, авторы этого документа очевидно отождествляют правопреемство
(классика юриспруденции) с «правовой преемственностью» (континуитетом),
что совершенно недопустимо. Правопреемство — переход прав и обязанностей
от одного лица к другому лицу, а «правовая преемственность» —
протяженность юридической экзистенции одного и того же лица. Лишь улыбку
может вызывать фраза из НКУ «континуитет был основан», потому что как
можно «основать» протяженность — непонятно. В связи с чем нацистская
Украина предстает государством с крайне спорным форматом
государственности, что вообще свойственно политическому палингенезису.
Очевидно, таким образом, что маркер палингенезиса отчетливо представлен в
программных документах ВО «Свобода». Опора на золотой век и идею
континуитета украинского государства, с точки зрения деятелей этой
партии, автоматически предоставляет этническим украинцам право на
гражданство и реализацию всех своих прав и свобод, в отличие от любых
национальных меньшинств, проживающих на территории Украины.
2. Ультранационализм (агрессивный национализм).
Примеров проявления агрессивного
национализма в ПС и НКУ очень много, в связи с чем можно обойтись лишь
краткими комментариями, которые будут даны в конце раздела. Оба
документа цитируются с соответствующими купюрами.
ПС:
«I. 8. Ввести уголовную ответственность за любые проявления украинофобии.
9. Вынести на всенародное обсуждение проект Закона о пропорциональном
представительстве в органах исполнительной власти украинцев и
представителей национальных меньшинств.
11. Сократить срок пребывания на посту Президента Украины до четырех лет
(одно и то же лицо может занимать эту должность не более двух сроков
подряд). Выбирать Президентом можно только гражданина Украины по
рождению, который проживает последние 20 лет в Украине, достиг
35-летнего возраста, владеет государственным языком и общается на нем,
не был судим и не привлекался к ответственности за проступки
антиукраинского характера.
16. Отменить депутатскую неприкосновенность относительно криминальных и
экономических преступлений. Запретить привлечение к юридической
ответственности депутатов всех уровней за их политическую позицию,
высказывания и характер голосования в советах и их органах (кроме
случаев антиукраинской, антигосударственной, украинофобской
деятельности).
IV. 6. Способствовать массовому возвращению в Украину этнических
украинцев. Обеспечить льготные условия возвращения на Родину украинцев и
их потомков, рожденных за рубежом.
7. Заключить двусторонние соглашения о легализации
гастарбайтеров-украинцев. Осуществлять государственную защиту украинцев
за рубежом всеми возможными средствами.
16. Обеспечить места в общежитиях вузов в первую очередь украинским, а не иностранным студентам.
17. Осуществлять регулярные проверки материалов регистрации иностранцев,
поступающих из учебных заведений, со списками студентов, которые
действительно в них учатся. Обеспечить своевременный выезд с территории
Украины иностранных студентов, которых отчислили из учебных заведений.
V. 1. Принять Закон «О защите украинского языка» вместо действующего «О
языках в Украинской ССР». Создать Государственный комитет языковой
политики, ответственный за защиту и распространение украинского языка.
2. Регламентировать употребление украинского языка в СМИ в соответствии с
количеством украинцев — не менее чем 78 % их площади и эфирного
времени.
3. Обеспечить синхронный звуковой перевод на государственный язык
иноязычных выступлений, передач и фильмов на телевидении и радио.
Осуществлять перевод за счет владельцев СМИ.
5. Ввести обязательный экзамен по украинскому языку для госслужащих и
кандидатов на выборные должности. Обязать всех госслужащих употреблять
украинский язык на работе и во время публичных выступлений.
7. Проверить соответствие языка преподавания во всех без исключения
учебных и воспитательных заведениях официальному статусу учебных
заведений. Лишать лицензий учебные заведения, если преподавание в них
осуществляется на иностранных языках без надлежащего оформления статуса
учреждения с иностранным языком преподавания. Прекратить поставки
учебных пособий и учебников на иностранном языке на средства
Государственного бюджета Украины в учреждения, не имеющие официального
статуса учреждений с иностранным языком преподавания.
