Хитлери Клинтон и голем Америка

Америка попросту
не видит всего прочего мира, его истории, его культуры, его
разнообразия. Он для нее существует лишь как историческая прелюдия к
появлению «сияющего города на холме», либо как дикие земли…

Хитлери Клинтон и голем Америка

Что лежит в основе
идеи фашизма как крайней степени шовинизма? Разумеется, учение о
собственной исключительности. А опираться оно может только на
узколобость и ограниченность.Америка попросту
не видит всего прочего мира, его истории, его культуры, его
разнообразия. Он для нее существует лишь как историческая прелюдия к
появлению «сияющего города на холме», либо как дикие земли…

Хитлери Клинтон и голем Америка

Что лежит в основе
идеи фашизма как крайней степени шовинизма? Разумеется, учение о
собственной исключительности. А опираться оно может только на
узколобость и ограниченность.

«Если и есть
какая-то основополагающая идея, которая руководила мной и вдохновляла
меня на протяжении всей моей политической карьеры, то она заключается в
следующем:
США — исключительная страна» http://112.ua/mnenie/ssha-isklyuchitelnaya-strana-klinton-napisala-blog-o-nezamenimoy-amerike-346655.html — высказалась в своей программной статье в журнале Time Хилари Клинтон.

Дальше Клинтон
косплеит Гитлера, заряжая о лучшей в мире армии, самой динамичной
экономике, великих ценностях и так далее. Большая часть из этого –
прямая ложь (про экономику), а остальное – иллюзии. Но, всё-таки,
давайте поподробнее поразмыслим не о содержании речи Клинтон (оно
тривиально как любое наглое хвастовство), а о самом факте ее появления.

Начнём с того, что
ни одна страна после Второй Мировой войны не имела безумия называть себя
«центром мира» — причем центром сразу во всех смыслах: военном,
экономическом, политическом и моральном. Не делал этого, разумеется, и
Советский Союз. Я имею в виду не застольные тосты: «За самую сильную на
земле Советскую Армию» или, там, «За лучший в мире балет», а
декларативную позицию – да, мы тут главные, лучшие, исключительные и
незаменимые, и никакие дискуссии на эту тему неуместны, всем прочим
делать три раза «ку».

Эта позиция ужасна
тем, что она потрясающе монологична своей имбецильной «искренностью»:
Америка попросту не видит всего прочего мира, его истории, его культуры,
его разнообразия. Он для нее существует лишь как историческая прелюдия к
появлению «сияющего города на холме», либо как дикие земли, куда надо
нести на бомбардировщиках демократические ценности.

Давным-давно умные
европейцы пришли к соломонову решению не спорить насчет относительной
значимости своих национальных культур. Какая философия круче: немецкая
(Кант, Гегель, Ницше, Хайдеггер) или французская (Вольтер, Руссо, Сартр,
Фуко, Деррида)? Да это не поле спортивного состязания – равно как и
выяснения, у кого более великая литература, музыка или живопись. Тут
оценка каждой национальной культуры свелась к никому не обидным терминам
— «великая и самобытная». Невозможно спорить о том, кто более
«самобытен», и в силу этого велик. Нельзя сказать, что Норвегия в чём-то
уступает Испании, а Голландия – Англии. Любая европейская культура –
хоть шведская, хоть швейцарская – это культура зрелая, интересная,
глубокая. И русская, само собой, тоже.

И вот в клуб
вежливых седовласых мудрецов вламывается наглый прыщавый юнец (правда,
внушительных габаритов), и начинает орать: я тут самый умный, самый
честный, самый добрый, самый-самый. И что тут ответить, если сам спор на
эту тему в приличном обществе давно стал неприличен?

Но ответить все же придется. Раз уж речь пошла об «исключительности» и, более того, «незаменимости».

Я не стану много
внимания уделять тезисам Клинтон об экономике, армии, альянсах и так
далее. Всё это уже множество раз исчезало «яко дым» в совсем недавней
истории – 20 век пережил падение полудесятка империй, из которых
Британская обладала теми самыми крутейшими альянсами, а Второй и Третий
рейхи – великолепной армией. История течёт быстро, любая похвальба на
глазах устаревает и становится ложью.

