Быть бедным — круто

Арина Холина

Быть бедным — круто


Интернет бушует. Волну подняла «анонимная пиарщица»,
которая живет на грани нищеты на 3000 евро в месяц. Съемная квартира в
пределах Садового за сто тысяч рублей – просто чтобы не было стыдно
отвечать на вопрос «Куда тебя подвезти» простодушным: «В Сокольники».
Я стыжусь того, что у меня есть кеды за 250 евро. По моей логике кеды
за 250 евро – это неприлично много. Это ведь кеды и они должны стоить
как кеды – ну, 60 евро, а лучше еще меньше. Еще у меня есть несколько
дорогих сумок. Я не вижу разницу — одна стоит дороже другой на 500 евро –
и это какие-то бессмысленные деньги, они потрачены на имя. Оно того
стоит? Нет, конечно, оно того не стоит. Я приду с сумкой за 700 евро или
за 70 евро, или даже за 7 евро – и ничего в моей жизни не изменится.
Потому что я не оцениваю себя как то, что на мне одето. Или как то, на
чем я езжу.Арина Холина

Быть бедным — круто


Интернет бушует. Волну подняла «анонимная пиарщица»,
которая живет на грани нищеты на 3000 евро в месяц. Съемная квартира в
пределах Садового за сто тысяч рублей – просто чтобы не было стыдно
отвечать на вопрос «Куда тебя подвезти» простодушным: «В Сокольники».
Я стыжусь того, что у меня есть кеды за 250 евро. По моей логике кеды
за 250 евро – это неприлично много. Это ведь кеды и они должны стоить
как кеды – ну, 60 евро, а лучше еще меньше. Еще у меня есть несколько
дорогих сумок. Я не вижу разницу — одна стоит дороже другой на 500 евро –
и это какие-то бессмысленные деньги, они потрачены на имя. Оно того
стоит? Нет, конечно, оно того не стоит. Я приду с сумкой за 700 евро или
за 70 евро, или даже за 7 евро – и ничего в моей жизни не изменится.
Потому что я не оцениваю себя как то, что на мне одето. Или как то, на
чем я езжу.
Я тоже зарабатываю 3000 евро (иногда – две, а сразу после кризиса
бывало местами и одну), и раньше это было в два раза больше, но я
богата. Потому что не измеряю свою стоимость деньгами. И точно не
вещами, которые имеют определенную цену лишь ради того, чтобы те, кому
не хватает самооценки, могли бы ощутить собственную значимость уже
потому, что их платье стоит в 15 раз выше реальной стоимости.
Мы живем на краю общества потребления. Где практически
все оценивается и является потенциальной собственностью. Собственная
личность. Друзья. Любовники. Иногда даже дети
Дети – это ведь тоже собственность, они принадлежат родителям, они
являются источником любви и преданности. Они в определенном смысле твои
личные рабы – или домашние животные. Это не фантазия, что многие люди
детей в общем и целом рассматривают как то, что им принадлежит.
Индустриально общество, такое прогрессивное лет сто пятьдесят назад,
превратилось в чудовище с жуткой философией – \»стань богатым или умри”
(и это означает много-много-много собственности, то есть потребления).
Люди видят себя исключительно через деньги, через престиж, который можно
купить за деньги, через статус, который можно купить за деньги, через
красоту и сексуальность – тоже приобретенные за деньги.
Деньги стали универсальной величиной, которой можно все измерить.
\»Если такой умный, почему такой бедный?” Да, эта фраза не совсем так
звучит в оригинале, и важен контекст, но слова ушли в народ – и этот
вопрос стал уже риторическим. Ты не можешь быть умным и бедным. По фиг
на Диогена, Спинозу, Маркса, Ван Гога, Рэмбо и причих великих (и бедных).
Ты не можешь не стремиться к деньгам (или не завидовать
им) – потому что в нашем обществе даже здоровый асектизм считается
чем-то вроде греха
Ты не можешь считать себя полноценным человеком, если счастлив, зарабатывая свои 3000 евро. Или еще меньше.
Одна женщина, у которой богатый муж, открыла салон красоты вместе со
знакомой. И теперь у нее горе – ей приходится раз в месяц летать в Милан
за самыми последними коллекциями (и обновлениями последних коллекций),
так как круг ее новой знакомой, те клиентки, которых она приводит – у
них у всех сверхбогатые мужья, и они там каждый день меряются, у кого
дороже и новее платье, у кого богаче и больше автомобиль.
Вот так люди на полном серьезе живут. Даже этой женщине, которая и
сама не сахар, такая гонка кажется безумием – но она влилась в поток,
потому что не готова иметь собственное мнение.
Люди рехнулись. Кто-то обладает миллиардным состоянием и строит себе