8. Культивировать лучшие традиции украинской педагогики. Прекратить
практику механического копирования иностранных образцов, в частности
Болонского процесса.
12. Принять государственную программу патриотического воспитания и
закалки характера молодого поколения. Обеспечить активный досуг и
оздоровление детей и юношества. Способствовать распространению сети
детско-юношеских и молодежных патриотических организаций, спортивных
секций, кружков, летних лагерей для детей и юношества.
14. Стимулировать возвращение украинских ученых, выехавших за границу.
17. Удалить из фондов детско-юношеских и публичных библиотек советскую
пропагандистскую литературу. Закупать за счет бюджета национальные
произведения литературы, изобразительного искусства, музыки, кино для
пополнения фондов библиотек, музеев, фонотек, видеотек, репертуара
театров, музыкальных коллективов и т.д.
21. Лишать лицензий те СМИ, которые нарушают языковое законодательство,
унижают национальное достоинство украинцев, распространяют дезинформацию
или осуществляют антиукраинскую пропаганду.
22. Обязать все СМИ информировать граждан обо всех своих владельцах (для
прессы — в каждом номере, для ТВ и радио — ежедневно в эфире).
23. Увеличить ввозную пошлину на иностранную полиграфическую, аудио- и
видеопродукцию. Ввести налог на ретрансляцию иностранных радио- и
телевизионных программных продуктов, тиражирование и прокат музыкальной и
кинопродукции. Направить полученные средства на развитие национального
информационного пространства.
28. Наладить отечественное производство украиноязычного программного
обеспечения (прежде всего, специализированного: бухгалтерского,
складского, учебного, для делопроизводства и т.д.) для государственных
учреждений, учебных заведений и для свободной продажи. Обязать
учреждения пользоваться исключительно украинским программным продуктом.
VII. 5. Разработать и внедрить действенную государственную программу
становления положительного образа Украины в мире. Привлекать через
специальные государственные программы многочисленную украинскую диаспору
к лоббированию украинских интересов в других странах мира».
Текст НКУ в плане агрессивного национализма даже радикальнее ПС:
«Глава 1. Права Украинской нации и обязанности Украинского Государства».
«Статья 1. Суверенитет принадлежит исключительно Украинской нации,
осуществляющей его прямо или косвенно через своих представителей или
референдум. Любое покушение на узурпацию всего суверенитета или его
части, осуществленное лицом или группой лиц, наказывается в уголовном
порядке. За преступления против Украинской нации, Украинского
Государства и особо тяжкие преступления против человека и гражданина
вводится смертная казнь.
Статья 2. Основой украинской государственности является Национальная
Идея — идея полновластия украинской (титульной) нации на украинских
землях. Граждане Украины развивают Украинское Государство, которое
должно постоянно заботиться об интересах Украинской нации в целом и
каждого украинца в частности. Украинское Государство должно создавать
надлежащие условия для полноценного духовного и культурного развития
нации и высокого материального уровня жизни украинцев.
Статья 3. Украина является национальным, неделимым, правовым, социальным
и справедливым Украинским Государством с президентской формой
правления. Украинское Государство защищает честь и достоинство личности и
гражданина и гарантирует реализацию широких прав и свобод украинцев.
Украинское Государство обеспечивает равенство украинцев в правах и перед
законом независимо от социального положения, вероисповедания и пола.
Развитие Украинского Государства осуществляется на основе национальной и
социальной солидарности, исторической справедливости, властной иерархии
и личной ответственности должностных лиц органов государственной власти
и граждан за выполнение возложенных на них обязанностей. Украинское
Государство должно быть сердцевиной духовности Украинской нации и всей
европейской цивилизации.
Статья 7. Единственным государственным (официальным) языком в Украине
является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие
и функционирование украинского языка на всей территории Украины во всех
сферах государственной и общественной жизни. Незнание государственного
языка или нежелание пользоваться им на работе и во время публичных
выступлений является основанием для лишения депутатского или другого
представительского мандата, освобождения должностного лица от должности.
