Реваншистский тупик

Реваншистский тупик

Во время оккупации Украины
нацистской Германией униатство, являющееся основной религией среди
радикальных правонационалистических группировок Западной Украины,
сделавших тогда ставку на тесное cотрудничество «з Націонал-Соціалістичною Великонімеччиною, що під проводом Адольфа Гітлера творить новий лад в Європі», было господствующей церковью во всем этом регионе.
Однако идеи построения Украинского государства от ОУН на оккупированных
немцами украинских территориях не нашли понимания со стороны
гитлеровской администрации. Сотрудничество с ними носило характер
участия националистических вооруженных формирований в военной активности
оккупационных сил, а также выполнения полицейских задач.
И в результате проект униатской националистической Украины привел лишь к
массовой резне, когда — в «лучших» традициях Унии — огнем и мечом
расчищались территории от тех, кто мешал новоявленным строителям нации и
был удобен в качестве врагов.

Реваншистский тупик

Во время оккупации Украины
нацистской Германией униатство, являющееся основной религией среди
радикальных правонационалистических группировок Западной Украины,
сделавших тогда ставку на тесное cотрудничество «з Націонал-Соціалістичною Великонімеччиною, що під проводом Адольфа Гітлера творить новий лад в Європі», было господствующей церковью во всем этом регионе.
Однако идеи построения Украинского государства от ОУН на оккупированных
немцами украинских территориях не нашли понимания со стороны
гитлеровской администрации. Сотрудничество с ними носило характер
участия националистических вооруженных формирований в военной активности
оккупационных сил, а также выполнения полицейских задач.
И в результате проект униатской националистической Украины привел лишь к
массовой резне, когда — в «лучших» традициях Унии — огнем и мечом
расчищались территории от тех, кто мешал новоявленным строителям нации и
был удобен в качестве врагов.
Представители церкви пытались этому противодействовать. Митрополит
Шептицкий в своем пастырском послании в ноябре 1942 года настаивал на
недопустимости политических убийств, разжигания ненависти и
межнациональной розни.
Но было уже поздно. Политические униаты, почуявшие вкус крови и
вседозволенности, желающие собственной власти любой ценой, не могли уже
остановиться.
Их остановили другие, а имя УГКЦ оказалось тесно связано с этими кровавыми страницами истории Украины.
После разгрома нацистской Германии униатство как явление практически исчезло из публичного украинского дискурса.
Православная церковь, активно участвовавшая в обороне СССР и изгнании
оккупантов, и к тому же являющаяся нативной религией на большей части
Украины, была куда предпочтительнее как для власти, так и для народа,
совсем недавно сражавшегося бок о бок с многими православными батюшками
против общего врага.
Обанкротившаяся идея вырезать украинцев и на их костях установить
диктатуру выращенной в униатстве и нацизме Донцовского разлива новой
расы, казалось, провалилась навсегда.
Некоторые лидеры бандеровского движения, сохранившие способность
логически мыслить, сами отмечали, что советская Украина делает для
процветания украинского народа и развития украинской культуры куда
больше, чем все радикалы националистического толка вместе взятые.
Около четырех десятков лет об униатской угрозе никто не слышал.
Это был период относительного благополучия в СССР, когда внутреннюю
ситуацию было расшатывать просто бесполезно. УГКЦ находилась на
нелегальном положении, и попытки вызвать сколько-нибудь массовое
движение в ее поддержку даже в опорных регионах Западной Украины успеха
не имели.
Однако с началом так называемой перестройки, когда СССР стал
стремительно рушиться под напором как внешних, так и внутренних
факторов, ситуация изменилась.

Реваншистский тупик

Легализация де-факто УГКЦ в начале 90-х годов почти совпала по времени с
распадом СССР. Этому предшествовало появление достаточно массового
движения в поддержку униатства, которое сопровождалось вполне
недвусмысленным интересом представителей Запада (в частности — США) к
этому процессу.

Реваншистский тупик

Советская власть не сразу восприняла идею воссоздания церкви,
выступившей в свое время драйвером антисоветского прогитлеровского
движения, но расширявшиеся контакты с западным миром, в первую очередь —
Ватиканом, требовавшим свободы вероисповедания для внезапно возникшей в
информационном пространстве униатской церкви, в итоге не оставили им
выбора.

Реваншистский тупик

На первом же публичном собрании униатов во Львове в 1990 году не видно
ни икон, ни крестов, ни хоругвей — зато в изобилии присутствует
политическая символика — сине-желтые флаги.
Как и полвека назад, политическая составляющая очевидно преобладала над вопросами веры.
В дальнейшем события разворачивались лавинообразно. За считанные месяцы
были захвачены почти все православные храмы в трех регионах Украины, где
униатам удалось взять под контроль умы большинства населения:
Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской областях.
Захваты храмов происходили с применением насилия, сопровождались убийствами и нанесением тяжелых телесных повреждений.
Начало проекта постсоветской Украины ознаменовалось межконфессиональной
войной, и драйвером ее выступила вновь явившаяся из темных глубин
украинской истории УГКЦ.