А хотел бы я сказать вот об этом пассаже:

«Прежде всего,
Америка является незаменимой и исключительной благодаря нашим ценностям.
Будучи госсекретарем, я с гордостью представляла преданность нашей
страны ценностям свободы, равенства и возможностей. Мир берет с нас
пример в вопросе защиты прав человека, защиты прав ЛГБТ-сообщества,
религиозных и этнических меньшинств, женщин, людей с ограниченными
возможностями и всех тех, кто стремится жить в мире. Мы заставляем самих
себя и другие нации совершенствоваться».

Я разочарую миссис
Клинтон: главная ценность человеческой цивилизации – это не защита прав
ЛГБТ. И даже не защита «прав человека».

Главная ценность –
культура. Сокровищница человеческого разума, духа и чувства прекрасного.
Давайте же, сдерживая ехидный смех, поподробнее рассмотрим успехи
Америки на этом поприще.

Философия. Мир знает
философов английских и французских, немецких и русских, датских и
испанских. А американских не знает. Точнее, там в 19 веке «мимокрокодил»
такой себе Эмерсон, третьесортный эпигон немецких идеалистов, и на этом
всё закончилось, не начавшись. Пока Гегель разрабатывал теорию Мирового
духа, Кант писал о категорическом императиве, Ницше воспевал
сверхчеловека, Сартр и Камю ужасались экзистенциальной пустоте
существования, Соловьев искал идею всеединства, а Бердяев – онтологию
свободы, Америка делала деньги. И всё.

Литература. Не беря в
расчет прозу, которая по сути дела есть вариация естественной речи
человека, американская литература не подарила миру ни единого
выдающегося поэта – равного Пушкину или Блейку, Бодлеру или Гете, Данте
или Гомеру. Возможно, вы спросите: а как же По, Уитмен и еще несколько
имен 19 века? Весь прикол в том, что это – не американские поэты, как
Гоголь не был украинским писателем. Это – АНГЛИЙСКИЕ поэты, работавшие
на американском «материале». И вся американская культура 19 века – это
провинция английской культуры. Вспомните, если читали, «Морского волка»
Джека Лондона: там американские интеллигенты цитируют англичан
Теннисона, Суинберна, Браунинга. А соотечественников как-то не цитируют.
Некого.

А ведь отсутствие
поэзии – это, если хотите, онтологический вывих национальной культуры.
Ее врожденная ущербность. Это чрезвычайно важно. Нет настоящей поэзии –
значит, у культуры не сформировался свой собственный дух.

Музыка. Америка
подарила миру джаз и блюз… и всё. Сложно спорить, можно ли считать
гнусавый фолк бывших рабов — большим достижением. Скромный ряд
американских композиторов в классическом стиле и рядом не стоял со
своими современниками — Вагнером, Малером, Шнитке, Рахманиновым или
Шостаковичем. Рок-музыку Америка экспортировала из Британии. И просто
рок («Битлз»), и хард-рок («Дип Перпл»), и панк («Секс Пистолз»), и
электронщину («Продиджи»). Пишем – «ноль». Прости, Джим Моррисон, ты
один не вытянешь Америку из пропасти вторичности.

Живопись. Можно я тут ничего не буду говорить? Энди Уорхолл и его «Суп кемпбелл» — это, конечно, хорошо, но… Но.

Кино. Вот тут,
казалось бы, Америка впереди планеты всей. Но цена этого – чрезвычайно
горька. Для того, чтобы быть впереди всей планеты, Штатам пришлось эту
самую планету нескончаемым валом ширпотреба принизить до собственного
уровня. Считать ли это достижением?

И что мы видим? Мы
видим – пустоту. И эта пустота, за 200 с лишним лет так ничем и не
заполнившаяся, алчно жаждет поглотить весь мир, которого она не понимает
и не ценит. Ползёт тварь чешуепузая и чавкает: права ЛГБТ! права ЛГБТ!

Америка –
взбесившийся симулякр. Оживший голем старого европейского эксперимента,
который теперь убивает своего создателя. Но даже убив его, он не станет
по-настоящему живым, а останется сшитым из клочков мертвой плоти
Франкенштейном.

P.S. Да, и к вопросу о Клинтон и Трампе. Трамп лучше, потому что он – не Клинтон.
Григорий Игнатов

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

1 × 1 =