Для контроля соблюдения чистоты государственного языка создается
Академия украинского языка. Граждане Украины из числа национальных
меньшинств имеют право на создание и функционирование культурных
организаций, обществ, воскресных школ с целью факультативного изучения
родного языка.
Статья 8. Украинское Государство обязано принимать меры к объединению
Украинской нации, развития ее национального сознания, самобытной
этнической культуры, сохранения обычаев, охраны и приумножения
культурных ценностей украинцев. Украинское Государство обязано
содействовать массовому возвращению в Украину этнических украинцев,
проживающих и работающих за рубежом. С этой целью Украинское Государство
создает благоприятные условия для их обустройства на Родине.
Статья 17. Государство гарантирует свободное объединение граждан в
политические партии и общественные организации, деятельность которых
направлена на благо Украинской нации. Коммунистическая идеология в
Украине запрещена. Запрещена любая антиукраинская деятельность, а также
создание антиукраинских партий, организаций и движений.
Статья 18. Информационное пространство является достоянием Украинской
нации и принадлежит к сфере национальной безопасности. Украинское
Государство обязано охранять национальное информационное пространство и
выделять достаточные средства на его развитие и функционирование.
Цензура в Украине запрещена. Каждый может свободно высказываться,
писать, печатать при условии личной ответственности за злоупотребление
такой свободой в соответствии с нормами Украинского права. Граждане
имеют право на получение информации. Запрещается антиукраинская
пропаганда и культивирование аморального и противоправного поведения,
насилия, сексуальных извращений и всего, что противоречит духовности
Украинской нации.
Статья 20. Украинское Государство проводит внешнюю политику,
направленную на обеспечение интересов украинской нации, ее безопасности,
территориальной целостности. Во внешней политике Украинское Государство
учитывает интересы украинской диаспоры. Украина может вступать в
военные союзы и блоки только в случае возникновения угрозы ее
независимости, территориальной целостности и существованию украинцев как
нации.
Статья 22. Каждый волен делать все, что не вредит другому. Границы
свободы определены нормами морали и украинского права. Никого нельзя
заставить делать то, что противоречит нормам морали и украинского права.
Статья 25. Законы как один из источников права должны быть правовыми и
базироваться на общих интересах украинцев и всей Украинской нации.
Статья 39. Государство обязано заботиться о здоровье украинцев.
Статья 40. Обучение во всех учебных заведениях осуществляется исключительно на государственном языке.
Статья 42. Граждане имеют право проводить мирные собрания, митинги и
демонстрации, о которых заблаговременно предупреждают органы
исполнительной власти или органы местного самоуправления. Запрещено
проводить антиукраинские митинги, собрания и демонстрации.
Статья 52. Депутатская неприкосновенность отсутствует. Депутат
Национальной Рады Украины не может быть привлечен к юридической
ответственности за свою политическую позицию, высказывания и характер
голосования в Национальной Раде Украины и ее органах. Эта норма не
применяется в случае антиукраинской, антигосударственной деятельности
депутата.
Статья 58. Этой Конституцией Национальная Рада Украины уполномочена:
г) заслушивать ежегодные послания Президента к Украинской нации.
Статья 70. На должность Президента не может быть избран тот, кто не
является гражданином Украины по рождению, не проживал последние двадцать
лет в Украине, не достиг тридцатипятилетнего возраста, не владеет и не
общается на государственном языке, был судим или привлекался к
административной ответственности за проступки антиукраинского характера,
признан недееспособным или ограниченно дееспособным.
Статья 71. Президент Украины вступает на пост на второй день после
официального объявления результатов выборов и присягу на торжественном
собрании украинцев в столице Украины следующего содержания: Я (имя и
фамилия), волей украинцев избранный Президентом Украины, присягаю на
верность Украинской нации и обязуюсь всеми своими действиями защищать ее
суверенитет, независимость и целостность Украинского Государства,
заботиться о благосостоянии украинцев, их правах и свободах и
действовать согласно нормам Конституции Украины и Украинского права.