одну за другой яхты… не яхты даже, скорее лайнеры – и все это ради того,
чтобы платить безумные деньги за обслуживание, и видеть эту яхту раз в
год, и еще чтобы все, кто ходит в зоне парковки этого судна тыкали
пальцем и говорили: \»Господи, каким же идиотом надо быть?! Там еще и
подводная лодка, бугага!”.
Они не знают, на что тратить все эти деньги, они только и ищут, что
бы такое купить, чтобы деньги обрели смысл. Потому что вроде бы владение
большими деньгами должно иметь какой-то смысл – но нет, смысла нет. И
радости нет. Может, удовольствие иногда и приходит, но вот радость –
очень редко. Такая радость, которая каждый день. Которая вроде счастья –
ну, когда ты искренне влюблен, то каждый день для тебя насыщен
чувствами, и тебе каждый день хорошо, ты просыпаешься с радостью, живешь
с ней, засыпаешь.
Все дело в том, что такую радость приносят не деньги. Ты можешь мало
зарабатывать или много зарабатывать – не в этом дело, это все мишура.
Главное – чтобы человек определял себя через свои интересы, через анализ, через отношения. А не через вещи
И не через количество денег. Потому что количество само по себе не
имеет ни малейшего значения. Какая мне разница, сколько у человека
денег? Он что, собирается мне подарить часть, или купить лекарства для
бездомных, или построить музей? Если собирается – то отлично, я вижу для
себя в этом пользу, даже если и косвенную. Но если нет – то какая мне
разница, он в месяц зарабатывает 30 тысяч рублей или 300 тысяч евро?
Вот стоит богатый мужчина, и костюм у него с Севил Роу, и ботинки за
1500 евро, и яхта у него есть, и пятнадцать домов, но он скучный, он
банальный. Все, я ушла. Или вот девушка, милая такая, в свои 50 выглядит
на 28, и у нее сумка стоит больше моей квартиры, и она плетет чушь
какую-то: мол, у мужа две любовницы, надо вставить грудь на три размера
больше. Эээ? Вот сейчас случится чудо – и я проникнусь благоговением?
Или девушка спускает все деньги на дорогие салоны красоты, где все то
же самое, что в дешевых – только в двадцать раз дороже, и она два
месяца голодала, но купила себе какие-то там сапоги must have, и у нее
такие же сухие крашеные белые волосы, как у всех блондинок – и только
она думает, что этот выжженный оттенок отличается от других выжженных
оттенков, но она до черта гордится тем, что \»живет как богатая”, потому
что — \»у нее есть мечта”, а в голове – пусто, потому что книги, фильмы,
события, над которым надо думать, и мысли, которые нельзя купить – ей
совершенно не интересны, она больна, она ощущает себя лишь как
приложение к этим своим сапогам, без них она – никто, и сейчас у нее
такая козья морда, с помощью которой она смотри на всех окружающих,
потому что – must have сапоги (или это просто сапоги жмут?) и на ногтях у
нее лак за 8000 рублей, а в доме, где она снимает квартиру, живет
известный режиссер.
И только ей, бедной, кажется, что все эти вещи и услуги что-то
меняют. Она бедная, да, она всегда будет бедной – потому что ей нечего
предложить, кроме этих бессмысленных тряпок.
Бедные люди – это те, у кого нет самих себя, кто не
думает, не чувствует, не перегоняет через себя действительность, чтобы
как-то ее осмыслить, улучшить, придумать нечто особенное
Который понимает собственную значимость только через материальное –
через предметы, через услуги, через места. Есть предметы – ты счастлив.
Нет предметов – ты ничтожество.
Возможно, мне стало бы жалко такого человека, если бы он доказал, что
хоть раз устроился где-то с книжкой, почитал, подумал, хотя бы
попробовал переосмыслить свою жизнь, свои мечты. Но нет – это такие
создания, которые живут стереотипами, общими установками, массовой
истерией, маркетинговыми ловушками. Прямо хочется как-то им помочь –
вслух Фромма почитать или Ортегу де Гассет.
Вдруг где-то там забрезжит, что не для денег люди живут, не ради сапог,
а ради того, чтобы этот мир становился более гуманным, удобным,
терпимым, спокойным и чтобы люди не хотели друг друга убивать? И что
смысл только в этом, а не в блевотном престижном потреблении, которое
придумали ради мифических классовых различий, которые в наши дни похожи
на пародию, и которых приличный человек стыдится, а не подчеркивает
всеми этими своими нелепыми понтами. Аминь. Будьте счастливы.
Зарабатывайте меньше. Влюбляйтесь.
Источник

Добавить комментарий