Реваншистский тупик

Лидер униатской церкви Гузар общается с прессой также на фоне совершенно
нерелигиозной символики: пусть к этому моменту это уже и официально
утвержденный государственный флаг Украины, все же странно видеть в
светском государстве, где религия отделена от государства, использование
государственной символики религиозной структурой.
Или же совершенно не странно — если принять во внимание дискурс, который
УГКЦ кладет в основу своей деятельности. Уже не в первый раз.
Наверняка лидеры униатов и их
зарубежные опекуны прекрасно понимали, что остальная территория Украины
не готова к приходу униатов в их традиционном, околонацистском дискурсе.
А некоторые регионы не будут готовы никогда.
Поэтому на некоторое время был достигнут статус-кво, в течение которого
они укрепляли свои позиции и занимались налаживанием связей с некоторыми
другими, формально православными организациями, а также проникновением в
образовательные, культурные учреждения, органы власти.
Как любезно поведал мне один человек, защищающий униатскую экспансию от
подлой и коварной констатации мной исторических фактов, нацистский
реванш является одним из системообразующих элементов современного
дискурса УГКЦ.
И действительно — глядя на фото ниже, в этом сложно усомниться.

Реваншистский тупик

Майданы 2004-го и 2013-2014 годов, вылившиеся в итоге в кровавую
гражданскую войну, проходящую на фоне интервенции и прочих видов
вооруженного вмешательства в конфликт как Российской Федерации, так и
ряда стран западного блока, были организованы при самом непосредственном
участии униатов.

Реваншистский тупик

Очевидно, для них это — война за Украину, свою собственную Украину, и
методы со времен Бандеры и Коновальца никто и не думал менять.

Реваншистский тупик

Как и во время кровавого лихолетья Отечественной войны, название которой
так пугает униатов, что они его запретили сразу же, как только смогли,
их символы — абсолютно чужды украинской исторической традиции.

Реваншистский тупик

Ими подчеркивается собственная исключительность, а в некоторых случаях и
преемственность от гитлеровского дискурса. Но символики казачьих
полков, Сечи и православной казачьей традиции вы там не найдете.

Реваншистский тупик

Это тот случай, когда символы говорят больше, чем тысячи агитационных
плакатов и проповедей. Я больше не буду возвращаться к вопросам
символики, ибо ярче, чем они сами о себе сказали, сказать не сможет
никто.
Куда больше занимает вопрос, зачем это все нужно — и, главное, кому.
Если предположить на минуту, что униатам действительно мучительно больно
сосуществовать с украинцами на одной планете, и мы им так сильно
мешаем, что они жить просто не могут, чтобы прямо сейчас не убить нас
всех (или загнать в концлагерь в лучшем случае, не вопрос), — как они
собираются жить в нацистском — откровенно, явно нацистском —
государстве, находясь в центре Европы?
Польша уже недвусмысленно дала понять, как она относится к реставрации бандеровского дискурса в Украине.
В США не раз звучали недоуменные реплики политиков не последнего ранга о том, какого черта мы помогаем нацистам.
Отношение в России не стоит даже комментировать, впрочем, униатам такое и нужно.
Даже вполне лояльная Беларусь не раз арестовывала и
выдворяла молодчиков с нацистской символикой и литературой, ясно
обозначая, что с нацистами дело иметь не будет.
И? Как господа униаты собираются существовать? В вакууме?
Разумеется, этими вопросами там просто никто не задается.
Как и 70 лет назад, никто всерьез не допускает, что униатское нацистское
государство будет реально создано и просуществует сколько-нибудь
значительное время.
Если мы внимательно посмотрим, как изменилось материальное положение
лидеров униатства, самой этой организации, поддерживающих их
«бизнесменов» и «патриотов» — вопросы задавать больше не потребуется. Их
выгода вполне очевидна, а мотивации их зарубежных спонсоров — и
подавно.
Униаты
выполнят свою роль тарана постсоветской территории, раскола некогда
единой и относительно благополучной страны, миссию драйвера войны,
утилизирующей лишнее, по меркам победителей в «холодной войне»,
население и остатки экономики, которая его кормила.

Разумеется, территории Украины никуда не денутся. И я вполне допускаю,
что на западных огрызках страны, где концентрация униатов наибольшая,
попытаются создать искренне лояльный Западу лимитроф, управляемый
«новыми украинцами».
Во всяком случае, кадры для этого в том же Украинском католическом
университете во Львове готовятся. За счет чего будет это образование
жить и как оно будет выстраивать отношения с сопредельными государствами
— вопрос не ко мне, а к спонсорам данного проекта.
Но на остальных территориях оголтелая политика реставрации нацизма и
вытеснения униатами украинской традиции не вызовет ничего, кроме разрухи
и войны — и так или иначе, она повернется против тех, кто выступает ее
драйвером. Примеры такого развития событий в украинской истории
общеизвестны.
По сути, этот процесс уже идет, и, учитывая закономерные экономические
проблемы правительства войны, его организация и перерастание в
масштабное противостояние — лишь вопрос времени.
Что делать с этим сценарием, как его повернуть на пользу Украине и
разрушить перспективу национальной катастрофы, мы попробуем рассмотреть в
следующей статье цикла.
Источник

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт

16 − три =