Статья 94. Судьей может быть гражданин Украины, достигший тридцати лет,
имеющий высшее юридическое образование и опыт работы в области права не
менее, чем пять лет, является дееспособным, не судимым, последние десять
лет проживает в Украине и владеет государственным языком и общается на
нем».
Уже «смертная казнь за преступления против Украинской нации» выдает
крайнюю агрессивность украинского национализма — и это в статье 1
проекта НКУ! Постоянные отсылки к тому, что, помимо владения
государственным языком, служащие обязаны еще и «пользоваться им», выдает
намерение иметь в служащих исключительно этнических украинцев.
Агрессивность выдает также повсеместный запрет на все «антиукраинское».
Полная беспомощность в изложении своей «Национальной Идеи» является
общим слабым местом всех ультранационалистов — кроме государственного
языка и двух-трех народных танцев они обычно ничего предложить не могут.
При этом «Национальная Идея» выступает то в качестве философии, то —
учения или даже идеологии.
Так, например, в указе президента Азербайджана от 29 декабря 2006 года
говорится о том, что «Основоположник независимой азербайджанской
государственности Гейдар Алиев, подарив нам столь глубокую философскую
концепцию, как азербайджанство, неоднократно завещал беречь
азербайджанский язык, историю Азербайджана, азербайджанскую культуру и
национальные духовные ценности. В нашей стране ведется огромная работа в
рамках идеологии азербайджанства, однако ощущается необходимость в
системной координации этой работы из единого центра»4. Однако что такое «азербайджанство», так и осталось не раскрытым.
Аналогично не справилась с описанием «эстонского дела» (эстонский аналог
украинской «Национальной Идеи») ультранационалистическая партия Союз
Отечества и Res Publica в Эстонии. Содержание на одном из агитационных
плакатов предлагалось такое: «Каждый день ты делаешь эстонское дело.
Твоя работа, твоя учеба, твоя семья, твои надежды и мечты — это и есть
делание эстонского дела»5. Чем при этом
«эстонское дело» отличается от «азербайджанства» или украинской
«Национальной Идеи» — непонятно. Сказанное отнюдь не означает, что между
указанными народами нет разницы — скорее это показатель беспомощности
философской мысли ультранационалистов.
Как итог — видно, что никакого иного содержания, кроме установления
режима расовой дискриминации, ни украинская «Национальная Идея», ни
азербайджанская «глубокая философская концепция», ни «эстонское дело» в
себе не несут.
Заявления, декларации, требования во многом составляют политический
инструментарий крайне правых и ультранационалистов и поддерживают
определенную степень их политической радикальности. Сигнальным маркером в
этом отношении выступает популизм.

Диагностика нацистских партий

3. Популизм.
Популизм предполагает обращение к
широким слоям населения и обещание быстрого решения сложных социальных
вопросов. Признаки популизма — это ориентация на обыденное сознание и
использование вечного стремления людей к справедливости (экономической,
социальной, политической и исторической), предложение одного
универсального средства для решения всех проблем, клятвы в верности
народу, демагогические обещания, которые не могут быть реализованы,
клевета против политических противников.
Для популизма особенно показательны два момента.
Во-первых, популизм возрастает именно в периоды социального и
экономического спада, именно по этой причине обещания, которые дает
популистская партия (например, отменить итоги приватизации, сократить
налоговую ставку, ввести новые налоги, например, на роскошь, установить
размер процентной ставки по банковским кредитам) не выполнимы, так как
не могут быть финансово обеспечены.
Во-вторых, существенным фактом для определения популизма партии являются
демагогические заявления, т.е. заявления ради привлечения внимания
избирателя, которые практически невозможно реализовать.
Например, требование ВО «Собода» ввести уголовное наказание для
Национального банка за проведение антисоциальной политики в стране
вызывает множество вопросов: кто конкретно несет ответственность за
принятые решения (ведь нельзя арестовать весь Национальный банк, который
реализует задачи, но не является их генератором), какой должна быть
доказательная база, которая позволит признать именно Национальный банк
страны главным ответчиком за обнищание населения, и т.п. вопросы. Или,
например, интересны установления о народовластии с предоставлением
территориальным общинам прямого права вето.
К демагогическим заявлениям также можно отнести все цифровые данные,
происхождение которых никак не прояснено, или требования осуществить те
или иные действия без объяснения механизмов реализации. Или, например,
заявления о введении доступных цен на жилье, когда в программе не
раскрывается понятие «доступных цен».
ПС предлагает все традиционные признаки популизма, например:
«I.29. Ввести практику широкого прямого народовластия в территориальных
общинах — референдумы, плебисциты, общие сборы и т.д Проводить местные
референдумы по жизненно важным вопросам. Ввести механизм вето общины на
решения органов местного самоуправления.
II.15. Возвращать в государственную собственность приватизированные
предприятия, владельцы которых не выполняют своих социальных,
инвестиционных и других обязательств.
29. Отменить криминализированный налог на добавленную стоимость. Ввести
единый социальный налог с доходов граждан с прогрессивной шкалой
налогообложения и базовой ставкой в размере 20%. Не облагать налогом
доходы граждан в размере минимальной заработной платы. Установить
прогрессивные налоги на роскошь (на недвижимость, предметы роскоши и
т.д.). Направлять как минимум 30 % поступлений от налогов на роскошь на
снижение потребительских цен на товары первой необходимости.
32. Ограничить законом ростовщические грабительские проценты по банковским кредитам для населения и предприятий Украины.
33. Ввести уголовную ответственность за антисоциальную монетарную и
другую политику Национального Банка Украины, которая приводит к
обнищанию широких слоев населения.
35. Ликвидировать социальную пропасть между богатыми и бедными путем
стимулирования развития среднего класса (мелкие и средние
предприниматели, высокооплачиваемые специалисты, в том числе работники
бюджетной сферы — врачи, учителя и др.), который составит не менее 60 %
от трудоспособного населения.
43. Установить паритет закупочных и отпускных цен на
сельскохозяйственную продукцию. Обеспечивать продовольственные нужды
государства исключительно отечественной сельскохозяйственной продукцией
(кроме продуктов, которые не выращивают на территории Украины).
55. Обязать строительные компании возводить социальное жилье по доступным ценам согласно государственной программе.
58. Отменить несправедливую пенсионную реформу, установить зависимость
пенсионного возраста от средней продолжительности жизни. Установить
прямую зависимость размера пенсии от стажа работы и допустимое
пятикратное соотношение между максимальной и минимальной пенсией для
солидарной пенсионной системы.
59. Привести прожиточный минимум в соответствии с реальными
потребностями. Регулярно пересматривать размер прожиточного минимума для
сохранения его актуальности.
V.24. Направить каждую шестую гривну с прибыли от проката иностранной
кинопродукции на развитие отечественной киноиндустрии. Установить
налогообложение на рекламу, которую транслируют во время показов фильмов
иностранного производства, в пользу национального кино».
Проект НКУ также содержит перечень декларативных заявлений,
которые вызывают вопросы о подсчетах, механизмах реализации и конкретном
понимании предлагаемого:

«Статья 16. Граждане Украины разных национальностей равны в правах.
Процент украинского населения и представителей национальных меньшинств,
обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях,
работающих в органах законодательной, исполнительной и судебной власти
всех уровней, служащих в Вооруженных Силах Украины и работающих в
правоохранительных органах, в образовательной и культурной сферах,
здравоохранении, владеющих бизнесом, производством, должен
соответствовать национальному составу населения Украины, который
устанавливается в ходе Всеукраинской переписи населения. Государственные
дотации, которые предоставляются физическим или юридическим лицам,
также следует распределять пропорционально национальному составу
населения Украины».
Отметим здесь в качестве комментария, что «национальный состав населения
Украины» был и остается предметом ожесточенных споров, начиная с
обнародования результатов первой всеукраинской переписи населения в 2001
году. Данные, полученные в ходе переписи, а также более чем скудные
официальные комментарии к ним вызвали множество вопросов.
Всеукраинская перепись продолжалась
с 5 по 14 декабря 2001 года. В конце декабря того же года глава
Госкомстата Александр Осауленко огласил ее предварительные данные,
согласно которым переписные листы заполнили 48 млн. 860 тыс. человек.
Уточенные данные были опубликованы в январе 2003 года, и согласно им,
численность населения Украины составила 48 млн. 457 тыс. человек (51,7
млн. — по переписи 1989 года), то есть на 403 тыс. человек меньше, чем
по предварительным данным. Что касается национального состава населения
Украины, то в большинстве ее регионов, согласно данным переписи,
преобладает украинская нация (37,54 млн. граждан или 77,8% всего
населения страны), а остальные 22,2% жителей относятся к национальным
меньшинствам, среди которых русских — 8334,1 тыс.6
Таким образом получилось, что на фоне катастрофического сокращения
численности населения Украины (3,2 млн. человек с 1989 года), количество
украинцев все же возросло на 0,3%. Доля украинцев в целом по стране
увеличилась на 5,1 % (72,7% от общей численности населения в 1989 году,
77,8% — в 2001). А вот с русскими все произошло наоборот: их количество
резко сократилось — на 26,6 процента за 12 лет. Их удельный вес в общем
количестве населения Украины составил в 2001 году 17,3 процента против
23,1 процента в 1989 году7.
Не комментируя по существу приведенные скандальные результаты переписи
населения Украины, авторы обращают внимания на то, что ВО «Свобода»
ориентируется именно на максимальный, «доказанный переписью» процент
этнических украинцев на Украине.
Статья 21. Формирование законодательной, исполнительной и судебной
ветвей власти граждане Украины осуществляют путем всеобщего, прямого,
честного и тайного голосования. Право голоса имеют все совершеннолетние
граждане Украины, не лишенные гражданских и политических прав.
(Напомним здесь, что стандартом СЕ являются «свободные и честные выборы», а не «честное голосование».)
Статья 24. Гражданские права и свободы человека и гражданина закрепляет
Конституция Украины и их нельзя отменить или сузить. В случае
возникновения потребности в правах и свободах, не закрепленных этой
Конституцией, украинцы могут свободно пользоваться ими в соответствии с
нормами морали и украинского права».
ПС и проект НКУ содержит множество
положений социалистического образца. Очевидно, что проявляя презрение к
социалистическому прошлому и не имея финансовых ресурсов для
осуществления этих обещаний, Партия Свобода использует эти положения
исключительно в демагогических целях. Поэтому в данном контексте
указания на социализм со стороны ВО «Свобода» также воспринимается как
популизм:
«Статья 32. Гражданам гарантировано право на труд и материальную помощь в
случае безработицы на протяжении шести месяцев в размере, равном
прожиточному минимуму. Все наемные работники получают определенную долю
доходов каждого производства. Государство обязано создать Центральный
депозитарий, который должен организовать учет и обращение
(куплю-продажу) ценных бумаг. Все наемные работники, которые являются
совладельцами производства, считаются пожизненно нанятыми. Их
освобождение допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Наемные работники участвуют в управлении производством лично или через
своих представителей.
Статья 33. Украинское Государство обязано оказывать финансовую и
организационную помощь лицам, желающим осуществлять предпринимательскую
деятельность. Украинское Государство направляет социальную и
экономическую политику на формирование в Украине среднего класса.
Статья 35. Гражданам гарантирована социальная защита. Государство
обязано оказывать адресную помощь инвалидам и детям-сиротам. Размер
такой помощи не может быть меньше размера прожиточного минимума. Право
получать помощь гарантирует государственное социальное страхование за
счет страховых взносов физических и юридических лиц, создание сети
учреждений для ухода за нетрудоспособными.
Статья 36. Государство гарантирует выплату пенсий в связи с
неполноценностью и лицам, достигшим пенсионного возраста.
Устанавливается одинаковый порядок начисления пенсий всем работникам.
Исключением является особый порядок начисления пенсии Президенту
Украины. Теряют право на получение пенсии по возрасту депутаты советов
всех уровней и государственные служащие, которые злоупотребляли
служебным положением.
Статья 37. Все граждане имеют право на жилье. Украинское Государство и
органы местного самоуправления бесплатно предоставляют жилье во владение
и пользование нуждающимся гражданам, нуждающимся в социальной защите.
Такое жилье не может стать частной собственностью пользователей.
Статья 38. Каждый пользуется правом на охрану здоровья. Неотложная
медицинская помощь осуществляется в государственных и коммунальных
учреждениях здравоохранения бесплатно.
Статья 28. Приобретенная противоправными способами собственность подлежит конфискации, а владелец — правовой ответственности.
Статья 40. Студенты, которые успешно учатся, получают стипендию в
размере минимального прожиточного минимума. Украинское Государство
обязано обеспечить выпускникам средних специальных и высших учебных
заведений первое рабочее место.
Статья 43. Нравственные или материальные убытки, которые несет лицо
из-за ошибочных или неправомерных решений органов государственной
власти, местного самоуправления, суда и действий должностных лиц
возмещаются в полном размере за счет виновников.
Статья 51. Депутаты Национального Совета Украины не могут пользоваться любыми льготами или привилегиями.
Статья 94. Судьи местных судов избираются гражданами Украины сроком на
пять лет. Судьи апелляционных судов избираются на съезде судей местных
судов сроком на семь лет. Судьи Верховного Суда избирается на съезде
судей Украины сроком на десять лет.
Статья 100. Полномочия судьи прекращаются в случае:
в) отзыва его обществом в результате проведенного плебисцита;
и) устранения в порядке импичмента.
Таким образом, рассматривая наличие явных признаков популизма в двух
документах, подготовленных ВО «Свобода», очевидно, что данная
политическая организация ставит перед собой грандиозные цели
приобретения широкого политического влияния в стране, так как
затрагивает все важнейшие вопросы социальной, экономической,
политической, культурной и т.п. жизни.
При этом партия действительно полагает, что жесткие мероприятия и
постановления могут решить все существующие проблемы в стране. Для этого
она предполагает осуществить перераспределение денежных средств и
перенаправить финансовые потоки.
ВО «Свобода» всячески подчеркивает активность в поддержке незащищенных
слоев населения. Учитывая, что финансовое положение практически всего
населения Украины за последние двадцать лет серьезно ухудшилось,
апелляция к извечному стремлению людей к справедливости остается для ВО
«Свобода» главным аргументом привлечения избирателей. Безусловно, что
данные обещания никогда не будут выполнены по причине их радикальности,
сложности в реализации, а также их массовости. Если посмотреть
программные документы ВО «Свобода», то легко заметить, что сумма ее
социальных обязательств многократно превышает возможности их
осуществить.
Помимо указанных и рассмотренных выше трех основных маркеров нацизма,
позволяющих диагностировать партию как нацистскую, мы указывали и на
наличие ряда факультативных маркеров, которые позволяют осуществить
более глубокую диагностику партии.
4. Факультативные маркеры.
4.1. Центральная роль государства, государство как «единый организм».
ПС значительное внимание уделяет
вопросу украинской государственности, подчеркивает, что она состоит из
территориальных общин и органов местного самоуправления, и требует:
«I.30. Углубить влияние местного самоуправления на жизнедеятельность
общества путем создания домовых, уличных, квартальных комитетов и других
органов самоорганизации населения [i](калька с нацистских блокфюреров?)[/i].
II.11. Принять Закон о стратегических предприятиях и стратегических
отраслях производства. Запретить приватизацию стратегических предприятий
и вернуть в государственную собственность ранее приватизированных
предприятий. Гарантировать государственный контроль над естественными
монополиями.
32. Обеспечить контроль государства над банковской сферой
(государственные банки должны составлять не менее 30% банковского
капитала страны).
III.5. Восстановить и вернуть в государственную собственность
санаторно-курортные комплексы. Запретить перепрофилирование санаториев.
Запретить приватизацию курортных и санаторных земель на всей территории
Украины.
IV.5. Конфисковывать у нарушителей Закона о гражданстве приобретенное в Украине имущество и капитал в пользу государства.
В главе VII ПС речь идет о внешней политике и обороне, где ключевым
сюжетом предстает европейский украиноцентризм и сильное государство:
VII.1. Определить европейский украиноцентризм стратегическим курсом
государства, согласно которому Украина стремится стать не только
географическим, но и геополитическим центром Европы.
Подтверждением позиций, обозначенных в ПС, являются положения НКУ,
указывающие на связку «нация-государство» и гипертрофированную роль
государства.
«Статья 11. Украинское Государство обязано охранять землю, которая является основным богатством украинской нации.
Статья 12. Украинская нация имеет право на проживание в экологически чистой среде.
Статья 15. Украинское Государство обязано заботиться об увеличении
численности украинской нации. Реализация программы «Репродуктивное
здоровье нации» осуществляется за счет средств Государственного бюджета
Украины.
Статья 20. На территории Украины запрещены зоны расположения иностранных
военных баз. Создание военных формирований любыми лицами или группой
лиц запрещено. Украинское Государство позволяет и контролирует создание и
деятельность военизированных формирований.
Статья 32. Имущество или производство, которое имеет для Украины
стратегическое значение, должно оставаться в государственной
собственности».
Обеспечивая значение государства и подчеркивая его взаимосвязь с нацией,
Партия Свобода также заявляет о внешнеполитических амбициях Украины.
4.2. Lebensraum, территориальные претензии, внешние враги, милитаризм.
Часть IV ПС прямо оперирует
термином «Lebensraum» и называется «Гражданство и миграция. Право на
Родину и защиту жизненного пространства».
ВО Свобода предлагает следующие внешнеполитические мероприятия в этом контексте:
«VII.2. Прекратить всякое участие Украины в надгосударственных
образованиях, инициированных Москвой: Содружества Независимых Государств
(СНГ), Едином Экономическом пространстве (ЕЭП), Евразийском
экономическом сообществе (ЕврАзЭС ) и т.д.
3. Наполнить реальным содержанием единственный действительный
геополитический проект, в котором ведущую роль играет Украина, — ГУАМ.
Привлекать в это содружество другие страны Черноморско-Каспийского
бассейна.
4. Направить внешнеполитические усилия на построение тесного
политического и экономического содружества с естественными союзниками —
странами Балто-Черноморской геополитической оси (Швеция, Норвегия,
Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Болгария, в перспективе —
Беларусь и др.). Инициировать взаимовыгодные соглашения между этими
государствами и Украиной во всех стратегически важных отраслях: торговле
и таможенной политике, энергетической безопасности и транзите, обороне и
т.д.).
6. Завершить делимитацию (установление договором) и демаркацию
(обозначение на местности пограничными знаками) государственных границ
Украины, в том числе, морских. Установить государственные границы в
одностороннем порядке в случае дальнейшего промедления соседей, в
частности России. Обеспечить надлежащую пограничную охрану. Ввести
визовый режим с Россией.
7. Требовать от государств, которые декларировали безопасность и
неприкосновенность границ Украины в обмен на отказ от ядерного оружия
(Будапештский меморандум 1994 г.), действенных, а не бумажных гарантий.
Заключить двусторонние соглашения с США и Великобританией о немедленной
полномасштабной военной помощи Украине в случае вооруженной агрессии
против Украины.
8. Обратиться к Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН с
требованием дать оценку заявлениям России о возможности нанесения
превентивных ядерных ударов без объявления войны.
9. Восстановить ядерный статус Украины в связи с нарушениями
Будапештского меморандума Россией (одним из гарантов безопасности
Украины). Восстановить тактический ракетно-ядерный арсенал государства.
Обратиться

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

десять − семь =